Меню

Сабан туе праздник плуга

Башкирский народный праздник «Сабантуй»
статья

Сабантуй – башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.

Скачать:

Вложение Размер
sabantuy.docx 90.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пускай на глобусе ты кажешься листком,

Горячим занесенным ветерком, —

Башкирия моя! Твой сын простой,

Я восхищен твоею широтой….

Башкирский народный праздник «Сабантуй»

«Сабантуй» – башкирский национальный народный праздник. Имеет статус федерального праздника, находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества. Это праздник плуга, обозначающий завершение весенних посевных работ в поле.

Сабантуй называют праздником труда и здоровья, единства и дружбы. На Сабантуе люди желают друг другу щедрого урожая, здоровья, счастья, благополучия.

Национальный праздник Сабантуй – старинный и вечно молодой. Он сочетает в себе традиции народа и нововведения, как:

— награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий;

— новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях;

— бега с участием лучших рысаков России и зарубежья.

Как празднуют Сабантуй?

Национальный праздник Сабантуй организуется на специальной праздничной площадке (майдане) в июне, проводится в 3 этапа:

— начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;

— через неделю народные гулянья проходят в городах;

— через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Башкортостана.

Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают, обычно на большом поле – майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и культуры, народные гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Жители селений демонстрируют силу, ловкость и пропагандируют здоровый образ жизни.

Основные игры и состязания праздника: скачки на лошадях, борьба, соревнования в беге и ловкости.

  1. Куреш – борьба на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.

Цель соревнования – захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары – мужчины средних лет.

Кульминация состязания – борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана.

  1. Конные скачки – проводятся отдельно на ипподроме или устраиваются непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.

Цель соревнования – развитие интереса к лошадям и к их разведению.

  1. Поднятие камней. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг.

Цель состязания – поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.

— с яйцом в ложке;

— с полными ведрами воды на коромысле;

— прыжки в мешках;

— парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.

— бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;

— с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;

— командное или одиночное перетягивание каната, палки;

— лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.

Награждения на празднике :

— полотенца, украшенные вышивкой из национальных узоров;

Угощения на празднике

Веселый народный праздник Сабантуй, еще и очень гостеприимный. Здесь принято угощать мясной и сладкой едой.

На Сабантуе обычно готовят следующие блюда: плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей; перемечи – нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки; баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями; бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне; чак-чак – традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.

Таким образом, Сабантуй – башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник лучше проводить на открытом воздухе, с песнями, стихами, танцами и играми, способствующими развтию национальных чувств.

Цель: 1. Продолжать знакомить детей с традициями, культурой и обычаями татарского народа.

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с башкирской культурой.

Познакомить детей с народным праздником волжских татар — Сабантуй. Обогащать словарь детей,вызвать интерес к этому празднику, формировать партиотические чувства через художественное слово,музыку, любо.

Сабантуй- праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая,демонстрирующий силу и ловкость народа и пропагандирующий здоровый образ жизни. Празднуется каждый год в июне.

Сабантуй — это праздник труда, праздник радости и счастья. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ.

Опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками&quot.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2021/01/04/bashkirskiy-narodnyy-prazdnik-sabantuy

Завтра Сабантуй. Что это и зачем все туда едут?

23 июня в Казани пройдет традиционный татарский праздник Сабантуй, который ежегодно собирает на своих площадках тысячи человек. Это отличная возможность узнать чуть больше о культуре татар, попробовать, наконец, национальные сладости и поучаствовать в конкурсах.

Тем не менее, Сабантуй — не только про игры, бесплатный (но это не точно) чак-чак и бесшабашных батыров. Он имеет тысячелетнюю историю и традиции, о которых знает далеко не каждый. Enter углубился в историю и узнал, как появился праздник плуга, почему его отмечают до сих пор и при чем здесь язычество.

Сабантуй. Что это вообще?

Есть несколько версий, откуда появилось слово «Сабантуй». В одних источниках уверяют, что «сабан» переводится как «яровые», а в других — «плуг». Еще один вариант перевода — «весенний» или все, что связано со временем пахоты. Немного противоречий вызывает и вторая часть из трех букв — «туй». Она может означать и праздник и свадьбу. Последнее вполне логично — у некоторых древнетюркских племен существовал обряд ритуального вступления в брак с природой. Сейчас все толкуют проще — чаще всего Сабантуй называют праздником плуга.

Историки снова расходятся во мнениях, когда и откуда появился Сабантуй. Здесь и версии с жертвоприношениями в честь бога солнца и неба Тенгри, и параллели с греческими Олимпийскими играми. Некоторые предполагают, что все началось с обрядов и молений, чтобы задобрить духов перед началом весенне-полевых работ.

