Меню

Праздник встречи весны 15 февраля

Что можно и нельзя делать на Сретение Господне 15 февраля 2021 года

На Сретение было принято освещать воду. Она считалась целебной и ценилась наравне с крещенской.

Сретение – один из величайших христианских праздников, а также праздник первой встречи зимы с весной. Мы расскажем о народных приметах на Сретение и что следует делать 15 февраля 2021 года.

Сретение, или Сретение Господне – христианский праздник, отмечаемый ежегодно 15 февраля (2 февраля по юлианскому календарю). Он появился в IV веке и изначально был днем, завершающим 40-дневный цикл после праздника Богоявления. Сейчас Сретение – один из двунадесятых праздников: двенадцати важнейших христианских праздников после Пасхи. Оно связано с библейским сюжетом о встрече старца Симеона и младенца Христа.

На сороковой день от Рождества Мария и Иосиф пришли из Вифлеема в Иерусалим, чтобы принести младенца Иисуса в храм. В этот же день в храм пришел старец Симеон. По преданию, Ангел предрек ему дожить до встречи с Мессией. В глубинном смысле, Сретение — это встреча всего человечества в лице старца Симеона с Богом.

История народных примет на Сретение

Слово «сретение» славянское и означает «встреча». На Руси Сретенье являлось не только православным праздником, но и днем первой встречи весны. Вторая приходилась на «сороки» (День сорока святых), третья – на Благовещение. В крестьянской среде не все знали церковный смысл праздника. В народе говорили: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», «На Сретение кафтан с шубой встретился», «На Сретение цыган шубу продает». Его также называли «Громницы», «Зимобор», «Сретенские морозы», «Сретенские оттепели», «Семен Богоприимец».

Считалось, что на Сретение приходятся последние зимние морозы. После праздника не стоит отправляться в дальнюю дорогу на санях и, тем более, переезжать реки. Отправляться же в долгую поездку в этот день являлось плохой приметой.

На Сретение было принято освещать воду. Она считалась целебной и ценилась наравне с крещенской. Изначально сретенскую воду не носили в храм, а собирали с тающих капающих сосулек.

В церквях также освящали свечи, а потом раздавали их прихожанам. По традиции, свечи — в народе их прозвали «громницы» — хранили дома в течение года. Им приписывали способность оберегать дом от пожара и бед, посевы — от града, а человека — от сглаза и болезней.

В праздник Сретения Господня рекомендовалось молиться, ведь произнесенные в этот день молитвы помогут каждому верующему, а также попросить прощения за грехи и делать добрые дела. В некоторых регионах в этот день обходили свои дома с иконой Сретения Господня или Спаса.

Сопровождался праздник и народными гуляниями. Женщины пекли блины – символ солнца. В некоторых районах пекли баранки и кормили ими скот – считалось, что это поможет защитить животных от болезней.

После праздника крестьяне начинали цикл весенних работ: выгоняли скот из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.

Что можно делать на Сретение

Любые церковные праздники сопровождались рядом предписаний.

Так, на Сретение стоит сходить в церковь на особое торжественное богослужение и молебен.

Из храма рекомендуется принести освященные свечи. А зажигать такую свечу нужно только в особых случаях.

В этот день принято приглашать родных на праздничный обед, а перед этим – испечь блины.

Еще одно важное занятие на Сретение – помощь ближним, важно не забывать про добрые дела.

Что нельзя делать на Сретение

Как и в большинство великих праздников, в этот день нельзя заниматься грязной и тяжелой работой, в том числе уборкой и стиркой. Также нельзя работать в огороде и топить баню.

День стоит провести дома, путешествовать и отправляться в дорогу нельзя: в лучшем случае дорога будет долгой.

Нельзя класть деньги на кухонный стол – таким образом можно прогнать удачу из дома.

На Сретение, как и в другие церковные праздники, нельзя браниться, ссориться и драться.

Грустить и унывать в этот день также не следует.

