Как научиться выступать: метод «ключевых слов»

Существует два полярных мнения – первое: написать речь, потом заучить, и второе: составить речь и проговорить раз пять-десять. Я придерживаюсь второго метода, основываясь на очень простой мысли: письменная речь и устная – две огромные разницы, в письменной речи используются совершенно другие методы воздействия и влияния на аудиторию, нежели в письменной. Самый действенный, на мой взгляд, - метод ключевых слов, когда вы строите свою речь вокруг нескольких слов или словосочетаний. Тогда нет необходимости заучивать речь, ведь вы можете выразить свои мысли разными словами. Что такое ключевое слово? «Ключевое слово — слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст. Набор ключевых слов документа называют поисковым образом документа. Набор ключевых слов близок к аннотации, плану и конспекту, которые тоже представляют документ с меньшей детализацией, но лишён синтаксической структуры» (Википедия)>Итак, с чего начинаем работу над выступлением?Самое первое упражнение – подготовительное. Содержание этого упражнения - чтение текста вслух перед слушателями. Для чтения возьмите небольшой текст, лучше законченный – это может быть статью из журнала или газеты. Если у вас есть конкретная цель – научиться выступать на какие-то определенные темы, связанные с вашей деятельностью или учебой, то очень хорошо брать статьи именно на эти темы. Таким образом, вы готовитесь к выделению ключевых слов и вводите в свой активный словарь новые слова. Громко читайте вслух, время от времени бросая взгляды на воображаемых слушателей (можно посадить членов семьи или большую игрушку). Добивайтесь уверенного поведения: вы смотрите на слушателей и в текст, ваша речь звучит свободно. Следующее упражнение– пересказ текста. Прочитайте отрывок, длиной не более пяти предложений и перескажите его, стараясь передать детали. Особенно обратите внимание на передачу определений (если они, конечно, есть). Добивайтесь, чтобы речь была спокойной, без пауз, без таких вспомогательных слов как «э-э» и «м-м». Не оставляйте незаконченных предложений, доводите свою мысль до конца. Сокращаем текст[. Для этого упражнения возьмите более длинную статью (или законченный отрывок) и сократите ее. После первого сокращения должно остаться несколько предложений, а после второго – одно предложение. Это поможет вам понять, какие слова в тексте являются ключевыми, на каких словах держится текст. Выделяем ключевые слов и создаем конспект статьи. Прочитайте статью или небольшой отрывок и выделите в нем ключевые слова. Далее создайте конспект ключевых слов – т. е. выпишите их. Сразу подумайте о том, с каким конспектом вам будет проще работать, каким образом оформленный конспект будет проще для восприятия. Вы расположите слова столбиком? В строчку? Соедините в словосочетания? Проведете между ними стрелки? Объедините их в группы с помощью пиктограмм? Теперь перескажите статью своими словами, опираясь на составленный конспект. Многократно перескажите статью, каждый раз используя различные слова. Изменяем текст. Делаем статью более объемной по содержанию, добавляя в нее собственное мнение. Делаем это следующим образом. Сначала обдумайте, что бы вы хотели сказать по этой теме, каково ваше собственное мнение по этому вопросу. Сформулируйте свою точку зрения в устной форме и добавьте ключевые слова в уже готовый конспект. Вновь перескажите статью, теперь уже со своим мнением. Создаем первое выступление на основе конспекта ключевых слов. Лучше всего, если тема такого первого выступления будет простой, даже обыденной. Например, подведение итогов дня или какого-нибудь мероприятия. Подумайте о том, «как все прошло». Выделите наиболее существенные итоги, или сделайте наиболее важные выводы. Подберите для них ключевые слова. Составьте конспект на основе ключевых слов. Расскажите в течение пяти минут о прошедшем дне или мероприятии.
Консалтинговая компания "Смарт-М" www. s-m-a-r-t. ru



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: