Меню

Сабантуй история этого праздника

История праздника Сабантуй

В наш век, век быстроразвивающихся технологий, мы забываем о духовном развитии человека. О человеке, как о высоконравственной личности. Мы забываем о своих близких, родных, перестаем сочувствовать, сопереживать, быть милосердными друг к другу. Забываем и не интересуемся своими корнями происхождения.

Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности, помощи семьи. Размышляя над этим, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого ребенка. Она складывается из шести потенциалов:

* нравственный (ценностно-ориентировочный): восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «природа», «школа», «учитель», «Родина», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умения различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного поведения, знать символы и гимн нашего государства;

* познавательный: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

* коммуникативный (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;

* художественный: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

* физический: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;

* трудовой: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду — быть полезным в обществе, знакомство с профессиями.

Два года мы изучали историю нашего государства. Мы познакомились с историей возникновения фамилий на Руси, становлением и развитием науки, горного дела; с началом славных дел Петра Первого, выдающимися памятками Отечества, которые были созданы нашими предками.

Наше государство всегда было и есть многонациональным. Но меня всегда интересовал вопрос: « Как мои предки участвовали в рождении и становлении, формировании традиций такого могучего государства, как Государство Российское?»

По статистике известно, что в России живут более пяти миллионов татар. Они делятся на группы. Самая многочисленная из них волжско-уральская. Есть еще астраханские, крымские и сибирские татары. Из летописей известно, что они издавна были известными пчеловодами, искусными ремесленниками.

У меня возникло много вопросов. Какими людьми были мои предки? Добрые или не очень? Что их интересовало? Как справлялись с трудностями? Что радовало их?

Как нельзя представить греков без олимпийских игр, испанцев – без их национального зрелища – корриды, украинцев – без купальных обрядов, японцев – без праздника цветения сакуры, русских – без масленицы, так невозможно говорить об образе жизни татар без Сабантуя – празднике весеннего обновления природы.

История праздника на территории Татарстана насчитывает не менее чем 710 лет. По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю.

Так еще в 921 году знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада, с изумлением и восхищением описал этот праздник в своих трудах. Также в Алькеевском районе Татарстана учеными был обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя. В деревне Иске Салман Алькеевского района Республики Татарстан в июле 1979 года была обнаружена эпитафия, содержащая надпись «День Сабантуя», датируемая 15 июня 1292 года.

Давайте разберемся, что обозначает слово « Сабантуй»?

Слово Сабантуй состоит из двух частей – « сабан» и «туй». Сабан в переводе означает – « орудие пахоты» или « пашня», а « туй» — праздник, торжество, собрание, свадьба.

Среди народов, населяющих территорию между Волгой и Уралом, Сабантуй отмечался как праздник поднятия целины.

История возникновения праздника Сабантуй.

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с языческими обрядами предков. В татарском языке месяц май называется месяцем сабана, что в переводе означает весна, день. Сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй – свадьба, торжество. Таким образом, смысл слова сабантуй – торжество в честь сева яровых.

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ ( сабан – « весенний»). Происхождение праздника связано с существовавшими у древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили магический характер и туй следует толковать как « свадьбу» («бракосочетание»).

Читайте также:  Объявление для покупателей с праздником

Подготовка к празднику начиналась за несколько недель до назначенного дня. Аксакалы собирали сход и договаривались о сроках и месте проведения праздника.

В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина варила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы в переводе « грачиная каша» или « воронья каша».

На следующий день, чуть свет, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками – тула оек), отправлялись по домам собирать крашеные яйца.

У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного-кызыл башлы сёлге – вытканного узорами полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но пекли специально для детей булочки, орешки из теста – бавырсак и готовили конфеты.

В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: « Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят» Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.

В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8—10 человек они объезжали деревню.

Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.

Обычно на Сабантуй жители нескольких селений съезжались в одну деревню. Для майдана (место состязаний) избирался луг, ровное поле или опушка леса, как правило, недалеко от воды и гор. Место проведения было неслучайно. Таким образом, наши предки стремились к слиянию с природой.

К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.

С восходом солнца дети собирали по дворам призы для праздника: вышитые полотенца, платки, которые привязывали на специальный шест, куски ткани, раскрашенные яйца, продукты. Самым ценным подарком считалось полотенце с бранными узорами. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии, мастерстве молодой хозяйки. Его обязательно должны были приготовить молодухи ( яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями.

Сабантуйные дары наделялись магической силой. Они выполняли роль оберегов и должны были помочь выполнить желания дарителя. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.

По неписаным правилам майдан открытый: никто не должен уйти без подарков.

На празднике обязательно награждали бегуна, повредившего ногу, скакуна, пересекшего финишную черту последним. Шеи скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Обычай повязывать полотенца, платки на шею пришедшего последним скакуна называется « конь надежды». Этот обычай наши предки связывали с желанием отогнать беду и отдаванием дани душам покойных предков.

Празднества начинались с общественных молений, затем проходили конные скачки вокруг холма, имитирующие ход солнца по небу, прокладывали первую борозду и сеяли. Эти действия символизировали оплодотворение земли, заканчивались различными соревнованиями, хороводами и играми. Самая молодая замужняя женщина вручала подарки победителям, что подчеркивало взаимосвязь женщины природы с плодородием.

Читайте также:  Найти национальные праздники россии

Сабантуй начинался с раннего утра. В первую очередь, это праздник земледелия.

Поэтому и начинался он только после символического ритуала. В деревянный плуг впрягалась лошадь, и прокладывалась первая борозда. После этого праздник вступал в свою силу.

На середину майдана вкапывался сабантуйный шест с завязанными на верхушке полотенцами. Сабантуй праздновали весело, каждый хотел показать свою силу, ловкость, умение управляться с конем. Соревновались все от мала до велика. Сабантуй начинался состязаниями детей и аксакалов. Зрители располагались вокруг поодаль – сабантуйный круг ассоциировался с солнцем, небом. Традиционным был порядок состязаний.

• Конные скачки (наездниками были мальчики 10 – 13 лет)

• Курэш – национальная борьба

• Вечерние молодежные игрища

Соревнования начинались со скачек. Лошадей, участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5 -10 от деревни. Финиш устраивали на майдане. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе были и являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки и прыжки. Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе. Эти состязания имели огромное значение в жизни предков татар, так как они вели кочевой и полукочевой образ жизни.

Если батыры и джигиты демонстрировали на Сабантуе силу, удаль, сноровку, то певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа. Во время Сабантуя люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

Завершался Сабантуй вечерними молодежными игрищами.

До глубокой ночи звучали гармоники, скрипки. Парни и девушки пели песни, водили хороводы. Несмотря на большое стечение народа и азарт, возникавший во время состязаний, никогда не случалось беспорядка. Порядок был образцовый и поддерживался самими гуляющими.

Эти традиции предков поддерживаются и в настоящее время. География современного Сабантуя не ограничивается только Татарстаном, он стал проводиться татарскими диаспорами России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Сабантуй, как живое существо, на протяжении всей истории сохраняет все хорошие традиции и принимает новые, более современные идеи. Сегодня на Сабантуе кроме традиционной борьбы и скачек популярны игровые юмористические состязания: разбивание горшков с завязанными глазами, бой мешками, доставание монеты со дна тарелки или ведра с молоком.

Проводится этот веселый праздник и в нашем городе. В течение четырех лет мы активные зрители и болельщики нашего Сабантуя. Приглашаю всех посетить этот праздник. Вы не пожалеете. Предмет гордости Сабантуя – непреходящий дух дружбы и гостеприимства. Эту черту праздника отмечают все гости, побывавшие на празднике. Праздник плуга и души народа, любящего и трудиться, и отдыхать от души.

На мой взгляд, очень важно знать историю рождения и традиции проведения праздников, жизнь и быт наших предков. Сабантуй – жемчужина национальной культуры, и я очень рада, что он живет и поныне. Я горжусь тем, что в моей семье бережно сохраняются знания нашей национальной культуры. Пока живы мои бабушки и дедушки, я буду знакомиться с другими национальными праздниками и традициями их проведения. Все новые истории я сохраню и передам своим и детям, и внукам.

Источник статьи: http://www.hintfox.com/article/storija-prazdnika-sabantyj.html

Сабантуй

Сабантуй
Тип народный праздник
Отмечается башкирами, татарами и др.
Связан с окончанием посевных работ, земледелием
Сабантуй на Викискладе

Сабанту́й (тат. сабантуй, сабан туе , башк. һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир [1] [2] [3] . Похожие праздники существуют как у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику [4] .

Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях праздновании сабантуя у различных этнографических групп башкир и татар.

Читайте также:  Праздник дня рождения с пеппой

Содержание

Этимология и похожие праздники

Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба» [5] [6] .

В татарском и башкирском языках праздник называется тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).

У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй ) [7] .

Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем [8] .

Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай [9] имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».

Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов [10] .

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой [11] . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи [12] .

В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

История сабантуя

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году [13] .

В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя» [14] .

Несмотря на то, что у башкир «Һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников [15] , впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба [16] . И. Г. Георги писал: «Башкирцы. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными» [17] .

У башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. Так же известен обряд «Һабан бутҡаһы» («Плужная каша»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей [18] .

Празднование сабантуя в прошлом

До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя.

Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя, то у восточных проводился после.

Сабантуй в настоящее время

Федеральный Сабантуй

Федеральный Сабантуй (тат. Федераль сабан туе , башк. Федераль һабантуй ) — национальный праздник, проходящий на федеральном (всероссийском) уровне. Национальный федеральный праздник Сабантуй проходил в следующих городах:

Всероссийский сельский сабантуй

Учредителями Всероссийского сельского сабантуя выступают Исполком Всемирного конгресса татар, Ассоциация татарских сел России и Министерство культуры Республики Татарстан.

I (29 мая 2010 года) — с. Алькино (Похвистневский р-н, Самарская обл.)

II (19 июня 2011 года) — с. Шыгырдан (Батыревский р-н, Чувашия)

III (7 июля 2012 года) — д. Дубровка (Красноармейский р-н, Челябинская обл.)

IV (29 июня 2013 года) — с. Барда (Бардымский р-н, Пермский край)

V (24 мая 2014 года) — с. Малые Чапурники (Светлоярский р-н, Волгоградская обл.)

VI — д. Татарская Каргала (Самарский р-н, Оренбургская обл.)

VII — д. Старая Кулатка (Ульяновская область)

VIII (22 июля 2017 года) д. Средняя Елюзань (Пензенская область)

IX (14 июля 2018 года) с. Альменево (Курганская область) [19]

Общеевропейский Сабантуй

Общеевропейский Сабантуй (тат. Европа сабан туе , башк. Европа һабантуйы ) — национальный праздник, проходящий на международном уровне. Национальный общеевропейский праздник Сабантуй проходил в следующих городах:

Источник статьи: http://wiki2.net/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B9