Меню

Праздник встречи зимующих птиц

Как организовать праздник встречи зимующих птиц

Союз охраны птиц России
Ульяновское отделение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКА ВСТРЕЧИ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ «ЗИНОВИЙ-СИНИЧНИК»

Cоставители: О. В. Бородин, С. Л. Смирнова

Ещё с 1958 г. по инициативе Центральной станции юных натуралистов и Всероссийского общества охраны природы в нашей стране проводился осенний День птиц или День встречи зимующих птиц. Позже его постепенно забыли. Мы предлагаем возродить этот детский праздник, придав ему несколько иную окраску и приурочив к дню, известному в народном календаре как «Зиновий-синичник».

Материал для различных форм экологического образования можно находить в традиционной народной культуре. Этому была посвящена предыдущая наша разработка «Народные традиции в пропаганде охраны птиц (птицы в русском земледельческом календаре)», которая дополняется в настоящих методических рекомендациях.

Формирование мировоззрения и воспитание бережного отношения к природе в крестьянской общине осуществлялось путем вовлечения детей и молодежи к почитанию творческих сил природы во время религиозных праздников, торжественных церемоний и обрядов, ритуалов и магических действий в честь богов природы. Эти традиции и в наши дни сохранили свое значение, ибо за их порой видимой наивностью часто скрыты глубины народной экологической мудрости и пракультуры.

В старину в систему народного экологического воспитания входили: игра, организация наблюдений за природой, убеждение, разъяснение моральных норм и правил поведения в природе, личный пример, разумные требования, поощрение позитивного поведения способами фольклора, контроль поведения, запрет негативных действий по отношению к природе, наказание. Много давал ребенку и фольклор своего народа, благодаря которому раскрывалась эстетическая ценность природы. Он учил детей доброму отношению к природе, соединяя экологическое содержание с соответствующими обрядами и прямыми предостережениями и запретами. В детской поэзии народом была умело учтена природная тяга малышей ко всему, что связано с животными. Человек вырастет, возмужает, познакомится с жизнью и наукой, однако воспоминания детства будут продолжать действовать на него.

Среди многочисленных форм популяризации народных экологических традиций требует своего восстановления культ народного календаря — «месяцеслова», его популярные издания. В этом календаре имена святых подчинились труду и быту крестьянина и, с другой стороны, они оказались нужны аграрному календарю. Они помогли превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления. Земледельцу не составляло особого труда перетолковывать церковное учение в желательном для себя смысле. Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая естественно вобрала в себя традиционные обряды и праздники. Народный календарь демонстрирует такое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было бы назвать слиянием, а не двоеверием.

На наш взгляд народный земледельческий календарь дает интересный материал для необычного проведения целого ряда экологических, в т. ч. «птичьих» праздников, для использования его в работе внешкольных объединений, на уроках биологии и внеклассной работе в школе, в дошкольных учреждениях. В процессе подготовки и проведения массовых мероприятий можно привлечь большое количество детей, многие из которых впервые узнают о красивых народных обрядах, связанных с птицами; это будет поводом, чтобы вспомнить о пернатых. Такие мероприятия являются нестандартной формой экологического образования и позволяют разнообразить воспитательный процесс.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА

ЗИНОВИЙ-СИНИЧНИК отмечается в народном календаре 12 ноября по новому стилю. Не возбраняется отмечать его по старому стилю — 30 октября, т. к. из-за перехода дат на новый стиль на 13 дней вперед перенесена лишь дата, но не само явление природы, которое настает раньше. Этот день считался в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы — синицы, щеглы, снегири, чечётки, свиристели и др. (всего 15 видов по народным приметам), которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. Конечно главный герои праздника — синица. В древней мифологии наших предков синичка имеет отношение к зорям (утренней и вечерней), зажигая их на небе (или синем море), она же выкликает осень и летает за море за ключами от подземного Мира Мертвых, выпуская оттуда весну красну, солнце яркое, зорю ясную. Народом придумано немало пословиц, поговорок и загадок, посвященных этой симпатичной пичуге:

Не велика птичка-синичка и та свой праздник помнит.

Невелички синичка, да та же птичка.

Не много зинька ест-пьёт, а весело живёт.

