Заводной Апельсин

"Заводной апельсин" был одним из романов, написанных Бёрджессом в 1961 году, тогда он думал, что скоро умрёт от опухоли мозга, и хотел обеспечить жену материально. Он полагал, что роман содержит нравственное откровение, что книга должна быть "теологическим трактатом о том, как государство подавляет свободную волю". В 1963 году во время съёмок "Доктора Стрейнджлава" сценарист показал Стэнли Кубрику эту книгу. В конце 1969 года Кубрик снял картину по этому фильму.
Действие картины развивается в Англии, в будущем, в 70х годах, времена не самые мирные и спокойные. Рассказ ведётся от лица главаря одной из банд, Алекса. По вечерам молодой человек и его друзья ходят в бар "Korova", где пьют галлюциногенное moloko, а затем, как правило, выходят ночной город, где устраивают драки с другими бандами, врываются в чужие дома, чтобы porazvlechsya, мучая, уродуя и убивая. Всё это доставляет им большое удовольствие, но в один прекрасный день, Алекса хватают на месте преступления и приговаривают к четырнадцати годам тюрьмы.
По прошествии двух лет он соглашается на участие в медицинском эксперименте, после которого он должен лишиться всех своих греховных мыслей и желаний. На глаза Алекса надевают специальные приспособления, которые не позволяют векам закрываться. И врачи заставляют своего пациента смотреть специальные фильмы, изображающие различные виды насилия. Одновременно Алексу вводят наркотик, вызывающий приступы рвоты. И вот даже мысль об агрессии или сексуальном желании становятся для Алекса невозможной. Врачи остаются довольны результатом своего гениального эксперимента. Прежде негодяй, ныне превратился в смиренного человека.
Но, выйдя на свободу, Алекс не думал о том, что его там ожидает.
Теперь все те, кого когда-то Алекс подвергал насилию, мстят ему. Один из наиболее сильно пострадавших жертв Алекса, так же не упускает возможности отомстить, заперев его в комнате, где играла девятая симфония Бетховена, так любимая Алексом в его прошлой, грешной жизни. Юноша не выдержав, выбрасывается из окна, которое специально было оставлено приоткрытым. В результате, искалеченный, он оказывается в больнице. Общественность негодует, требуя возвращения Алексу утраченных инстинктов. Министр внутренних дел приезжает в больницу и в присутствии фоторепортёров сам кормит пациента с ложечки. Под натиском общественного мнения правительство даёт добро на реабилитацию Алекса и закрытие эксперимента.

Что же является главной мыслью фильма, которая, как сначала может показаться, скрыта слишком глубоко, чтобы ее заметить? Главных мыслей можно назвать несколько. Разрушение всех устоев и моралей в мире, до такой степени, что люди достигают даже и такой аморальности, какой достиг Алекс. То есть мир докатился до такой степени безумства, что и сами методы лечения жестокости являются ни чуть не менее жестокими и агрессивными. Фильм говорит нам о том, что нельзя существовать мирно, в обществе, построенном на жестокости и безразличии. Родители главного героя даже не знают где он работает, их, будто это не волнует, не интересует. За счет этого возникает неуважение к старшему поколению, за счет равнодушия и безразличия. В этом фильме каждая деталь связанна с главной мыслью, которую автор романа хотел донести до людей. Поэтому вариантов множество.

Новый стиль одежды и особый язык членов банды - смесь английского и русского, делают фильм отличным от других и более запоминающимся. Отдельного внимания заслуживает музыка, ибо она играет немаловажную роль. Режиссёр использует классическую музыку, это и Россини, и Девятая Симфония Бетховена. Но самой большой удачей в плане музыки фильма, является исполнение Алексом песни "Singing in the Rain" в сцене изнасилования мисс Александер.
Кубрик наполняет фильм огромным количеством символов, знаков. Например, то, что домашним животным Алекса является не милая и пушистая собачонка или кошечка, а холодная и пугающая змея, которая является олицетворением греха и преступления за рамки дозволенного. На стенах комнаты одной из жертв мы можем видеть картины точь-в-точь похожие на картины жилища Алекса.
Хочу отметить игру актеров. Этот фильм я посмотрела впервые достаточно давно, с тех пор он запомнился мне как нечто неординарное и многие фразы или кадры из него остались в моей памяти. Он вызвал много противоречивых чувств и мыслей. Я для себя отметила что все актёры снимавшиеся в нем, явно, нарочно переигрывают, что вдвойне усиливает эффект который на зрителя производит та или иная сцена. Плач, крик, грусть, смех, все как бы преумножено в несколько раз и приправлено сарказмом, раскрывающим все лицемерие, царящее вокруг нас, и спокойствие тоже наигранно, смотришь, и видишь не просто спокойствие, а мертвенное безразличие. Очень интересно подобран актер, исполняющий роль самого Алекса. Ни одной грубой черты лица. Смазливый, молодой человек, совсем не обладающий внешностью отъявленного негодяя, такого каким представили бы его большинство людей, но коим Алекс, несомненно, является. Однако стоит лишь заглянуть в глаза и обратить внимание на его улыбку, как моментально осознаешь, всю гениальность игры актера, его безупречную возможность передавать такие сильные эмоции в еле уловимой ухмылке.
Он настолько выпадает из общества и общепринятых норм, что предстает перед публикой не просто негодяем и плохим парнем, а кем-то особенным, с мыслями настолько извращенными, что невольно появляется к нему нечто вроде симпатии, желания понять его. И само собой, всё, что не понятно, вызывает либо ненависть и отчуждение, либо симпатию и интерес. Чего не могу сказать о его жертвах.
Их эмоции и мысли нам абсолютно ясны. Что может быть в голове человека, которого грабят? Или которого насилуют? Все это очевидно и не вызывает желания покопаться в этом, разобраться или что-то понять.
Сценарий киноверсии романа проработан до мелочей, видно, что режиссер и оператор отлично понимали друг друга
Яркие краски фильма, весь фильм оранжево-красного цвета, цвета апельсина. Это и еще название фильма остается для меня загадкой. О цвете я могу предположить что красный или оранжевый, является сигналом тревоги, ярости, нервозности, что присуще главному герою, а вот о названии не могу и судить - загадка.
Автор книги "Заводной апельсин" объяснил это название, сославшись на поговорку "странный, как заводной апельсин", т.е. чудак.
Но среди поклонников этого фильма есть мнение, что опыт, проведенный над Алексом, делает его снаружи целым, как апельсин, а внутри рабом неподвластного ему механизма.
Есть еще такая версия, что Энтони Берджесса на создание книги вдохновил эпизод из собственной жизни– когда он некоторое время жил в Малайзии, его жену избили четверо американских солдат. А по-малайски слово «оранж» означает «человек», так что дословно название романа и фильма следовало бы переводить как «Заводной человек».
Возможно, не всем эта картина придется по душе.
Но все же осмелюсь сказать, что, безусловно, этот фильм – эталон фантастического реализма.

Исакова Вирджиния



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: