Меню

Сабантуй все для праздника

Башкирский народный праздник «Сабантуй»
статья

Сабантуй – башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.

Скачать:

Вложение Размер
sabantuy.docx 90.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пускай на глобусе ты кажешься листком,

Горячим занесенным ветерком, —

Башкирия моя! Твой сын простой,

Я восхищен твоею широтой….

Башкирский народный праздник «Сабантуй»

«Сабантуй» – башкирский национальный народный праздник. Имеет статус федерального праздника, находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества. Это праздник плуга, обозначающий завершение весенних посевных работ в поле.

Сабантуй называют праздником труда и здоровья, единства и дружбы. На Сабантуе люди желают друг другу щедрого урожая, здоровья, счастья, благополучия.

Национальный праздник Сабантуй – старинный и вечно молодой. Он сочетает в себе традиции народа и нововведения, как:

— награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий;

— новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях;

— бега с участием лучших рысаков России и зарубежья.

Как празднуют Сабантуй?

Национальный праздник Сабантуй организуется на специальной праздничной площадке (майдане) в июне, проводится в 3 этапа:

— начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;

— через неделю народные гулянья проходят в городах;

— через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Башкортостана.

Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают, обычно на большом поле – майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и культуры, народные гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Жители селений демонстрируют силу, ловкость и пропагандируют здоровый образ жизни.

Основные игры и состязания праздника: скачки на лошадях, борьба, соревнования в беге и ловкости.

  1. Куреш – борьба на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.

Цель соревнования – захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары – мужчины средних лет.

Кульминация состязания – борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана.

  1. Конные скачки – проводятся отдельно на ипподроме или устраиваются непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.

Цель соревнования – развитие интереса к лошадям и к их разведению.

  1. Поднятие камней. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг.

Цель состязания – поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.

— с яйцом в ложке;

— с полными ведрами воды на коромысле;

— прыжки в мешках;

— парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.

— бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;

— с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;

— командное или одиночное перетягивание каната, палки;

— лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.

Награждения на празднике :

— полотенца, украшенные вышивкой из национальных узоров;

Угощения на празднике

Веселый народный праздник Сабантуй, еще и очень гостеприимный. Здесь принято угощать мясной и сладкой едой.

На Сабантуе обычно готовят следующие блюда: плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей; перемечи – нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки; баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями; бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне; чак-чак – традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.

Таким образом, Сабантуй – башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник лучше проводить на открытом воздухе, с песнями, стихами, танцами и играми, способствующими развтию национальных чувств.

Цель: 1. Продолжать знакомить детей с традициями, культурой и обычаями татарского народа.

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с башкирской культурой.

Познакомить детей с народным праздником волжских татар — Сабантуй. Обогащать словарь детей,вызвать интерес к этому празднику, формировать партиотические чувства через художественное слово,музыку, любо.

Сабантуй- праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая,демонстрирующий силу и ловкость народа и пропагандирующий здоровый образ жизни. Празднуется каждый год в июне.

Сабантуй — это праздник труда, праздник радости и счастья. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ.

Опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками&quot.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2021/01/04/bashkirskiy-narodnyy-prazdnik-sabantuy

Праздник Сабантуй

С раннего утра площади городов тонут в весёлом шуме. Играет громкая музыка, звучат национальные песни, танцующие не жалеют ног. Мужчины борются прямо на земле, пытаясь свалить противника на спину при помощи обычного полотенца. Кто-то лезет на столб, кто-то катается на лошади, кто-то пытается с завязанными глазами разбить глиняный горшок. Словом, гуляют от всей души, как будто в последний раз. Это праздник Сабантуй, который каждый год с нетерпением ждут татары.

Где и как зародился праздник Сабантуй, установить трудно, он имеет тысячелетнюю историю. Одни исследователи предполагают, что его начали отмечать в Среднем Поволжье, другие находят схожесть с монгольскими традициями. Известно, что слово «сабантуй» – тюркского происхождения и состоит из «сабан + туй» – «плуг + торжество /праздник». Это главный праздник для всех земледельцев. В языческие времена его отмечали в конце апреля перед началом посевных работ. Предки современных татар и башкир были заинтересованы в богатом урожае осенью, поэтому главной целью праздника было задобрить духов. Гуляния проходили строго по регламенту и с соблюдением всех традиций, за чем бдительно наблюдали старейшины. Принятие ислама повлияло на культуру народов Поволжья, и спустя века Сабантуй изменился – ушла культовая составляющая, но остались весёлые гуляния. Чтобы было меньше параллелей с языческими обрядами, сместились и сроки – теперь Сабантуй отмечается как окончание посевной – когда все весенние работы выполнены, и появляется передышка до сбора урожая.

Когда отмечают Сабантуй

Чёткой даты для начала веселья нет – окончание посевной зависит от сезона и многих погодных факторов. Важно и то, чтобы праздник не выпадал на дни священного месяца Рамадан. Как правило Сабантуй устраивают в конце июня – начале июля, причём каждый регион устанавливает свои даты. Например, в 2019 году Казань гуляла 23 июня. В Набережных Челнах праздник был на неделю раньше, а в Москве – 6 июля. Отмечают «торжество плуга» и в Вашингтоне, Париже, Стамбуле – словом, везде, где есть татарские общины. Ежегодно в России устраивают и Федеральный Сабантуй с самыми пышными торжествами, причём каждый раз он проходит в разных городах – в 2019 году выбор пал на Новосибирскую область.

Соблюдение всех традиций Сабантуя сохранилось в основном в татарских и башкирских деревнях. Накануне молодые крепкие парни объезжают на лошадях дворы. Их встречают не с пустыми руками: хозяева вручают им выпечку, расшитые полотенца, посуду и другие с любовью подготовленные подарки. Кто из наездников соберёт больше всех подношений, тот молодец, однако из собранного никому ничего не достаётся. Всё отправляется на центральную площадь в «общий котёл», чтобы на следующий день стать призовым фондом. Выиграть это добро можно, победив в соревнованиях на силу и ловкость. Например, в одном из национальных видов борьбы – куреше. Смысл состязания состоит в том, чтобы уложить соперника на обе лопатки с помощью закинутого за его пояс кушака или полотенца. Задача не из простых, и победителя тут же объявляют лучшим батыром и вручают дорогостоящие подарки. В деревнях обычно на плечи водружают барана, а в городах богатырям могут и автомобиль презентовать. Кстати, ЮНЕСКО внесла куреш в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, и по нему даже устраивают чемпионаты мира.

Необязательно блистать силой, чтобы показать себя – ловкость тоже в почёте. На Сабантуй обязательно устраивают бег с коромыслом и в мешках, с ложкой и яйцом, бои подушками на бревне. Можно с завязанными глазами разбить палкой лежащий на земле глиняный горшок, достать ртом монету из кефира или залезть за призом на гладкий высокий столб. Словом, поводов продемонстрировать свои умения будет предостаточно! Гуляния длятся до позднего вечера, сопровождаясь песнями, танцами и шумными ярмарками. А главное лакомство праздника – это, конечно, сочащийся мёдом чак-чак.

Разумеется, такой праздник не мог не обрасти кучей счастливых примет. Главная из них касается молодого поколения, ведь на шумных гуляниях можно встретить свою судьбу. Так вот, образовавшиеся в этот день пары водой не разлить, а заключённые во время праздника Сабантуй браки – самые крепкие. А в русском языке сабантуй стал синонимом весёлой встречи с друзьями по случаю получения премии или в честь дня рождения.

Фестиваль «Многоликая Россия» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В России проживает 193 народа, и у каждого – богатая культура, традиции, обычаи, поэтому концертная программа фестиваля искрит необычными нарядами, песнями и танцами. Разные лица, пластика, голоса: в ЭТНОМИРе в эти дни собираются самые лучшие фольклорные коллективы.

На фестивале «Многоликая Россия» опытные ремесленники, мастера своего дела, обучают всех желающих тонкостям традиционного рукоделия, учат плести венки, делать обереги, народных кукол. А ещё можно поучаствовать в приготовлении кулинарных шедевров: рецепты популярных в разных уголках России национальных блюд раскрывают Хранители культуры, приглашая на дегустации.

Для детей организуются весёлые игровые зоны с конкурсами и забавами, проверенными временем и поколениями.

Приезжайте в ЭТНОМИР и узнайте много интересного о разнообразии этнического колорита России!

Источник статьи: http://ethnomir.ru/articles/prazdnik-sabantuy/

Сабантуй: традиции и новаторство

Веселый, мудрый Сабантуй – непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России, в некоторых регионах уже официальные власти берут на себя роль организаторов действа.

Да, все это не может не радовать. Но я был бы неискренен, не сказав и о вещах, вызывающих у меня беспокойство. Вот уже три с лишним десятка лет ежегодно в эфир выходит радиоспектакль «Сабантуй» по моей одноименной поэме, в последние годы она не раз прозвучала и во всероссийском эфире. Так вот даже за этот исторически короткий отрезок времени в организации Сабантуя произошли заметные изменения, и, на мой взгляд, не все положительного свойства. О чем конкретно речь?

Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции – есть народ, нет традиций – нет и народа. Это аксиома! Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа, разрушая их – разрушаем себя. Поэтому баланс традиционного и новаторского в организации и проведении Сабантуя, который вбирает в себя почти все формы творчества татарского народа, должен быть всегда точно выверен.

Дни проведения Сабантуя в нашей республике определяются указом Президента Татарстана. Затем в муниципальных образованиях начинается подготовка к празднику. Сроки проведения Сабантуя строго соблюдаются, и тем самым общественная и экономическая жизнь республики не выбиваются из привычной колеи. Такой подход к народному празднику является как бы современным продолжением древних традиций, но уже на государственном уровне.

Места проведения Сабантуя определяются муниципальными образованиями, и чем привычнее, постояннее эти места, тем лучше аура праздника, глубже восприятие его значения как участниками, так и организаторами.

Через века дошли до нас и основные виды состязаний, игрищ Сабантуя. Из состязаний это – скачки, борьба на кушаках, бег в мешках, бег с яйцом в ложке, бег с ведрами воды на коромысле, лазание на гладкий столб, бой мешками верхом на бревне; из игрищ – разбивание палкой горшка с завязанными глазами, поиск ртом монеты в катыке. Также традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах – гармонистов, кураистов, кубызистов.

Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.

Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эту традицию преемственности поколений я бы назвал одной из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Это знаю по себе. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй – это начальная школа жизни.

Главным призом Сабантуя испокон веков был живой баран, и он предназначался абсолютному батыру. Коня-победителя на скачках всегда награждали самым ярким, красивым, дорогим полотенцем, а потом целый год до следующего праздника на слуху у всех оставались имена как победителя-джигита вкупе с кличкой славного коня, так и хозяйки, изготовившей наградное полотенце. Не могу утверждать, что этой традиции сегодня следуют повсеместно.

В связи с этим хочу затронуть такую проблему. С расширением масштабов празднования Сабантуя по России и за ее пределами и стремлением восстановить самобытность народного праздника резко возросла потребность в татарских полотенцах. Кустарным, ручным способом их невозможно соткать в востребованных количествах. Одной алексеевской фабрике Татарстана не по силам удовлетворить потребности организаторов Сабантуя в полотенцах как количественно, так и качественно. А ведь можно наладить массовое производство специальных сабантуйских полотенец, которые требуются и для борьбы курэш, и для призов на скачках, в других соревнованиях. Вспомним: понадобились в большом количестве тюбетейки различного достоинства – и они появились, то же самое с коврами с изображениями Казанского кремля – они, слава богу, тоже сегодня не дефицит.

Накануне Сабантуя юноши собирали подарки для призов. Именно этот обычай, который назывался «серэн сугу», по сути, делал Сабантуй народным праздником. Времена изменились, бюджеты разных уровней стали предусматривать средства для проведения праздника, а в последние годы к этому необходимому и благородному делу присоединились спонсорские средства, и. глубокий по смыслу обычай начал терять свое значение. В силу этого народ лишился статуса организатора Сабантуя и остался только его участником и зрителем. Как мне кажется, не с главной целью сбора подарков, а для создания атмосферы соучастия населения в организации праздника и в целях сохранения традиции нужно вернуться к этому обычаю. Ведь особого труда не составит, скажем, в районных центрах и селах накануне Сабантуя проехаться с объявлением сбора подарков на тройке коней по улицам с шестом Сабантуя, на котором развеваются полотенца-символы. А в городах тройку легко заменят автомобили.