Синичка — воробью сестричка.

Невелика синица, голосок востёр.

Хвалилась синица хвостом море зажечь. Наделала славы, а море не залегла.

Синица невелика птица, да всё поле спалила.

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!

Не сули журавля в год, а хоть синичку в рот.

Синица в руках лучше соловья в лесу.

Хоть тресни синица, а не быть журавлем.

Синица не птица, прапор не офицер.

В сентябре шуба за кафтаном бегает, а синица осень в гости просит.

Зиня, не ходи разиней!

За морем и синица птица.

Полетела птица-синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство. (То есть — ищи-свищи!)

Читайте также:  Прошедшие праздники 23 ноября

На поле на Ордынском стоит дуб Сорочинский, прилетали синички, приносили по спичке, по яблочку (христианский вариант разгадки: Утреня на воскресение Христово).

Синяя синичка весь белый свет одела (Иголка).

В православном численнике это день священномучеников Зиновия и Зиновии. Старинное народное название синицы — «синка», «синюшка», «зинька», «зинзивер» — созвучно этим именам. В народном сознании явление, когда «зиньки» прилетали к жилью, совпало с днем святых Зиновия и Зиновии и в крестьянском календаре церковное наименование дня видоизменилось в «Зиновия-синичника».

Если вы решили встретить зимующих птиц, готовиться к этому надо загодя, уже в конце лета — начале осени. В это время необходимо заготовить корма для птиц: семечки подсолнечника, арбуза, семена конопли, несоленое сало, ягоды рябины, калины, боярышника, бузины. Кстати, заготавливая корма, можно вспомнить ещё одну дату «месяцеслова» — ПЁТР-ПАВЕЛ-РЯБИННИКИ (23 сентября по новому стилю). В этот день срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту — дроздам-рябинникам, снегирям и всякой другой птице.

Проведение Синичкиного праздника не очень затратное мероприятие, но какие-то средства понадобятся — на изготовление кормушек, на подарки и призы участникам, на оплату выступления фольклорного ансамбля. Советуем дружить с экологическим фондом или местным комитетом по делам молодёжи, которые, возможно, вам помогут. Особенно если вы заранее внесёте свои предложения и эти затраты будут учтены в годовой смете расходов.

В местном лесхозе можно попросить материал для строительства кормушек, особенно если вы хотите сделать монументальные сооружения. А то можно обойтись пустыми пластиковыми бутылками. Сколотить кормушки школьники могут на уроках труда. Желательно, чтобы эти сооружения были выполнены с фантазией и обладали высокими эстетическими качествами.

Хорошо бы осветить ход событий, связанных с праздником, в местных средствах массовой информации. Необходимо постараться, чтобы в приготовлении праздника и в его проведении участвовали не только дети, но и их родители. В качестве помощников и консультантов могут выступать студенты педагогического университета, экологического факультета университета, юннаты, любители птиц, местные натуралисты и экологи, члены Союза охраны птиц России.

Вариантов программы празднования «Зиновия-синичника» может быть много. Выбрав форму проведения праздника, не забудьте, что непременным его атрибутом является развеска кормушек и, в дальнейшем, их постоянное обслуживание в течение зимы. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно — по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.

Программа праздника зависит от ваших возможностей. Обычно она состоит из не скольких разделов.

Деловая часть. Краткое вступление. Лучше, если среди приглашенных на мероприятие лиц будет знаток птиц, который выступит перед ребятами. Подведение итогов конкурсов на лучшую кормушку, на лучший рисунок о птицах, премирование победителей. Проведение различных конкурсов, выставок. Например, можно организовать выставку марок о птицах.

Художественная часть. Её проведение зависит также от фантазии организаторов. Можно ограничиться рекомендуемым в многочисленных разработках, методических статьях и книгах традиционным комплектом из литературного монтажа о птицах, музыкой, пением, танцами, декламацией, демонстрацией кинофильма или слайд-программой, карнавалом. Можно придумать что-нибудь необычное. Например, пригласить на праздник людей с фамилиями Синица, Синицин, Синицын, Синичкин, Синицев, Синицкий, Синьков, Зинкин, Зинковский, Синюков, даже — Кунцевский («кунца» — старомосковское название синицы, в Кунцево под Москвой многие крестьяне были птицеловами).