Не удивительно, что со Сретением связано множество земледельческих примет, а также предсказаний весенней погоды.

Поздний приход весны сулило звездное небо и вечерний мороз.

Оттепель говорила о ранней весне. Ее также пророчил и петух, напившийся воды в этот день.

Снег, выпавший на Сретение, говорил, что весна будет долгой и дождливой — «На Сретеньев день снежок – весною дожжок».

Выглянувшее перед закатом солнце предвещало окончание последних морозов.

Если же в этот день вообще не видно солнце, жди власьевских морозов (24 февраля).

От погоды зависел и грядущий урожай. Так, капель сулила урожай на пшеницу, а метель и вьюга означали, что хорошего урожая не будет. Ветер говорил о плодородии фруктовых деревьев. 15 февраля садовники «трясли деревья руками, чтобы были с плодами».

Считалось, если утром на Сретение идет снег, в этом году будет урожай ранних хлебов, снег в полдень обещал урожай средних хлебов, а вечером — поздних.

Популярные вопросы и ответы

Можно ли жениться на Сретение?

В дни великих праздников, к которым относится и Сретение, венчание не осуществлялось. Этот день считается не подходящим для свадьбы. К тому же Сретение предшествует Великому посту. А свадьбы рекомендовалось играть уже после Пасхи.

Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771195883/

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • АРОМАМАГИЯ (52)
  • АРХИТЕКТУРА (11)
  • ВИДЕО, МУЗЫКА (25)
  • ВСЕ ПРО ЛИРУ (50)
  • ВЯЗАНИЕ (551)
  • Взрослым (197)
  • Детям (169)
  • Предметы декора (57)
  • Схемы (136)
  • ДЕТЯМ (206)
  • Домик для кукол (10)
  • ДОМ, МИЛЫЙ ДОМ (483)
  • Баня (1)
  • Дизайн в доме (91)
  • Домашняя магия (42)
  • Ландшафт, идеи для дачи (79)
  • Огород (105)
  • Подсобное хозяйство (2)
  • Порядок в доме (33)
  • Постройки на участке (19)
  • Проекты (1)
  • Сад (53)
  • Строительство (43)
  • Цветы (84)
  • ЖИВОПИСЬ (49)
  • ЗДОРОВЬЕ (298)
  • ИСТОРИЯ (21)
  • ЙОГА, ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ (145)
  • КНИГИ (1)
  • КРАСОТА ДЛЯ СЕБЯ, ЛЮБИМОЙ (459)
  • Ванны (35)
  • Все для лица (205)
  • Все для ножек (42)
  • Все для ручек (50)
  • Для волос и ресниц (74)
  • Для зубов (20)
  • Для тела (78)
  • Макияж (3)
  • Натуральная косметика (28)
  • КУЛИНАРИЯ (1770)
  • Блины, оладьи, лепешки, хлеб (92)
  • Блюда из рыбы (12)
  • Вторые блюда (204)
  • Для мультиварки (21)
  • Заготовки на зиму (39)
  • Напитки (43)
  • Пикник (6)
  • Пироги, пицца (248)
  • Салаты, холодные закуски (204)
  • Сладкая выпечка, десерты (947)
  • Специи (4)
  • Супы (16)
  • ОДЕЖДА, ОБУВЬ и АКСЕССУАРЫ (38)
  • ПОЛИТИКА (17)
  • ПРАЗДНИКИ (216)
  • 14 февраля (1)
  • Новый год, Рождество (138)
  • Пасха (44)
  • Рождение ребенка (9)
  • Свадьба (13)
  • ПРИРОДА (15)
  • ПРИТЧИ (12)
  • ПСИХОЛОГИЯ, ЭЗОТЕРИКА, МАГИЯ (175)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (66)
  • РИСОВАНИЕ (32)
  • РУНЫ, ТАЛИСМАНЫ, ОБЕРЕГИ (476)
  • СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА (126)
  • СЛАВЯНСКИЕ БОГИ (34)
  • СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ (127)
  • СТИХИ, МУДРЫЕ МЫСЛИ (28)
  • СТРАНА МАСТЕРОВ (940)
  • Вышивка (16)
  • Декор посуды (75)
  • Декупаж (29)
  • Делаем с детьми (30)
  • Из газетных трубочек (5)
  • Из гофрированной бумаги (3)
  • Из керамических горшков (2)
  • Из пластиковых бутылок и крышек (15)
  • Из фетра (15)
  • Канзаши (3)
  • Лепка (76)
  • Мандалы (232)
  • Мыловарение (76)
  • Мягкая игрушка, куклы (93)
  • Панно, Картины (7)
  • Поделки различные (19)
  • Роспись предметов,одежды, обуви (152)
  • Свечи (8)
  • Скрапбукинг, открытки,приглашения (71)
  • Украшения (53)
  • Часы (14)
  • ТАРО (4)
  • ФОТО (40)
  • ФОТО-АРТ (8)
  • ФОТОШОП, ПРОШОУ (48)
  • ФЭН-ШУЙ (2)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО (66)
  • ЮМОР (25)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Сообщества

