Меню

Праздник встречи солнца у чукчей

Встреча Солнца

Дьячкова Ольга Васильевна

Учитель начальных классов, МКОУ «ПСОШ» МР НР КШ-ДС «Нутендли», Республика Саха (Якутия)

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дьячкова О.В. Встреча Солнца // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 09.03.2021).

Цель: познакомить с обычаями, традициями и национальной культурой коренных народов Республики Саха (Якутия).

Оборудование: карта, фотоальбом, рисунки обучающихся, лэпбук «Республика Саха (Якутия)», картины «Времена года Якутии», картина пылающего огня, багульник, тарелка с различными продуктами питания (олений жир, оладьи, мясо и т.д.),

Ход урока

Учитель: Ребята, я рада вас видеть на очередном уроке и надеюсь, что сегодняшний урок, как и предыдущие уроки, будет вам полезен и интересен.

Посмотрите, пожалуйста, на карту. Велика ли наша матушка Россия? Правильно, ребята, велика. И в ее состав входит наша Республика Саха (Якутия).

Якутия образовалась 27 апреля 1922 года. Она расположена на северо-востоке России и Восточной Сибири.

Столица Якутии удалена от Москвы на 8 468 км, поэтому жители Якутии на 6 часов раньше встречают новый день.

Площадь Якутии 3 млн. 103 тыс. км, что составляет 1/7 часть территории России. Территория Якутии входит в пределы 3-х природных зон: тундры, лесотундры и тайги.

-Ребята, а если она входит в пределы 3-х природных зон, скажите: «Чем богата наша Республика?» (лесом, а в лесу много животных, ягод, грибов, орехов).

-А еще? (полезными ископаемыми: нефтью, газом, углем, алмазами, золотом, песком, глиной и многим другим).

-А какая промышленность в Якутии? (лесная, нефтегазовая, горнодобывающая, золотопромышленная).

-Скажите, пожалуйста, а какие народы живут в Якутии? (русские, чукчи, якуты, долганы, эвены, эвенки, юкагиры) .

— А также в нашей республике проживают другие национальности. кто может сказать, какие?

-Докажите, что люди разных национальностей живут в Якутии. (учащиеся: меня зовут Саша – я эвэн и живу в Якутии. Я – Тамра, я – чукча, живу в Якутии. Я – Лиля, я – русская и тоже живу в Якутии и т. д.).

Очень богата и разнообразна наша Якутия, а также и многонациональна, но коренное население – якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, ненцы и другие народы. И у каждого народа, населяющего нашу землю, есть свои традиции, обычаи и своя культура.

-Какой праздник у русских? (масленица, на этом празднике пекут блины, всех угощают ими, танцуют, поют частушки).

А у нас, у украинцев – рождество. На празднике готовят 12 блюд, ходят колядовать, за колядки их угощают, а утром они пьют чай с этими угощениями. А у якутов- Новый год встречают в начале июня).

-Как все интересно, ребята, правда?

-Но сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с обычаями, традициями и праздником Республики Саха (Якутия).

-А что такое праздник?

— праздник – это проявление всех форм и видов культуры. Раньше он давал полное слияние с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней. Народное искусство связано с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, сказки, былины неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле.

А кто мне скажет, какой традиционный праздник у чукчей? (Встреча Солнца).

1-й ученик: Да, этот праздник имел тесную связь со скотоводческим хозяйством. Он проводился в начале января, когда появляются первые лучики солнца. Чукчи возносили перед огнем благодарность, хвалу и молитву небожителям и духам природы.

2-й ученик: Встреча Солнца начинается с церемонии кормление огня. Суеверные люди думали, что соблюдение этого обычая способствует развитию скотоводческого хозяйства. Вслед за обрядом начиналось пиршество. Основным угощением были мясо, кровяной суп, колбаса (которая готовится не по-простому рецепту), лепешки из печени и т.д.

(Дети разносят всем гостям угощения).

3-й ученик: Не зря наши предки почитали огонь, ведь, огонь это символ жизни. И также Солнце почитают чукчи, ведь первые лучи символизируют, что скоро конец долгой, холодной зиме.

Во время обычая чукчи просят у Солнца, огня хорошей погоды, хорошего сохранения поголовья оленей, удачной охоты и чтобы все было хорошо. Также во время обычая чукчи слегка поджигали багульник, чтобы он издавал сладкий аромат и легкий дымок. Затем Человек, который проводит обряд, сверху до ног багульником обтряхивал т.е. человек купается в дымке багульника. Этими жестами, считается, что горе и беда пройдут мимо тебя.

4-й ученик: На празднике устраивали спортивные игры, борьба, перетягивание на ремнях, палке, состязание по прыжкам разных видов, бега, оленьи гонки

-Давайте и мы послушаем стихотворение, которое называется «К,эюк,эй» (Олененок).

-Какие чувства вызвали у вас это стихотворение, о чем он? (Пробуждение природы).

5-й ученик: Встреча Солнца – важная часть духовной культуры чукчей.

Учитель: За всю свою многовековую историю народы Якутии создали уникальную материальную и духовную культуру. Народы Крайнего Севера более бережно относятся к своим традициям, обычаям и культуре. Они передаются из поколения в поколение.

Учитель: В своих рисунках дети тоже отразили традиции, обычаи и праздник Республики Саха (Якутия). В рисунках нарисовано природа, обычай кормления огня, стадо оленей.

Читайте также:  Народные зимние праздники рождество святки крещение

Учитель: Богата у чукчей и современная культура. Многообразно декоративно-прикладное искусство, профессиональная музыка, различные ансамбли и многое другое.

Ну, вот и подошел к концу наш урок. И я хотела бы, чтобы вы отгадали кроссворд о том, что запомнили из урока.

  1. Какой главный праздник считается у чукчей? (Встреча Солнца)
  2. За каким животным ухаживает чукча? (олень)
  3. Какие игры проводятся во время Встречи Солнца?
  4. Каким растением обтряхиваются вовремя Встречи Солнца?
  5. В какое время справляют Встреча Солнца?

Ребята, у вас есть предметы, которыми мы сейчас воспользуемся.

1. Интересны ли чукотские традиции и обычаи, о которых мы сегодня узнали?

«Да!» — солнышко. «Нет!» — облачко.

2. Хотели бы вы принять в них участие?

«Да!» – белый цветок. «Нет!» – синий цветок.

3. Знакомы ли с этими традициями ваши родители?

«Да!» – желтый цветок. «Нет!» – красный цветок. «Не знаете!» – зеленый цветок.

Я надеюсь, ребята, что после этого урока, узнав о традициях, обычаях коренных народов Якутии вы будете относиться с уважением к ним. И обязательно познакомьте с ними своих родителей.

И в завершение нашего интересного урока, ученица 1-го класса прочитает стихотворение о тундре на чукотском языке.

Источник статьи: http://kssovushka.ru/zhurnal/15/1640-vstrecha-solntsa/

Северяне отметили древний праздник встречи солнца

ИA SakhaNews. Древний праздник жителей Арктики «Встреча солнца» состоялся в субботу на главной площади Якутска.

С приветственным словом к собравшимся обратились замгендиректора Дома дружбы народов им. А.Е.Кулаковского Розалия Колосова и первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС(Я) Любовь Христофорова.

Старейшины эвенского народа из Аллаиховского района Акулина Петровна Трайзе и Михаил Николаевич Едукин провели обряды угощения огня и очищения. Организаторы праздника угощали народ строганиной из аллаиховского чира, варёной олениной из Анабарского национального долгано-эвенкийского улуса, горячими оладьями, приглашали на хоровод сээдьэ.

Затем состоялось театрализованное представление по мотивам фольклора народов севера – история о священном духе-олене Сэвэк, который принёс людям солнце на своих рогах. Давно это было, но люди помнят до сих пор. Злые силы Тьмы, украв Солнце, спрятали его в землю. Холодно и голодно стало людям и зверям долгой полярной ночью. Стали они роптать: «Где же Солнце? Кто нам его вернет? Ослабли мы».

Через духа огня обратились люди к Сэвэк с просьбой вернуть людям прежнюю счастливую и беззаботную жизнь, вернуть людям Солнце, чтобы оно грело их и давало расти всему живому.

Помощники небесного оленя Сэвэк – лучи Гарпарил пробили теплыми яркими всполохами Тьму и одолели злых духов. Так закончилась долгая полярная ночь, священный Сэвэк принес на своих рогах в тундру Солнце – большое тепло и большую радость. После каждой полярной ночи, лютого мороза, неистового холода – каждый год первые лучи солнца радуют северные народы.