Часть ученых считает, что изначально это была просто хорошая возможность для батыров выяснить, кто тут самый сильный, и связывают происхождение со спортивными состязаниями. В любом случае, и татарам, и башкирам, которые продолжают праздновать Сабантуй, есть чем гордиться — почти все источники сходятся на том, что он имеет более чем тысячелетнюю историю. Так что, можно на празднике плуга в этом году налить себе катык (или травяной бальзам) и поднять кружку (рюмку) за успешное сохранение вековых традиций.

История праздника плуга коротко

В нескольких источниках указано, что Сабантуй еще в 921 году в своих трудах описал знаменитый исследователь Ибн Фадлан, посол из Багдада, прибывший в Булгары. Также на старинном кладбище тех времен в Алькеевском районе найден надгробный камень с надписью: «усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя». Но о точных временных отрезках зарождения праздника историки пока могут только догадываться.

До XIX-го века его празднование сопровождалось языческими обрядами, которые были призваны направить силы природы на помощь людям. Особенно, если это касалось хорошего урожая. Со временем такие обряды с магической подоплекой стали уходить в прошлое. Во многом из-за отношения к ним религиозных деятелей и российских царей — Сабантуй стали называть и смертным грехом, и праздником свадьбы шайтана. Особо активные предлагали и вовсе запретить праздник.

Нелегкая судьба у Сабантуя была и в советское время. Отменять его уже не призывали, зато в народный праздник пробрались идеологические нотки. Власть пыталась сделать его еще одним инструментом для пропаганды. Именно из-за этого, полагают историки, и сдвинулись сроки его проведения — вместо конца апреля перед началом весенне-полевых работ, Сабантуй начали отмечать летом, после их завершения. Такое смещение в датах связывают с тем, что на празднике можно было всенародно чествовать отличившихся работников — показательный пример для остальных. Многие из народных обычаев в прошлом и вовсе причислили к разряду «религиозных».

В настоящее время даты праздника выбирают не аксакалы, как было в XIX-XX веках, а специальный оргкомитет. Изменения произошли из-за того, что Сабантуй приобрел статус государственного праздника. Тем не менее, в некоторых деревнях по-прежнему собираются на неофициальный Сабантуй.

Сабантуй за пределами России

На татарский Сабантуй впервые были приглашены представители других народностей еще до революции, а в ХХ веке это стало обычной практикой. Так праздник понемногу расширил географию. Сейчас его отмечают не только в России, но и за границей. Например, татарский колорит успели ощутить в Вашингтоне, Нью-Йорке, Берлине, Монреале, Праге, Риме, Женеве, Париже и не только. В этом году Сабантуй пройдет в 36 городах мира.

В 2017-м Сабантуй, который прошел в Париже на Марсовом поле, собрал около 20 тысяч человек. На его проведение потратили порядка 20 миллионов рублей. Поесть родной чак-чак и услышать татарскую музыку приехали представители татарских диаспор из 12 стран.

Кроме того, Сабантуй любят и жители Калифорнии. Те, кто имеет татарские корни, угощают гостей праздника губадией и эчпочмаками. В этот день в городе можно встретить десятки американцев с тюбетейками на голове. А на Сабантуе в Женеве артисты из Швейцарии поют на татарском, башкирском и русском языках. Также услышать можно и звучание курая.

Сабантуй в Париже, 2018

Аналоги Сабантуя

Башкирский Сабантуй — собрат татарского. Его отмечают примерно в то же время, что и в Татарстане. Он также связан с окончанием весенне-полевых работ. У башкир первые упоминания о празднике плуга встречаются в XVIII веке.

У чувашей похожий праздник, посвященный земледелию, называется Акатуй. Народу из соседней Республики повезло — они празднуют целую неделю. Обязателен поход по гостям, угощения и на совесть сваренное пиво. Зато совпадает идея — надежда на богатый урожай.

Марийцы же отмечают Ага-Пайрем. Перевод названия совпадает с Сабантуем — праздник плуга. По завершении посевных работ марийский народ устраивает спортивные состязания — те же скачки, конкурсы и игры.

Похожие праздники есть также у мордвы, удмуртов, народов Северного Кавказа и у казахов.

Все дерутся и прыгают в мешках. Мне стоит переживать?

Ниже не полный список народных игр, которые помогут вместо просматривания сториз в инстаграме, предаваться безудержному веселью на Сабантуе. Со временем они видоизменялись, но большая часть существует много лет.

Скачки

Бравые егетләр (юноши, — прим. Enter) соревнуются в скорости и ловкости — и не только в умении обогнать соперника, но и в завоевании сердец.

Көрәш или национальная борьба

Здесь важно уложить соперника на лопатки во всех смыслах слова. Из подручных средств только кушак (пояс) и отвага.

