Меню

Самый волшебный праздник рождество

Магия Рождества: традиции, история и легенды любимого всеми праздника

Праздник Рождества — один из самых важных в году. Он символизирует рождение новой жизни и объединение мира в единое целое. Эта дата — одна из самых популярных в мире, поэтому для вас собрала интересную информацию про Рождество, его историю и традиции.

После новогодних праздников плавно переходим к празднованию Рождества.

Рождество входит в список наиболее важных для верующих праздников.

Считалось, что в этот день открываются врата между небом и землей, и все что происходит, имеет свой смысл и особое значение: приходят новые мысли, встречаются или созваниваются люди, о которых забыли, а в ночь с 6-го на 7-ое января снятся вещие сны. Наши предки обращали внимание даже на день недели, на который приходится Рождество — в этот же день недели начинали сбор урожая летом.

Рожде ство 2019: и стория праздника

Все языческие праздники были связаны с космическими законами: днями равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния, с фазами луны и т.д. Церковь лишь заменяли уже существующие языческие празднования на религиозные. Так как в Библии не было указано точной даты рождения Христа, то ничто не мешало выбрать 25 декабря в качестве новой праздничной даты. Рождество ввел папа Юлий I в 354 году, заменяя им «день плодородия» у язычников и праздник Бога Солнца, который почитали римляне.

В Украине до христианской эпохи также существовал культ Солнца. Главному светилу молились, радовались, просили защиты от тьмы, хорошего урожая, здоровья и достатка. Наши предки верили, что в декабре и январе Солнцем рождается новая чудодейственная сила, которая наполняет души людей, животных и все создания живого и неживого мира. Праздник этот ждали с особой радостью и надеждой.

Приготовления к Рождеству 2019: подготовка к празднику

Подготовку к празднику начинали с лета: заготавливали лучшие дрова, готовили большое количество съедобных запасов и всевозможных наливок, варили мед, покупали новую посуду. Хозяйка заботилась о новой одежде для себя, мужа и детей, которая обязательно должна была быть светлых оттенков (т.е. нести в себе радость).

По церковной традиции Рождеству предшествует сорокадневный пост (Рождественский пост). Во время него очищалось не только тело, но и наводился порядок в доме и на дворе: чинился воз и сани, белили комнату, мазался пол глиной, вывешивали лучшие рушники. Печь раскрашивалась фантастическими цветами и птицами, а стены символами, которые теперь можно встретить на писанках. Уголок, в котором висела икона, торжественно украшали и ставили туда светящуюся лампадку.

Хозяин с хозяйкой в это время рассчитывались с долгами и возвращали то, что сами одолжили в течение года. В наше время этот период можно использовать и для подведения итогов: как в материальном, так и духовном плане — пересмотреть все вещи в доме и избавится от ненужных и с благодарностью вспомнить прошедший год, события и людей.

Приготовление блюд на Рожде ство

Чтобы успеть приготовить все кушанья, хозяйка просыпалась очень рано — в час или два ночи. Воду для приготовления еды набирала до восхода солнца. Печь разжигала 7 или 12 бревнами, которые были заготовлены с лета. Считалось, что необходимо приготовить 12 постных блюд — по количеству апостолов. В дохристианской эпохе 12 блюд соответствовали месяцам года. Кушанья включали все плоды, которые выращивались хозяевами на огороде, чтобы задобрить духов и попросить об урожайности в наступающем году.

Кутья и узвар варились первыми. Для кути был особенный горшочек. Он всегда покупался новый, либо в нем ничего не варилось, кроме кутьи. Узвар варился из сушеных яблок, груш, слив и вишни. Хозяйка также готовила голубцы, капустняк с пшеном и фасолью, горох, борщ постный с карасями, гречневую и пшенную кашу, вареники с капустой и картошкой. Жарила рыбу, пекла блины из кислого теста, готовила блюда с грибами. И хотя на Святой вечер выпадало много работы, женщина сохраняла в доме чистоту. Считалось, что если будет много мусора то летом лен, морковь и лук зарастут травой.

Пока жена с дочерьми готовили блюда, мужчина обходил весь двор: стелил свежую солому, вычищал хлева, давал животным есть и пить, готовил зерно курам, чтобы не делать этого во время праздника. После всюду посыпал маком, чтобы злая сила не смогла проникнуть к нему во двор, ни к людям, ни к животным. В течение всего дня семья постилась, только маленьким детям разрешалось съесть чуть-чуть отварного картофеля.

Приглашение гостей на праздничный ужин

Наступление сумерек означало, что хозяйке пора накрывать на стол, а появление на небосклоне первой звезды — что Святой вечер (Сочельник) начался. Перед началом ужина вся семья молилась за умершие души, за тех, кто пропал без вести, а затем за всех присутствующих.