Был хороший обычай: когда батыру Сабантуя преподносили барана, он обращался к майдану и спрашивал: «Аксакаллар, сез ризамы?» (Согласны ли вы, аксакалы, с этим?). И только после утвердительного ответа майдана батыр водружал барана себе на плечи. К сожалению, этот обычай, который был жив ещё тридцать лет тому назад и нашел отражение в моей поэме, ныне канул в историю. Сейчас курэш на майдане зачастую выливается в заорганизованный спектакль, в котором исход схваток определяют заранее назначенные судьи, чьи решения не всегда объективны. Народ же отстранен от выявления победителей и проигравших на майдане по горячим следам. Вернемся, как говорят французы, к нашим баранам. Подарок, как известно, должен быть и желанным, и приятным для того, кому он дарится. А какого барана преподносят частенько батыру на нынешнем Сабантуе? Такого, который всю зиму провалялся на навозе, от которого на весь майдан несёт далеко не «шанелью». Таким ли должен быть главный подарок абсолютному батыру главного праздника известного своей чистоплотностью татарского народа?

Что касается превращения некоторых соревнований Сабантуя в коммерческие мероприятия, на которых победителям и призерам с купеческим размахом преподносятся в виде наград легковые автомобили, дорогие зарубежные мотоциклы и другие роскошные вещи, то мне кажется, это никак не вяжется с природой Сабантуя как народного праздника.

До сих пор в иных деревенских местах Сабантуя жив обычай награждать коня, пришедшего к финишу последним, в знак поддержки и утешения. А вот на Сабантуе районного, тем более городского масштабов, этот обычай почти уже не встречается. Жаль. Обычай этот, как я понимаю, символизирует доброту души и мягкосердечие нашего народа.

И в заключение несколько слов о новаторстве и нововведениях.

Сабантуй по своему статусу – народный праздник, хотя его основным организатором сейчас выступает государство. Тем не менее праздник начинается торжественным подъемом символа Сабантуя – белого полотенца с красными концами, а не государственного флага. И это правильно. Государственные флаги России и конкретных регионов могут быть подняты заранее. Однако торжественно поднятый символ Сабантуя не всегда так же торжественно спускается, возвещая о завершении народного праздника. Мелочь? Не скажите!

Хорошим новшеством в проведении Сабантуя стала церемония награждения передовиков производства и победителей различных отраслевых соревнований. Но, к сожалению, этот процесс зачастую сопровождается предлинными докладами районного руководства и изнурительно долгим награждением. Народ, ожидающий начала настоящего Сабантуя, утомляется и начинает расходиться.

Сабантуй – праздник светский, не имеющий отношения к религии. Мне приходилось участвовать в Сабантуях, которые начинались с чтения молитвы муллой, хотя участниками праздника были прихожане и попа, и раввина, и ксендза. И среди татар немало православных. А потом Сабантуй продолжался как любой другой праздник в России, то есть с принятием «на грудь», к сожалению, не только чая, фруктовых соков и минеральной воды. К аятам Корана и слову божьему нужно относиться подобающе.

По душе мне такие нововведения, как соревнования штангистов, гиревиков, шахматистов и шашистов, велосипедистов, а также по волейболу, настольному теннису, армрестлингу. Интересно смотреть на состязания по бегу стреноженных пар юношей и девушек, бегунов на ходулях, хождение по качающемуся наклонному шесту, на игру «кыз куу».

Новой жемчужиной Сабантуя стали бега с участием лучших рысаков округи, а в Казани, Нурлате – рысаков даже из дальнего и ближнего зарубежья.

Словом, в недрах Сабантуя происходили и происходят процессы развития, которые радуют нас и одновременно заставляют серьезно переживать за сохранение его самобытности и оригинальности. И только от нас зависит сбалансированность традиций народного праздника с новшествами, продиктованными временем, а значит, его дальнейшая судьба.

Ренат ХАРИСОВ
Народный поэт Татарстана

Газета «Республика Татарстан», 25 мая 2006 г.

Источник статьи: http://tatarstan.ru/data/sabantui/03.htm

Читайте также:  Оплата труда праздник выходной