Ярким украшением праздника стало выступление творческих коллективов Дома дружбы народов: эвенского молодёжного танцевального ансамбля «Айулна» (руководитель Василий Старостин–Мэнгун), эвенкийского фольклорного ансамбля «Гиркилэн», женского танцевального ансамбля «Аяврина» (руководитель Анастасия Куличкина). Также зрители аплодировали анабарцу Константину Спиридонову, исполнившему песню про восход солнца на долганском языке, Любомиру Захарову и Петру Кейметинову из с.Себян-Кюёль Кобяйского района и Прасковье Кондаковой, спевшей чукотскую песню.

Напомним, северные народы издревле посвящали встрече солнца после долгой полярной ночи большой праздник с песнями, играми и обрядами. Люди съезжались на оленьих упряжках в одно огромное стойбище, обменивались новостями, ведь в этот день они встречались с родственниками из самых дальних кочевий. Зачастую в такие дни заводились знакомства. Родители присматривали невесту для сына и наоборот. В этот день разжигался большой костер. Забивали оленя, лучшие куски мяса клали в огонь, чтобы отблагодарить духа огня за покровительство в долгие зимние ночи. Жители тундры с надеждой обращали свои взоры к солнцу, прося у светила хорошей весны и удачного лета.

Организаторами древнего северного праздника в Якутске выступили клуб КМНС Якутии «Яранга надежды» (руководитель Акулина Трайзе) и Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского при поддержке городского управления культуры и духовного развития и Министерства по внешним связям и делам народов РС(Я).

Источник статьи: http://www.1sn.ru/241462.html

Праздники народов Севера

Народы Севера длительно время были вне влияния европейской цивилизации. Из-за своеобразного уклада жизни, у них сложилось свое понятие о жизни на земле и свои устои.

И главную роль в этом играла их сложившаяся веками языческая религия. Большое доверие и даже страх чукчи всегда испытывали к жрецам языческой религии — шаманам.

Для повышения своего авторитета и влияния на своих односельчан, шаманы выработали определенные ритуалы на многие случаи жизни.

Особенности праздников Севера

Этому способствовало то что из-за отсутствия письменности, все мифы об истории чукчей хранились в памяти у шаманов и передавались по наследству. Это послужило появлению в их жизни особенных ритуальных праздников связанных с временами года.

Вследствие особых климатических условий Крайнего Севера род деятельности чукчей разделился на две ветви. Одни племена занимались оленеводством, другие рыболовством. Это сыграло решающую роль как на их жизненном укладе, так и на их традициях, в том числе и на ритуальных праздниках. У чукчей оленеводов основными и наиболее красочными праздниками в течение года являются несколько таких.

Читайте также:  Завтра последний день праздников

Пэгытти

Пэгытти — чукотский Новый год, проводится в дни зимнего солнцестояния, 21 — 22 декабря, когда в созвездии Орла восходит звезда Альтаир. На чукотском она называется Пэгытти. Оленные люди издавна считали что небесные светила влияют на жизнь людей. И именно эта звезда почиталась у них больше остальных. До сих пор у чукчей принято умиротворять восходящую звезду Пэгытти жертвоприношением, что бы они могли благополучно пережить наступающую зиму. Для этого режут самого большого оленя и отдельную миску наполняют кровью и жиром. разжигают жертвенный костер, исполняют ритуальные песни и речитативы с просьбами о лучшей жизни. Шаманы исполняют ритуальный обряд.

При этом принято загадывать желания. Праздник сопровождается обильным угощением. После этого ночь начинает укорачиваться, а день расти. Праздник обычно проводят сообща, собираются люди из нескольких стойбищ.

Килвэй

Килвэй — это Праздник рождения телят. Проходит он в мае месяце, когда появляются на свет оленята. Само слово Килвэй произошло от «килкин» — пуповина и «вэнтыги» — освобождение, что вместе означает «освобождение от пуповины». Это праздник перехода маленького оленя к самостоятельной жизни.

Еще зимой во время праздника Пэгытти специально для праздника Килвэй забивали самого упитанного оленя. Его тушу освобожденную от внутренностей, без головы и ног, замораживали и берегли до мая. Вот из этого размороженного мяса женщины готовят к праздничному столу ритуальную еду. Дробят и варят кости, из полученного костного жира готовят блюдо таляпалгын. Из вареного мяса грудинки блюдо мачо. Из свежего щавеля — варят рымавыт. Делают оленью колбасу. Из зелени мастерят фигурки оленей с рогами. Фигурку оленя и оленью колбасу укладывают на специальный ритуальный поднос. Голову с рогами и ноги откладывают отдельно, в стороне от чума, это угощение для духов покровителей охотников.