Статистика

15 февраля — Сретенье — первая встреча весны и зимы. Зимобор.

Понедельник, 15 Февраля 2016 г. 21:12 + в цитатник

Сретенье или среча по-славянски означает встречу, первую встречу Весны и Зимы. На Сретенье (15 февраля) – говорили старые люди — сходятся встречаются весна с зимой. Зима Весну встречает, заморозить красную хочет, а сама от своего хотения только потеет. Поэтому отмечен день и сретенскими морозами и сретенскими оттепелями. В Сретенье Солнце на лето, зима на мороз поворотила. Седою древностью веет от сказов про месяц сечень. Шутили мужики на Руси: «Зимобор гляди, Сретенье на печи не засиди!»

Наперекор сретенской стуже ребятишки кликали весну:

Нам зима-то надоела,
Хлеб и соль поела,
Руки-ноги познобила,
Скотинушку поморила,
И соломку подобрала,
И мякину подмела!

И хотя ещё не все морозы оттрещали, не все вьюги отвеяли, но день становится заметно длиннее, а в воздухе уже пахнет весной. От имени праздника Сретенье в простонародье называются последние зимние морозы и первые весенние оттепели – Сретенскими. Сретенье – это первая закличка Весны, богини Живы и Ярила-солнца. Ярило – это уже не малыш Коляда, это яркое, ясное, ярое Солнце, которое оплодотворяет Землю весенним теплом, дарует Земле новую жизнь. И плодотворящий Велес готовится выйти из Земли, чтобы поддержать своих питомцев – травы и деревья, а также нарождающихся птичек и зверюшек.

Читайте также:  Языческий праздник посвященный солнцу

Весну встречают блинами. Круглый жаркий блин – символ Солнца. Трудно ещё Солнцу растопить снежные заносы – надо дать ему горячих и румяных помощников. Каждая хозяйка печёт блины по-своему, только ленивая берёт блинную муку и разводит её водой. Ритуальные блины замешиваются на талой воде и пекут во всю сковороду. А что туда добавляется, одному Роду ведомо: греча и овёс, яйца взбитые и масло, мёд и пиво – всё идёт в дело. К блинам полагается творог как символ творения мира. Первый блин посвящается предкам – его отдают птицам. Хозяева же готовят брагу. Воду для браги берут колодезную или ключевую. Крутым кипятком заливают сено душистых трав и пережженные дочерна ржаные и пшеничные сухари, сюда же добавляют колоски и хорошенько настаивают. Настой сливают в кадки, заправляют мёдом, хмелем, дрожжами, изюмом и оставляют бродить на три дня. Когда первая пена сходит на нет, заправляют новым мёдом и забраживают по второму разу.

