Меню

С фомина воскресенья начинается праздник

Фомина Неделя

Говоря о Фоминой неделе, некоторые христиане используют термин «Антипасха». Новоначальным верующим это слово кажется чем-то противостоящим христианскому вероучению, ведь приставка «анти-» заставляет думать о каком-то событии, которое противопоставляет себя Воскресению Христову. В действительности, в этом слове нет ничего страшного и противоречащего канонам Церкви.

Что такое «Антипасха»

Фоминой неделей принято называть семидневный отрезок времени, идущий сразу после Светлой недели. Светлая неделя, в свою очередь, начинается сразу после дня Светлого Воскресения Сына Божьего. Воскресенье, с которого начинается Фомина неделя, часто называют «Антипасхой», «второй Пасхой», «восьмым днем Пасхи».

Цифра восемь в такой ситуации так же становится символичной, так как она вызывает ассоциации с восьмым днем существования мира. Еще Иоанн Дамаскин говорил, что по воскресении мертвых начнется вечный восьмой день, то есть — Вечная Жизнь. Этот символизм лишний раз подчеркивает связь первого дня после Светлой Седмицы и Праздника Воскресения Христова.

Откуда взялось название «Фомина неделя»

Как часто люди используют в мирской жизни библейские выражения и даже не задумываются об их изначальном происхождении. Фразу: «Ну ты и Фома неверующий», употребленную по отношению к скептично настроенному человеку, наверняка слышал каждый из нас. Эта цитата напрямую связана с понятием Фоминой недели.

Неделя, которая начинается на восьмой день после Пасхи, получила свое название в честь апостола Фомы. Апостол Фома прославился в христианской традиции тем, что он согласился уверовать в Воскресение Христово только после осмотра и осязания крестных ран Сына Божьего.

Фома из города Панеады стал одним из двенадцати Христовых учеников. Иоанн Богослов утверждает, что Фома присутствовал при нескольких евангельских событиях, но особо известным стал эпизод с уверованием Фомы.

В день Воскресения Христова все апостолы собрались вместе в доме за закрытыми дверями, среди них не было лишь апостола Фомы. Когда апостолам явился воскресший Сын Божий, они испугались, думая, что видят бесплотного призрака.

Но осознав, что пред ними стоит воскресший Спаситель, они искренне возрадовались. Когда же к собравшимся апостолам пришел Фома, они рассказали ему о радостном событии. Однако сам апостол сказал, что не поверит этому, пока сам не увидит Господа своими глазами. Через неделю, в такое же воскресенье, собрались все апостолы вместе, и Фома на этот раз был вместе с ними.

В тот день Сын Божий вновь явился своим ученикам, и Фома уверовал в Его Воскресенье, признав в явившемся Иисусе своего Господа и Спасителя. Сын Божий сказал, что блаженны также будут те, кто не видел этого, но все равно уверовал.

Важно! Сын Божий воскрес в той же плоти, в которой Он был на кресте. Он проявил снисхождение к слабости человеческого духа, ибо так неверующий апостол смог воочию убедиться в истине произошедшего события.

Благодаря этому событию начало Фоминой недели называют второй Пасхой. В этот день Господь повторил и обновил пасхальную радость. Главным значением этого дня было обретение возможности общения с Сыном Божьим, явившимся во плоти.

Особенности богослужений, проходящих на Фоминой неделе

В эти дни в храмах читают отрывки из Евангелия, посвященные уверованию апостола Фомы. В богослужениях раскрывается смысловое значение праздника, говорится об обновлении пасхальной радости, о втором явлении Сына Божьего среди своих учеников.

В эти дни христиане слушают проповеди, посвященные этому событию. Священнослужители пытаются донести до прихожан истинный смысл поступка Фомы. Изначально у верующих может сложиться нелицеприятное мнение об апостоле, как о человеке маловерном и упрямом.

На самом деле, апостол был христианином, нуждающимся в веских основаниях для укрепления в вере. Храмовые службы в эти дни имеют ряд особенностей:

  • В эти дни прихожане слушают особые песнопения, посвященные празднику. Они охватывают и раскрывают главные темы Антипасхи. Кроме того верующие прославляют приход весны, который символизирует обновление всей природы и человеческой души.
  • В восьмой день после Пасхи возобновляется чтение утреннего и вечернего молитвенного правила.
  • Антипасха формально не относится к календарным церковным праздникам, но богослужение проводится согласно чину двунадесятых праздников.
  • Накануне Фоминой недели совершается малая вечерня. Воскресная служба в этот день отменяется, неизменным остается традиционное утреннее чтение Евангелия.
  • Божественная Литургия, проводимая в этот день, содержит в себе антифоны.
  • По окончанию всех молитв верующие совершают крестный ход.
  • Вечерня в этот день проводится с пением прокимна.
Читайте также:  Иван купала праздник обычаи обряды

Важно знать! Антифон — это песнопение, которое исполняется до и после евангельской песни или псалма. Прокимен — стих из псалмов, соответствующий дате или празднику.