После молитвы хозяин брал несколько ложек кутьи и по ложке от каждого блюда, мешал все с зерном и снова шел в хлев угощать животных, чтобы и они могли разделить праздник. Затем со свечой и кутьей в руках выходил в сени, закрывал за собой двери и трижды громко приглашал солнце, месяц, и все праведные и грешные души на Святой вечер. После выходил во двор и снова трижды приглашал мороз, буйный ветер и метель.

Вернувшись домой, он закрывал за собой все двери и уже никто из взрослых в этот вечер из дому не выходил, кроме детей и молодежи. После того, как все силы были приглашены в гости, семья рассаживалась за столом, предварительно продув место на лавке, чтобы нечаянно не придавить святую душу, которая могла прийти к ужину. Отец садился в центре стола, а все остальные рассаживались по старшинству. Первым кутью ел хозяин, трижды отчерпнув ложкой из посуды. Затем блюдо передавалась по ходу солнца (по часовой стрелке) другим членам семьи.

Читайте также:  Древнерусские праздники сохранившиеся до наших дней

Если в семью приходил нежданный гость, его радушно принимали. Считалось, что он приносит счастье. Хорошей приметой было пригласить на рождественский ужин одиноких, бездомных и обездоленных. Святая вечеря считалась ужином всего рода. Стол после ужина не убирали, а на окно ставили кувшинчик с водой, верили, что ночью придут праведные души и еще раз сядут за стол.

В конце ужина глава семьи дарил детям сладости, а с женой обменивался рождественским подарками. Уже после ужина мама готовила узелок с едой, и дети несли его старейшинам рода. Считалось, что чистый и невинный ребенок своим приходом принесет в дом счастье, здоровье и достаток. «Нести вечерю» означало уважать старейшин, вместе делить судьбу, добро, надежду, богатство со старейшинами рода и помнить об умерших.

Колядующие

После Святого вечера начинались колядования. В зависимости от традиций села колядующие ходили в гости или в сам Святой вечер, или на следующий день, а некоторые и через день после Рождества. Готовились колядовать (учили колядки, делали рождественскую звезду, разучивали сценарий вертепа и т.д.) с 27 ноября (дня св. Филиппа).

Колядовали только мальчики, так как на все большие праздники хорошей приметой считалось, что в доме должен появляться первым мужчина. В группе выбирали бойкого атамана, «михоношу» с торбой для подарков и ответственного за ношение рождественской звезды. Атаманом чаще всего был юноша, почитаемый в селе, который умел пошутить и запеть песню, чтобы все подхватили.

Колядующие не имели права брать подарки в руки, хозяин их должен был положить прямо в торбу. Расплачивались за колядки орехами и яблоками, пампушками и блинами, улыбками и шутками. Просить деньги или шутливо угрожать было не принято. Ведь главной миссией колядующих было бескорыстно поделиться новостью о рождении Иисуса.

Гадания на Рожде ство

Наших предков в первую очередь интересовали вопросы о здоровье членов семьи и женитьбе детей. Поэтому все гадания на Рождество строились так, чтобы возможно было отыскать вопросы на эти ответы. Любое гадание на Рождество было в первую очередь забавой и не несло в себе злого умысла.

Чтобы определить с какой стороны ждать суженную или суженного, парни и девушки выбегали на улицу и слушали откуда «гавкнет собака» — там и искать свою судьбу. Если же лай собак слышался во время ужина, то верили, что скоро в семью придут сваты и дочь будет счастлива в браке.

После ужина молодые девушки забегали в дровяной сарай и быстро брали в охапку бревна. Дома пересчитывали: если парное число — выйдут замуж в этом году. Те, кто сорвал в день Андрея вишневую ветку и поставил в воду, ждали: расцветет ли она? Если да, то это тоже означало быстрое замужество. А весной эту веточку высаживали возле дома.

Молодожены гадали на пол ребенка. Кольцо подвешивали на волоске или нитке и медленно опускали возле руки мужчины. Если кольцо начинало совершать круговые движения — родится девочка, если движения маятника — мальчик, если кольцо не двигались — в этом году детей не будет.

Что нельзя делать в рождественскую ночь

Нельзя было спать, тяжело работать, выносить мусор и заметать в хате. Мусор и солома символизировали старость, смерть, потусторонний мир. И хотя на Пасху и Ивана Купала существовал обычай очищения — сжигания мусора, на Рождество верили, что в соломе могут собираться души умерших, которые слетелись на праздник в родные дома и которые могли там пробыть до Старого Нового года. Поэтому сжигали мусор и солому после 14 января, а иногда и после Крещения.

Символы Рождества

«Дидух» делался из колосков пшеницы или жита, собранных в августе в конце жныв. Он был символом семейного достатка, а в дохристианские времена считалось, что в нем живет дух опекуна и защитника людей. Зерна с «дидуха» сохраняли до весны, и затем добавляли их к посевным. Считалось, что тогда урожай будет богаче. Вносили «дидух» в хату 6 января, ставили в уголок возле иконы и поручалось это только мужчине.