В канун этого дня (14 февраля)дети ближе к вечеру выбегали на улицу и смотрели на небо: если звёзды высыпят, значит, зима затянется, весна поздняя придёт, а это плохо для будущего урожая; если же небо затянет тучками, то весна придёт ранняя и дружная. И на следующий день ждали капели – это тоже хорошая примета.

Первыми закликают Весну малыши. Они забегают на пригорок, звенят в колокольчики, стучат в бубенцы. Повернувшись к солнцу причитают:

Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном большим,
С корнём глубоким,
С хлебом великим.

После этого они лепят снежных баб, съезжают с горок на санках – кто дальше. Взрослые спускают с горы горящее колесо. Его сделать очень просто – колесо густо обматывается сухим сеном, берестой, можно и бумагой. Колесо поджигают и отпускают под гору, приговаривая:

Колесо гори, катись – с летом красным воротись…

Если колесо катится ровно, по дороге не затухает, значит и лето будет долгое, тёплое.

Зима на Сретенье старела, и не хотела уступать весне, вот и боролись они.

Устраивали на Руси в этот день в деревнях и люди между собой зимоборы. На виду, на миру парни казали удаль молодецкую. И девицы и бабы не отставали. Чья деревня верх возьмёт? Ведь и шуба с кафтаном в этот день тоже сходятся, борются. Вот и гляди чья деревня на голе, то есть без шуб останется.

Трещали по швам тулупы, в сугробах стыли чьих-то шуб рукава. Порой снег пестрел от клочьев овечьего меха! То-то потеха!

Сшибала весна у зимы с головы кику, простоволосила зиму. А всякой простоволосой бабе срамно в люди показаться. Отсюда и выходит, что бабья потасовка-простоволосица ох уж жарка была! Платки с голов летят, бабы вопят, друг дружке не уступают – досаду избывают.

Приметы на Сретенье.

Ежели на Сретенье установится оттепель – весна ранняя и тёплая, коли холода завернут – весна холодная, ежели снег – весна затяжная и дождливая.

Если в этот день звёзд на небе много – к весне длинная дорога.

На Сретенье утром снег – урожай ранних хлебов; если в полдень – средних; если к вечеру – поздних.

На Сретенье снег вечером повалит – поле с хлебом яровым подымет.

На Сретенье капель – урожай пшеницы.

На Сретенье снежок – весной дожжок.

Сретенье капелью – август-жнивень пшеничной густенью.

На Сретенье ветер с дерева нечисть сметает – цвет и плод оберегает.

Снег на Сретенье по утру – жди ранних хлебов густоту.

Снег на Сретенье в полдень – средние хлеба уродятся полно.

На Сретенье ясно и тихо днём – быть бабе со льном.

На Сретенье закормишь кур овсом – весной и летом будешь с яйцом.

На Сретенье вьюговей – снег выметет с полей.

На Сретенье метель дорогу переметёт, то корма-то подберёт.

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/dilanar/post384632915

15 февраля 2021 — Сретение Господне

Что значит слово «Сретение»?

Смысл праздника Сретения

Песнь Симеона Богоприимца

История празднования

Богослужение Сретения

Обычай освящения свечей

Народные традиции Сретения

3 интересных факта о Сретении

Иконы Сретения

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

Сретение. Иосиф Бродский

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культуре.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»

Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

Читайте также:  Веселые праздники праздник радуги

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35).

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем!

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают или поют в конце вечерни. Также они произносятся в Благодарственных молитвах по Святому Причащению.

Текст:

Церковнославянский:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ. После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию».

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Читайте также:  Стишок другу с праздником

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

3 интересных факта о Сретении

  1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.
  2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.
  3. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Иконы Сретения

Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов.

Самые древние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: «А Тебе Самой оружие пройдет душу».

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

«. Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем. »

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

«. Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу.

Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью — о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят…

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

«В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, «с нами Бог».

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?

Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец.

...Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».

Поэзия:

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Источник статьи: http://foma.ru/15-fevralya-2013-sretenie-gospodne.html