Прыжки в мешках

Пояснение: нужно прыгать в мешке. Кто не запутается в ногах и окажется первым на финише — тот победил.

Бой мешками на бревне

Цель соревнования в том, чтобы, не теряя достоинства и координации, бить соперника мешком, набитым соломой. Падать с бревна нельзя!

Разбивание горшков с закрытыми глазами

Нужно метко попасть палкой по горшку, и желательно — не ударить никого из окружающих.

Перетягивание каната

Принцип прост — в чьей команде больше накаченных батыров, та, как правило, и перетянет веревку в свою сторону.

Влезание на верхушку столба

Смельчаку предстоит проявить выдержку и отсутствие акрофобии, чтобы вскарабкаться на самый верх столба, где находится приз.

Бег с ведрами

Участникам с ведрами, наполненными водой, предстоит пробежать небольшую дистанцию. Нужно финишировать первым и желательно не облить судью.

Где и когда пройдет Сабантуй-2018

23 июня национальный праздник в Казани примут две площадки — Березовая роща в поселке Мирный и лесопарковая территория возле озера Лебяжье. Ради скачек нужно будет отправиться на Казанский ипподром. Сабантуй начнется в 9:30 в обеих локациях. На них пройдут около 15-ти соревнований. Для детей будут работать отдельные площадки со специальными программами. Скачки стартуют в 15:00: зрители увидят 12 заездов, а те, кто сделал верные прогнозы, смогут отметить это на концерте после состязаний.

До Березовой рощи запустят автобусы с остановок: «Станция метро Проспект Победы», «10 микрорайон», «Концертный зал филармонии» на Павлюхина, «ул. Глазунова» (Теплоконтроль). Также доехать можно на электричке со станции «Казань-1». Добраться до Лебяжьего озера помогут автобусы № 36, 46 и 72. Только на остановке «Ремплер» в Залесном придется пересесть в бесплатные шаттлы, которые довезут до площадки Сабантуя. Они курсируют каждые пять минут.

Источник статьи: http://entermedia.io/city/zavtra-sabantuj-chto-eto-i-zachem-vse-tuda-edut/

«Без барана Сабантуй не сделать». Из чего состоит главный фольклорный праздник татар

15 июля в Казани пройдет главный татарский фольклорный праздник — Сабантуй, который в этом году радикально расширил географию, добавив к традиционным точкам Париж и Сахалин. К предстоящему празднику «Инде» расспросил руководителя Республиканского центра развития традиционной культуры Фанзилю Завгарову о сакральном смысле барана, битье глиняных горшков и о том, зачем нужно лезть на столб. После прочтения не забудьте проверить знания тестом.

кандидат филологических наук, руководитель Республиканского центра развития традиционной культуры

Кочевое прошлое: баран и скачки

Мы не можем точно сказать, когда именно появился Сабантуй, но из анализа его структурных элементов следует, что большая часть традиций сложилась, когда предки нынешних татар вели кочевой образ жизни. Хотя классический Сабантуй — это сложный синтез кочевой и оседлой культуры. Военизированные игры, определение главного батыра и розыгрыш мифического барана — это элементы общей тюркской традиции, идущей от тенгрианства.

Важная часть Сабантуя — состязания. Они позволяют выявить самого ловкого и сильного представителя рода, а также научить мужское население военному делу. Во времена родоплеменных отношений были распространены поединки между представителями воюющих кланов, которые определяли исход войны, — это было рациональнее, чем вести массовую кровопролитную бойню на истребление. А как найти самого достойного борца? Поможет система состязаний на Сабантуе. Поэтому на празднике почти нет командных состязаний, только единоличные, все подчинено цели развития индивидуальных качеств юноши.

Военный смысл виден во всех конкурсах. Кочевники живут в степи и строят дозорные башни, на которые нужно быстро забираться, — на Сабантуе есть конкурс по лазанию на вертикальный столб; навыки карабканья на наклонный шест будут полезны при штурме крепостей, бой мешками на бревне имитирует бой всадников. Раскалывание палкой глиняных горшков — это репетиция битья черепов, а скачки тренируют навыки управления лошадью. Также на любом Сабантуе есть соревнования по поднятию гирь. Сейчас побеждает тот, кто поднимет гирю большее количество раз, хотя изначально система была как у пауэрлифтеров — нужно было поочередно поднимать камни разной тяжести, постепенно увеличивая вес. Этнографы говорят, что такая система сохранялась в деревнях вплоть до 1960-х годов. С появлением гирь смысл конкурса размылся, изначально же такой навык был необходим для быстрой зарядки камнеметов.