Можно провести конкурс знатоков песен о птицах. Побеждает тот, кто назовёт или споёт такую песню последним. В этом же ряду — разнообразные викторины, игры (по типу «Поля чудес», «Что, где, когда?» и др.). Ниже мы предлагаем конспект двух вариантов сценария праздника (приложения 1–2).

Особо здесь надо отметить участие в празднике фольклорного ансамбля из дома народного творчества или школы традиционной народной культуры, центра детского творчества. Необходимо заранее связаться с таким коллективом, обговорить детали выступления, репертуар (чтобы он как-то соотносился с темой праздника или осени). Без этого праздник сильно проиграет, т. к. потеряется дух старинного обряда. В течение веков выработалась целая система обрядовых действ, включая песни, пляски, звучание музыкальных инструментов, особые ритуальные тексты (заговоры, заклички, обращения, издевки, плачи и др.). Слово, соединенное с музыкой и движением, по мнению земледельца, обладало большой силой и приобретало власть над явлением. Поэтому огромную роль в обряде играли песня, музыкальные инструменты, ритмические пляски, притопывания. Предлагаем несколько текстов для исполнения в виде песен или закличек (приложение 3).

Развеска (установка) кормушек. Кормушки, расположенные в общественных местах — отличное средство пропаганды охраны птиц. Они должны обращать на себя внимание, красиво и добротно сделаны. Располагать их нужно так, чтобы удобно было наблюдать за птицами, в тоже время не мешая им. Рядом с кормушкой можно установить стенд, аншлаг с какой-либо информацией о птицах и их охране. Сама кормушка в парке или сквере может быть выполнена на уровне малой архитектурной формы и служить украшением территории.

Читайте также:  Пост про праздники 14 февраля

Об организации подкормки птиц имеется отдельная разработка.

Источник статьи: http://www.rbcu.ru/campaign/5903/

Развлечение «День зимующих птиц» (старшая и подготовительная группы)

Наталья Потапова
Развлечение «День зимующих птиц» (старшая и подготовительная группы)

Развлечение на тему: «День зимующих птиц

старшая и подготовительная группы

Цель: Развивать познавательные интересы воспитанников, используя фольклор, подвижные и речевые игры. Продолжать воспитывать любовь, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.

Задачи:Образовательные: расширить и уточнить представления воспитанников об образе жизни и особенностях поведения зимующих птиц; продолжать формировать умение отгадывать загадки.

Развивающие: развивать творческое воображение; умению аргументировать свои высказывания;Активизация словаря дошкольника: Синица, снегирь, воробей, сорока, дятел, скворец, кормушка, подкормка, холода.

Воспитательные: воспитывать любовь и желание помогать зимующим птицам.

Оборудование:аудиозаписи: «вьюга», «голоса птиц», «Баба-Яга на метле», «Хруст деревьев». Эмблемы трёх команд. «Снегири», «Воробьи», «Синицы»

Место и время проведения :Музыкальный зал: январь

Ведущий :Ляпина Л. А.

Ворона, Баба Яга, Леший

Ход развлечения.

Дети входят в зал под звуки птичьего пения. Их встречает ведущий.

Ведущий: Здравствуйте дорогие, ребята! Уважаемые гости!

Наша планета Земля. Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля — Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встаёт, лучиком день зажигает.

Весело птица поёт, песнею день начинает.

Где только не живут птицы: в лесах и садах, на лугах и полях, около воды — всюду вы услышите и удивительные голоса. Но когда наступает зима, им приходится не сладко. Не все птицы могут перенести суровую зиму. Вот я и хочу узнать, знаете ли вы, какие птицы еще осенью улетают на юг, а какие могут остаться с нами зимовать.

Ведущий: Ребята! А как вы думаете? Мы можем помочь зимующим птицам?

Дети: Помочь птицам, не дать им умереть от холоду с голоду. Кормить и оберегать их зимой.

Ведущий: Правильно! Молодцы! Вижу, на наш праздник слетелись стаи зимующих птиц. Представьтесь, пожалуйста.

Капитаны команд представляют свои команды, зачитывают девизы.

Старшая группа «Звёздочка»: «Воробьи».