После рождения олененка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирают к празднику. Именно поэтому Килвэ еще называют Праздником Рогов. В день праздника, до восхода солнца на подготовленном заранее месте, на ивовые кусты укладывают рога разветвлением в сторону от яранги. На них кладут шкурки молодых оленят, а сверху семейные амулеты. Между горкой рогов и ярангой разжигают ритуальный костер. Женщины выносят из яранги на доске для выделки шкур горячие оленьи уши и ритуальный поднос. Этим ритуальным блюдом «угощают» всё что находится здесь и вокруг: горящий костер, семейные амулеты, оленьи рога, кусты ивы, небо и солнце. Всему миру вокруг посылают просьбы и желания. Обычно в празднике участвует шаман который руководит всем обрядом, совершает ритуальный танец и выкрикивает заклинания.

Выльгыкоранматйэмын

Выльгыкоранматйэмын — это праздник осени, Праздник «молодого оленя». В сентябре стадо возвращается с летних пастбищ и проходит забой молодого оленя, оленя с тонкой шерстью. К этому празднику женщины стойбища готовят растительную еду, собирают листья. В день когда приходит стадо, мужчины на доску для разделки шкур укладывают пласты дерна и на них разводят жертвенный костер. Когда костер разгорится, двое мужчин берут доску на которой горит костер и с криками «Оэй! Оэй!» сбрасывают пласты дерна с горящим костром по направлению стада. Женщины бросают в сторону стада горящие угольки из костра, а дети стреляют их лука горящими стрелами. Этот ритуал с огнем якобы охраняет стадо от напастей. Старшая в роду женщина горящими ветками обмахивает оленеводов. Так сжигают — усталость и отгоняют злые духи.

Затем приносят жертвоприношение — забивают оленя. Но прежде чем забить оленя, обращаются к солнцу. Под тушу убитого оленя подкладывают зеленые ветви ивы. После чего «поят» тушу жертвенного оленя. Около забитого жертвенного оленя проводят ритуал «помазанье кровью». Кровью оленя мажут лоб, щеки, ладони, а иногда и другие места что бы отогнать злых духов и что бы дети не болели. Это так же считается знаком верности оленеводству.

Из туши оленя вырезают самые лакомные куски, ложат на специальное блюдо, нарезают кусочками и готовят жертвенное блюдо «инэнинтыткуркын». Рядом со входом в ярангу разводят костер на котором жарят печень, губы, копыта, и здесь же едят. Ребра сжигают в костре. После того как костер прогорит, на его месте садят куст ивы. Его укрывают так называемой «земляной ярангой». Есть примета, по которой если весной куст зазеленеет, то значит род жителей стойбища не угаснет, а наоборот будет процветать. Праздник Выльгыкоранматйэмын продолжается два дня. В эти дни важенок, у которых нет телят, забивают. Это делают под звуки бубнов и под камлание шамана.

Тыркыльыкоранмат

Тыркыльыкоранмат или День быка. В основу этого праздника положен обряд Благодарения — Мнэгыргын. В этот день позади яранги режут специально выбранного жертвенного оленя — рымнэвьё. Кровью убитого оленя мажут нарты, вход и основу яранги, семейные охранители рода и амулеты. Варят мясо оленя в большом котле и раскладывают по средине яранги на шкуре. Голову жертвенного оленя рымнэвьё ложат на священную доску – огниво. Вход в ярангу завешивают шкурами. Хозяева и гости располагаются вокруг. Разводят священный семейный огонь. На огне сжигают кусочки еды, тем самым «подкармливая» священный огонь. Хозяин или шаман стуками в бубен призывает духов предков и духов тундры на пиршество. Присутствующие поют песни и исполняют ритуальные танцы.

Читайте также:  Праздник вежливости по сказкам

Танцы посвящают своим богам Наргынэн, Вагыргын, Яйвачвагыргын. Считается что под эти песни и танцы добрые духи тундры, неба и воды прилетают в ярангу и принимают Обряд Благодарения. После пиршества принято духов выпроводить их яранги. Для этого стучат в бубен, выкрикивают «Эк! Эк!» и танцуют «Пучъэнимо» — очищение с одежды остатков зла.