Традиции, связанные с Фоминой неделей

В народе это время также называют Проводной или Радоницей. В эти дни христиане вспоминают своих умерших родственников и друзей, молятся за них. Проводимые мероприятия нельзя назвать скорбными — приняв страдания ради нас на кресте и воскреснув, Христос попрал смерть и показал людям путь к Вечной Жизни.

В Фомину неделю вообще не принято грустить и печалиться, издавна на Руси эту неделю посвящали народным гуляниям и праздникам. Помимо этого Фомина неделя считалась и свадебным временем — в эти дни происходило много смотрин и свадеб.

Проповедь, которую священник читает верующим после проведения богослужения, рассказывает не только о евангельских событиях давних времен. Слова, сказанные Сыном Божьим апостолу Фоме, касаются нас всех. Говоря о тех людях, которые не будут видеть воочию Сына Божьего, но уверуют в Его силу, Христос имел ввиду всех нас — ныне живущих людей.

Это мы — блаженные Его последователи. Ведь мы не видели Спасителя, живущего на Земле среди людей, мы не были свидетелями Его чудес, мы не имели возможности прикоснуться к Нему или оплакать Его смерть на кресте. Но мы читаем Священное Писание и веруем — веруем в искренность Его слов, истинность Его чудес и Светлое Христово Воскресение.

Источник статьи: http://molitva-info.ru/calendar/fomina-nedelya.html

Антипасха — Фомино воскресенье

Уверение Фомы (фрагмент иконы)

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Читайте также:  Праздник налоговой службы поздравления

Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2604/

Что такое Антипасха, Фомино воскресенье и Красная горка

Антипасха, Фомино воскресение, Красная горка — эти названия сами собой выплывают в памяти верующего человека ближе к концу Великого поста. Но не всем известны традиции празднования и тонкие различия между этими празднествами.

Фомино воскресенье и Антипасха — это два разных названия одного и того же христианского праздника. Красная горка же имеет совершенно другое, народное значение, однако празднуется и отмечается в то же время.

Антипасха и Фомино воскресение

Многим русским людям известно выражение «Фома неверующий». Эта фраза берет свое начало из Библии, когда после чудесного Воскресения Иисуса Христа не все ученики поверили в то, что произошло. Апостол Фома не признавал воскрешения, однако сам Иисус явился к ученикам, после чего сомневающийся апостол признал, что Иисус действительно воскрес.

Его явление после смерти было не единственным в тот день, поскольку он являлся десяти своим ученикам в вечер воскресения. Фома не увидел чудесного явления Учителя, поэтому он не поверил в чудо. В честь того, что он все же не впал в неверие и увидел Христа, справляется Фомино воскресенье. Или, по-церковному, Фомина неделя.

Фомина неделя отмечается церковью спустя неделю после Пасхи, когда Христос воскрес. Антипасха празднуется всю следующую неделю после этого дня, так что обе даты совпадают в одном воскресном дне. Всю неделю в ожидании этих событий проводятся праздничные литургии, и прославляется сила Божья.

Красная горка

Красная горка празднуется абсолютно в то же время, что и Фомина неделя. Смысл и толкование этого праздника несколько иные, однако время празднования выбрано не случайно. Дело в том, что у католических и православных христиан в период Великого поста строго запрещены свадьбы. Именно окончанием поста и началом Пасхи знаменуется время, когда наконец-то можно гулять и веселиться, а также играть свадьбу, ведь время смирения, отказов от веселья и долгих молитв прошло.

Красная — значит «красивая». В старину на Руси люди выбирали самое красивое место, чтобы праздновать Воскресение Господне. Обычно в эту неделю проводилось большинство свадьб.

Эта свадебная традиция сохранилась, дойдя до наших дней. Сейчас у православных принято играть свадьбу и венчаться в церкви именно в эту «красную неделю» — начиная с Красной горки. Гулянья проводятся с понедельника по самое воскресение. Очень распространенной традицией среди мужчин является предложение руки и сердца своим дамам. Словом, в светлую пасхальную неделю разрешено делать все, что угодно душе и Богу.

Красная горка и Фомина неделя — это важные праздники, народный и христианский. На них можно вознести благодарственные молитвы и вернуться к употреблению любой пищи. В это время печаль уходит, и возвращается радость. Она должна быть искренней, как радость от воскресенья Христова и от сделанного доброго дела.

Источник статьи: http://dailyhoro.ru/article/chto-takoe-antipasha-fomino-voskresene-i-krasnaya-gorka/

Антипасха в 2020 году — 5 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2020 году — 26 апреля

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2021 году — 9 мая

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2022 году — 1 мая

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Читайте также:  Праздники связанные с туризмом

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/antipasxa-nedelya-o-fome/