Кутья — главное и поминальное блюдо Святого вечера, приготовленное из зерен пшеницы и заправленное маком и сладким медом. Зерна имеют способность долго сохраняться и оживать после столетия «сна». А цепочка «семя-растение-семя» символизирует вечный круговорот и бесконечную жизнь.

Хлеб — символ жизни, смерти и воскрешения. На рождество выпекали много разных видов хлеба. Рождественский калач круглый, как солнце, и заплетенный в косу. Кныш — круглый хлеб с малюсеньким хлебчиком сверху — для душ умерших. Пироги с капустой, фасолью и маком, которые символизировали семейный достаток.

Стол , за которым вся семья собиралась во время ужина, был символом единения. За ним происходил обмен духовными ценностями и традициями. Если кого-то из семьи на Рождество не было дома, ему все равно оставляли на столе прибор.

Рождественские приметы

С 6 на 7 января небо звездное — год будет урожайным.
Если метель в канун Рождества — будет ранняя листва.
Если Рождество теплое — весна будет холодная.
Снег 7 января — к хорошему году.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://mudrost.mirtesen.ru/blog/43241149574/Magiya-Rozhdestva:-traditsii,-istoriya-i-legendyi-lyubimogo-vsem

Рождество Христово: самое великое чудо и самый волшебный праздник

Добрые песни и волшебные сказки, фильмы, которые мы смотрим из года в год, традиции, которые вечны и чудо, вера в которое объединяет всех нас. Что за праздник такой — Рождество, почему мы так любим этот день и чем он отличается от Нового года — в нашей статье.

Рождество — это день рождения Иисуса Христа

Никого на земле не ждали так сильно и долго, как Бога. Можно сказать, что этот мир мечтал о Боге. В разных странах и городах, в разных культурах люди искали встречи и общения с Ним. И хотя Бог не мог не откликнуться на эту мечту и ожидание, многими Его приход, увы, оказался не замеченным. А те, кто Его заметил, стали героями самого удивительного рассказа в истории человечества — Евангелия.

Читайте также:  Товары для праздника самовывоз

На земле нет и, наверное, не будет другой книги, которая была бы переведена на столько языков и издана такими громадными тиражами. Потому что Рождество Христово — это событие, удивившее и навсегда изменившее мир,
не видевший до этого Бога.

Евангелие рассказывает, как праведный Иосиф из галилейского Назарета отправился в Иудею, в древний город Вифлеем, вместе с обрученной ему Марией, которая ожидала ребенка. Когда они были там, она родила мальчика, спеленала Его и положила в ясли, то есть в кормушку для скота в хлеву, потому что в гостинице для них не нашлось места. Так неприметно, тихо и в бедности появился на свет Сын Божий Иисус — Человек, принесший в этот мир любовь, которой прежде никто не знал.

Кто такой Иисус?

Иисус — это сын Бога. Бог послал его на землю для того, чтобы спасти всех нас. Для этого Иисусу пришлось погибнуть, но так было задумано — его муки были искуплением за грехи наших предков. Жил Иисус очень давно, более двух тысяч лет назад, но мы до сих пор помним о нём и о том, что он пожертвовал собой, ради того, чтобы мы сейчас жили.

Что же такое Рождество?

Как и у любого человека, у Иисуса был День его рождения. Именно 7 января принято считать Днём рождения Иисуса, хотя точной даты его рождения никто не знает. Во многих странах, в том числе в Европе и США, Рождество отмечают 25-го декабря, по старому стилю. Рождество — это праздник в честь рождения Иисуса, и мы отмечаем его до сих пор в память о сыне Божьем.

Как произошло Рождество Иисуса?

Мы помним, что за девять месяцев до рождения Христа, а, значит и Рождества Христова, происходит событие, получившее название «Благовещение Пресвятой Богородицы», когда Архангел Гавриил приносит Богородице Благую весть (отсюда «Благовещение») о том, что она станет Божьей Матерью. Отец Иисуса на самом деле — Господь, но важная миссия — вырастить и воспитать сына Божьего была доверена Святому Иосифу.

Перед самым рождением Иисуса Иосиф с Марией вынуждены были отправиться в город Вифлеем, так как царь приказал провести перепись населения. В Вифлееме было очень много людей и все дома и гостиницы были заняты теми, кто прибыл на перепись, поэтому Марии с Иосифом пришлось заночевать в пещере вместе со скотом. Именно в эту ночь и родился маленький Иисус. Поскольку в пещере не было кроватки, младенца пришлось положить прямо в ясли. Ясли — это ящик, из которого едят животные, и он обычно заполнен сеном. Именно на это мягкое сено и положила Мария своего новорожденного малыша.