Девиз: «Если в кормушке еда. Нестрашны воробьям холода».

Старшая группа «Искорка»: «Снегири».

Девиз: «Хочешь пенье птичье слушать — Не забудь, насыпь им покушать!». Подготовительная группа «Радуга»: «Синицы»

Девиз : «Не пугать, не убивать. Птиц мы будем охранять».

Ведущий: Молодцы! Хорошо подготовились на развлечение. А теперь предлагаю спеть песню «Всем нужны друзья»

Звучит музыка…влетает ворона и громко каркает…

Ведущий: Что за шум, что за гам? Что кричит Ворона нам? Слышно только КАР да КАР…Может быть в лесу пожар?

Ворона: КАР-КАР-КАР-КАР, нет ребята, не пожар.

День и ночь я сижу на заборе, все амбары давно на запоре,

Все обозы прошли, все подводы, наступила пора непогоды,

Горе мне, настоящее горе. Ведь не зёрнышка нет у вороны.

И от холода нет обороны. Тревога в душе — беспокоюсь за птиц.

За дружных воробышков, галок,синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им

Поможете нам? Беззащитным таким?

Ведущий: Поможем! Вас надо кормить и тогда, вам будет легко пережить холода! Правильно ребята?

Ворона: Спасибо ребята! Вы такие добрые, весёлые и отзывчивые.

Ведущий: Нам пора кормить птиц. А где же наш корм? Беда ребята! Как нам быть? Кто же нам поможет?

Под музыку входит Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте ребята. Слышу, у Вас тут беда приключилась.

Ведущий: Да Лесовичок. Чтобы птиц спасти зимой. Мы с ребятами решили накормить их едой. А корм то похитили.

Лесовичок: Мне надо осмотреть место преступления (достаёт лупу, подходит к столу). Интересно — интересно. Метла… Кому же она принадлежит?

Лесовичок: Верно. Вижу сказочных героев, знаете — книжки читаете. А где же нам её искать? А, сама прибежит — никуда она без своей метлы не денется

Звучит музыка. Вбегает Баба-Яга

Баба-Яга: Ах. Проказники! — верните мне метлу. Мне в лес лететь надо, друзей новых заводить. Где метла моя?

Лесовичок: Ах, Баба-Яга — костяная нога. Совести у тебя нет. Ребята спешат на помощь к птицам. Накормить птиц зимой, чтоб в душе царил покой. Они не переживут зиму без подкормки. Говори — где корм спрятала! Тогда, вернём метлу!

Баба-Яга: Ишь, какие шустрые. Так уж и разбежалась. Что ж такое придумать. А загадки отгадаете?

Дети : Да! Отгадаем.

Лесовичок: Ну, давай! Свои загадки…

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (Сорока)

На меня он не глядит. Все стучит, стучит, стучит (Дятел).

На шесте дворец, во дворе певец, а зовут его (Скворец).

Баба —Яга: Ух, какие молодцы! Всё — то они знают. А какие это птицы?

Дети: Зимующие

Ведущий: ну что ж загадки вы отгадали, пора отправляться в путь. Строимся в шеренгу.

Читайте также:  Французские праздники поздравления с

«Мы сейчас в поход выходим, по тропинке в лес заходим, руки за спину кладем и по бревнышку идем». (Дети по очереди идут по канату друг за другом)

«Дружно на берег крутой перешагиваем гурьбой». (Дети друг за другом перешагивают, из обруча в обруч).

«Мы в затылок поравнялись, на носочки приподнялись, вот и речку перешли». (Дети идут на носочках, руки в стороны).

«Группой по лесу шагаем, вдруг болото мы встречаем». (Дети идут, перешагивая через гимнастические палки, 4-6 штук).

«Перейдем преграду вмиг и по кочкам прыг – прыг – прыг». (Дети прыгают на носочках,вправо, влево).

«Мы в пещеру залезали. Дружно все до трех считали». (Дети подлезают под дуги)

-«Только к лесу подошли – обнаружили следы. То не заяц – это мишка косолапый». (Дети ходят змейкой между конусами на внешней стороне ступни).