Но центральное событие Сабантуя — борьба, а определение победителя — его кульминация. Многие спрашивают, почему победителю в борьбе корэш дают именно барана. Согласно исследованиям, прототюрки жили на Алтае, в местности, где водятся горные бараны. Наши предки были приверженцами тенгрианства — это не чистое язычество, а скорее монотеистическое верование, потому что в нем есть идея всевидящего небесного ока — Тенгри. В тенгрианстве распространено почитание горы как самой близкой к божеству точки на земле, и, соответственно, горного барана как божественного существа. В тот момент, когда батыр поднимает на плечи барана, он в глазах общины становится человеком, тождественным Богу. В позе мужчины с бараном на плечах замыкаются все мифологические и социальные мотивы Сабантуя. К слову, следы культа барана этнографы видят и в татарском орнаменте, распространенным мотивом которого являются завитые на манер рогов цветы и растения.

Проводы зимы и правильная дата

Сабантуй — важная часть в цепи традиционных празднеств земледельческого календарного цикла. Изначально он проводился до посевных работ. Посев для земледельца — судьбоносное время года, следовательно, перед ним нужно восхвалить Тенгри, и тут мы имеем дело с традиционной репродуктивной магией. Эта часть Сабантуя семантически сливается с другим важным татарским языческим праздником — Карга-боткасы. Он не так известен, хотя кое-где в деревнях его все еще проводят. Карга-боткасы (дословно «каша для грача») — аналог Науруза, праздника, знаменующего конец зимы. Но Науруз — позднее приобретение татар, праздник пришел к нам из Ирана. У нас разные климатические условия, поэтому Науруз не всегда адекватно подходит к погодной реальности Поволжья. Во время Карга-боткасы люди рассыпали по полям зерно для грачей — считалось, что птицы приносят весну на своих крыльях (для сравнения: в ирано-персидской традиции весну приносит аист). Карга-боткасы, который частично слился с Сабантуем, восходит к традиции зороастризма — в Татарстане сохранены топонимы этого времени, к примеру Зэря-Тау в Кукморском районе, что с сарматского языка переводится как «зерно» (хотя многие исследователи ошибочно полагали, что «заря»).

Чтобы Всевышний дал погоду и урожай, мы сами должны что-то отдать, а так как речь идет о традиционной культуре, на первый план выходят коллективные практики. Поэтому еще одна важная часть Сабантуя — ритуал сбора подарков. В зависимости от местности это событие называют по-разному: бирән җыю, сөлге җыю, сөрән. Но суть одна: молодые люди репродуктивного возраста ходят по деревне и собирают в каждом доме полотенца и платки, вышитые молодыми девушками, и иногда яйца. Все это становилось призами для победителей состязаний на Сабантуе. В этой подготовительной, но важной части праздника мы также видим мифологический и социальный аспекты. Во время сбора чужие для деревни люди — невестки и зятья из другой местности — обрядовым способом принимались в сообщество. Девушки становились своими посредством передачи подарков, а новых мужчин в деревне во время шествия окружали, поднимали и подбрасывали вверх, исполняя определенные песни.

Мифический смысл восходит к тому же культу плодородия. Во время бирән җыю во главе шествия молодой человек несет в руках шест, к которому привязывают платки и полотенца. Очевидно, что если в руках половозрелого неженатого парня мы видим шест, речь о фаллическом символе. Во время танцев было принято стучать этим шестом по земле, а земля в традиционной культуре — символ женского начала. Жест был буквальным аналогом процесса оплодотворения. Более того, этим же шестом молодые люди стучали по дверям каждого дома, к которому они подходили. В деревне Кошкино Кукморского района до сих пор сохранилась уникальная досабантуйная практика проведения обряда сөрән. В этой местности живут вятские татары, традиционно жившие рядом с марийцами, поэтому привычный ритуал сбора подарков здесь имеет региональную специфику. Парни в Кошкино ходят по деревне в валенках. Валенки — это шерсть, а шерсть и пух у поволжских народов — элементы очистительной магии, то есть, ко всему прочему, они еще и очищают землю. Тот же смысл мы видим в свадебном ритуале, когда невестка, войдя в дом мужа, встает на пуховую подушку или вывернутую наизнанку овчину (невестка — чужой человек для семьи мужа, поэтому перед тем, как впустить, ее нужно «очистить»). Молодые люди из Кошкино начинают ходить ровно в полночь и за 15 часов с плясками и песнями обходят все дома. Это чистая инициация, потому что это выматывающее действие — тем более что в каждом доме их угощают алкоголем. Кульминация обряда — заранее подготовленный мужской танец перед всей деревней, но до него нужно дожить и постараться не опозориться.

Источник статьи: http://inde.io/article/5707-bez-barana-sabantuy-ne-sdelat-iz-chego-sostoit-glavnyy-folklornyy-prazdnik-tatar

Читайте также:  Бизнес проект детских праздников