В эту же ночь неподалеку проходили пастухи со своим стадом и увидели яркий свет и ангела, который возвестил о рождении спасителя, который пришел
на землю, чтобы спасти всех от грехов. Также ангел велел пастухам отправиться к младенцу и рассказал, что он лежит в яслях.

Также в ту ночь на небе появилась яркая звезда — Вифлеемская, которая указала путь к новорожденному младенцу мудрецам-волхвам. Они догадались, что свет звезды возвещает о рождении Спасителя и отправились к нему с дарами. Волхвы знали, что Иисусу суждено стать Царем Небесным на земле.

Своим дыханием животные согревали Богомладенца. Как поётся в эти праздничные дни в храмах, ясли стали «вместилищем невместимого Бога».
С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения. Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать сердцем.

Как мир узнал о рождении Спасителя и как воспринял это?

Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: «Не бойтесь! — говорит он, — я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (т. е. в Вифлееме) Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы — мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией — Спасителем. В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: «Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться!» Услышав это, мнительный и жестокий царь Иудеи Ирод «взволновался, а с ним и весь Иерусалим». От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не приходит, что царство новорожденного Владыки Израиля будет «не от мира сего», что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном. Вскоре он приказал казнить свою жену и детей из подозрения, что они намерены лишить его власти.

Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Читайте также:  Сценарий весеннего праздника во второй младшей группе детского сада

Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.

Ведомые звездой, волхвы идут в Вифлеем. И остановилась звезда «над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…»

Так, с бесприютности и скитаний, начинается жизнь Христа.

Когда родился Спаситель, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пошли встречать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить. Были и равнодушные, которые не пустили Богородицу в свой дом переночевать. Им было все равно, они были не способны на милосердие, на сострадание. При молчаливом согласии таких людей и совершается зло. И те, и другие, и третьи есть и среди нас. И каждый из нас ежедневно стоит перед выбором: с кем он? Где он? Со Христом, или за Ирода?

Традиции празднования Рождества Христова

Во-первых, сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, длящийся с 28 ноября по 6 января. Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем. Подобно тому, как волхвы шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника. А есть еще и приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января, совершается Рождественский сочельник, день очень строгого поста, когда готовится сочиво — блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят «до первой звезды» в воспоминание
о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке — люди готовятся к Исповеди и Причастию, чтобы причаститься на праздник Рождества Христова, готовят рождественскую трапезу.

Во-вторых, понимая, насколько важно для нас, людей, внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая ёлка — символ вечной жизни, которую даровал нам Христос.

Звезда, которой венчают наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, зажегшейся, когда родился Иисус, звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывала им путь.

В Рождественский сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Тут тоже глубокий смысл. Свеча — символ человеческой души, которая горит перед Богом. Горит и освещает путь другим. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в этом доме ждут Христа. Потому что смысл нашего празднования в рождении Христа в нашем сердце.

И, наконец, когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам — восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Эти подарки волхвов тоже были глубоко символичны: золото, как Царю, ладан, как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, как человеку смертному.

Таким образом, традиция дарить подарки — вовсе не новогодняя, а рождественская, и восходит она к тем самым волхвам, которые принесли свои дары новорожденному Младенцу Христу.

В чём разница между Новым годом и Рождеством Христовым?

У двух зимних и стоящих рядом в календаре праздников совершенно разный смысл. Новый год — начало условного отрезка времени, придуманного людьми, начало нового календарного года. Отмечая этот день, мы отдаем дань человеческим установлениям. Эту дату не так уж сложно и сместить, что и было проделано в 1918 году, когда Ленин подписал «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совсем другой значимости — рождение Иисуса Христа. Пришествие в наш мир Спасителя — поворотный момент в истории человечества.

Из всех церковных праздников Рождество Христово — самый детский. Может быть, потому что в нём много необычного, почти волшебного: и звезда, указавшая волхвам путь к Младенцу, и голоса ангелов с неба, и пастухи, нашедшие хлев, где лежал новорожденный Иисус, и подарки. Эти рождественские подарки — тоже знаки дружбы, в которых нуждаются не только наши родные и близкие, но и посторонние, и наши соседи, и одноклассники, особенно те, кому сейчас трудно, от кого отворачиваются. Так поступал Христос с теми, на кого люди или судьба махнули рукой — прокаженными, бесноватыми, грешниками, людьми с плохой репутацией.
Он делился с людьми всем, что у Него есть — своей любовью и верой.
Такими Он хочет видеть и своих друзей.

Зачем нужен праздник Рождества?

Бог приходит в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт Его рождения — это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: «Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа». Отныне человек не одинок в этом мире. «Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас».

Источник статьи: http://vk.com/@skm_shcool1zavod-rozhdestvo-hristovo-samoe-velikoe-chudo-i-samyi-volshebnyi-p