Баба-Яга: Всё — равно не отдам вам корм (громко плачет). Скучно мне в лесу. Одной одинешеньке. Я Ваш корм как приманку использовать хочу. Рассыплю его на лужайке — слетятся на него стаи птиц, тут я их и сетями поймаю. Будет у меня тогда много премного друзей.

Ведущий: Да что ты, Баба-яга. Ты их всех переловишь, а кто же нас песнями красивыми радовать будет? Ты лучше к нам в гости приходи — мы всегда тебе рады будем! А чтоб ты не скучала, поиграй с нами!

Баба-Яга: С удовольствием!

Игра: «Найди корм для птичек»

На фланелеграфе картинки с изображением птиц, ребятам нужно выбрать корм, и поднести к птицам.

Баба-Яга: Хорошо с Вами! А мы ещё играть будем?

Лесовичок: Нет, Яга! Нам пора птиц кормить. Холодно и голодно им без нашей помощи.

Баба-Яга: Вижу! Любите своих птиц-друзей пернатых и мне их жалко стало. Ну, так и быть — вот Вам подсказка, а я в лес играть с Кощеем да Кикиморой полетела (улетает)

Лесовичок: Ребята! А вы, знаете, что это такое? (показывает картинку)

Дети: Да! Это кормушка для птиц.

Лесовичок: Помощницы мои! Скорее же принесите корма! Птичек нужно всех любить! Птичек нужно покормить. Предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Зимующие и перелетные птицы».

Кому я вручу медальон, тот сразу превращается в ту птицу, которая на нем изображена. Под музыку летают все птицы. Когда музыка останавливается, перелетные птицы собираются у солнышка, зимующие у снежинки.

Лесовичок: Какие вы все внимательные! Молодцы! Спасибо, ребята, за вашу помощь и заботу о птицах. Но мне пора в лес возвращаться, меня там свои пернатые друзья ждут. Не забывайте каждый день на прогулке посещать птичью столовую и подкармливать зимующих птиц.

Девочки! Мальчики! Любой человек!

Птиц не спасёшь — исчезнут на век.

Помощь малую, ты окажи. Кормушку развесь и хлеб покроши!

До свиданья друзья! Прощается, уходит.

Ведущий. Ребята и нам пора прощаться. Дети под музыку идут в группу

«День единства». Сценарий праздника (старшая, подготовительная группы) Инсценировка «История России» Звучит классическая, спокойная музыка входят дети подготовительной и старшей группы. Мальчики переодетые в.

Фотоотчет «Синичкин день — день встречи зимующих птиц» Сегодня. 12 ноября отмечается Синичкин день (или Зиновий-синичник).Этот день считается в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому.

Фотоотчет об изготовлении макета «Кормушка для зимующих птиц» Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна. Горсть.

Изготовление угощения для зимующих птиц (старшая группа) Холодно стало в лесу. Птицы замёрзли ужасно. Я им поесть принесу Хлеба и зёрнышек разных. И соберутся они Радостно здесь на опушке.

Комбинированное развлечение в подготовительной группе «День птиц» Цели и задачи: — Сохранение преемственности поколений, укрепление семейных и семейно—родственных связей на основе общности национальных.

Консультация для родителей «Жизнь птиц в зимний период и мероприятия по защите и охране зимующих птиц» В нашем мире огромное количество глобальных проблем, но главной из них является загрязнение окружающей среды. Как говорят биологи, природа.

Мастер-класс «Необычная кормушка для зимующих птиц» Мастер-класс «Необычная кормушка для зимующих птиц» из бросового материала Название: Мастер-класс «Необычная кормушка для зимующих птиц».

Фотоотчет о мастер-классе «Необычная кормушка для зимующих птиц» из бросового материала Зима – серьезное испытание для птиц. Поэтому необходимо позаботиться о братьях наших меньших, помочь им пережить холода. Ведь с наступлением.

Развлечение «День птиц» для средней группы Видео Музыкальное развлечение «День птиц» Для средней группы с включением детского мастер-класса по изобразительной деятельности. Программное.

Сценарий праздника «День Матери» (старшая и подготовительная группа) Цель: Воспитание чувства любви и уважения к своим мамам. Задачи: 1. Воспитывать у детей доброе, внимательное, отношение к маме, стремление.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-den-zimuyuschih-ptic.html