Со стороны это выглядит несколько комично, потому как у танцующих руки болтаются вдоль туловища, а в такт ударом бубна, танцующие на полусогнутых коленях качаются из стороны в сторону. Но что поделать, таков обычай.

У чукчей морских охотников есть свои праздники. Основные из них это: Праздник кита, Первый спуск байдары и Праздник моржа. Это тоже культовые праздники в знак благодарности за успешную охоту.

Польа

ПольаПраздник Кита, самый известный и яркий праздник все жителей побережья Северного Ледовитого Океана. Проводится в конце августа, сентябре. Принято накануне праздника встречать на берегу байдару с посланцами охотников о удачно добытом ките. В их честь разжигают костер, угощают и слушают их рассказ об удачной охоте. Прибытия охотников ожидает все поселение. Когда прибуксируют кита к берегу, их встречает старшая женщина в поселке — хранительницы национальных традиций. Под её руководством девочка с ритуальным деревянным блюдом проводит ритуал поения морского зверя. Всем миром Тушу кита выволакивают на берег. Потом охотникам дают специальные ножи, и они отрезают от туши кита полоски кожи и раздают их мальчикам будущим охотникам.

В разделке кита участвует все мужское население. Тушу кита обрезают так, что на берегу остается только его скелетный остов.

Все охотники приходят так называемый благодарственный обряд. Специально выбранное место устилают шкурами моржей. Из пластов снега с одной стороны возводят стенку. Устанавливают колья, на которых ложат весла, а сзади руль от байдары, делают, так сказать, символ байдары на суше.

Присутствующие начинают выкрикивают «О-ок-ок»«, и в круг выходят женщины в национальных одеждах с повязками из белых горностаевых шкурок поверх распущенных волос. Женщины воспроизводят охоту на кита в так называемом сидячем танце. После чего такой же танец исполняют и охотники. Это по сути своеобразное соревнование, победителям которого вручают призы. Во время праздника устраивают различные состязания: гонки на байдарках, перетягивание, чтение сказок о ките, различные байки охотников, бег наперегонки, борьба, стрельба, гонки на собаках.

Атыгак

АтыгакПраздник спуска байдары на воду или праздник начала весенней охоты. Проводится в начале лета, когда начинается сезон охоты на морских животных. В семьях где есть байдара её несут на берег, приводят в порядок и спускают на воду. В празднике участвуют все родственники и соседи.

Мужчины занимаются лодкой, а женщины готовят еду: варят мясо, делают котлеты из мяса, и жира нерпы. Затем взрослые члены семьи совершают магический обряд — раскрашивают себе лица сажей, рисуют на лице несколько линий сажей вдоль носа, под глазами и на подбородке.

Потом идут на берег моря и приносят приготовленную еду. Владелец байдары режет мясо на мелкие кусочки и бросает их в море, делая жертву духам ветра и хозяину морских зверей. Часть мяса бросают в костер — это жертва духу огня. Так они привлекают себе удачу на охоте.

Наскуныхкылык

Наскуныхкылык — Праздник моржей, проводится в конце июля, когда начинаются сезон штормов и заканчивалась охота на моржей. В это день из ледника вынимают заготовленную тушу моржа. Приглашают шамана, который проводит обряд камлания, он выполняет ритуальный танец и бъет в бубен, созывая на угощение духов, которые сберегают охотника и приносят ему удачу. Потом Хозяин относит часть приготовленной еды на берег моря и бросает ее кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!» Процесс разделки туши моржа довольно сложный и поэтому этому обучают детей с малых лет и уже юноши могут это делать самостоятельно.

Мясо делят между родственниками, а череп моржа относят на жертвенную скалу «хозяйке морских зверей». Все семьи гуляют по очереди, приглашая к себе всех жителей поселка.

И хотя все праздники имеют культово — магическую основу, праздники постоянно присутствуют в быту народов Севера. Особое значение в этом играли и играют танцы. Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни. И при рождении, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор.

Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Широко известны такие танцы, как «Охота на кита» и «Танец ворона». Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение. И хотя эти традиции уходят корнями в далекое прошлое, нынешнее поколение старается сохранить их, записывая на аудио на видео. Ну а некоторые музыкальные коллективы с успехом гастролируют с концертами во многих странах мира.

Источник статьи: http://national-travel.ru/prazdniki-narodov-severa