Меню

Праздник всех святых солунских

Мученица Ани ́ сия Солунская (Фессалоникийская)

День памяти

Житие

Краткое житие мученицы Анисии Солунской (Фессалоникийской)

Свя­тая му­че­ни­ца Ани­сия жи­ла в го­ро­де Со­лу­ни (Фес­са­ло­ни­ки) в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305). По смер­ти ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших ее в ду­хе хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, свя­тая Ани­сия раз­да­ла иму­ще­ство ни­щим и ста­ла про­во­дить стро­гую жизнь в бде­нии, по­сте и мо­лит­ве.

Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан Мак­си­ми­ан из­дал эдикт, по ко­то­ро­му вся­кий имел пра­во без­на­ка­зан­но убить хри­сти­а­ни­на. Од­на­жды, ко­гда Ани­сия шла в храм на мо­лит­ву, ее оста­но­вил во­ин-языч­ник и по­тре­бо­вал, чтобы она по­шла на язы­че­ский празд­ник солн­ца. Свя­тая Ани­сия крот­ко от­ка­за­лась. Ко­гда же во­ин дерз­ко схва­тил ее и пы­тал­ся со­рвать с го­ло­вы по­кры­ва­ло, от­толк­ну­ла его, плю­ну­ла в ли­цо и ска­за­ла: «Да за­пре­тит те­бе Гос­подь мой Иисус Хри­стос!» Во­ин в яро­сти из­влек меч и прон­зил свя­тую му­че­ни­цу. Со­брав­ши­е­ся над ее те­лом пла­ка­ли и гром­ко роп­та­ли на же­сто­ко­го им­пе­ра­то­ра, из­дав­ше­го столь бес­че­ло­веч­ный указ. Хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли му­че­ни­цу близ го­род­ских во­рот, а над ее мо­ги­лой был воз­двиг­нут мо­лит­вен­ный дом.

Полное житие мученицы Анисии Солунской (Фессалоникийской)

Свя­тая Ани­сия ро­ди­лась в го­ро­де Со­лу­ни в Гре­ции в кон­це III ве­ка. Ее бо­га­тые ро­ди­те­ли бы­ли бла­го­че­сти­вы­ми и доб­ры­ми людь­ми. Они вос­пи­та­ли Ани­сию в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ра­но ли­шив­шись сво­их ро­ди­те­лей, Ани­сия оста­лась един­ствен­ной на­след­ни­цей их боль­шо­го бо­гат­ства – зо­ло­та и дра­го­цен­но­стей.

В то вре­мя хри­сти­ан же­сто­ко пре­сле­до­ва­ли. По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305 гг.) все хри­сти­ане, не со­гла­шав­ши­е­ся от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, под­вер­га­лись пыт­кам и каз­ням. Каж­дый мог без­на­ка­зан­но убить хри­сти­а­ни­на без вся­кой при­чи­ны. Зная, что бо­га­тым труд­но вой­ти в Цар­ство Небес­ное, свя­тая Ани­сия от­пу­сти­ла на во­лю сво­их ра­бов, рас­про­да­ла свои име­ния и ста­ла по­мо­гать вдо­вам, си­ро­там, ни­щим и за­клю­чен­ным в тем­ни­цах. И не толь­ко день­га­ми по­мо­га­ла лю­дям свя­тая Ани­сия, она са­ма уха­жи­ва­ла за боль­ны­ми, пе­ре­вя­зы­ва­ла ра­ны му­че­ни­кам, уте­ша­ла скор­бя­щих. Ко­гда все ее сред­ства ис­то­щи­лись, свя­тая Ани­сия ста­ла жить в бед­но­сти и на­ча­ла ра­бо­тать для сво­е­го про­пи­та­ния. Од­на­ко она про­дол­жа­ла по­се­щать за­клю­чен­ных и уте­шать скор­бя­щих.

Од­на­жды свя­тая Ани­сия, идя на мо­лит­вен­ное со­бра­ние хри­сти­ан, уви­де­ла, как на­род в боль­шом ко­ли­че­стве спе­шил в язы­че­ский храм че­ство­вать язы­че­ско­го бо­га солн­ца. Сто­ро­нясь шум­ной тол­пы, свя­тая Ани­сия про­дол­жа­ла свой путь на мо­лит­вен­ное со­бра­ние. Но вдруг один из во­и­нов об­ра­тил на нее вни­ма­ние и спро­сил ее, кто она и ку­да идет. Свя­тая Ани­сия крот­ко от­ве­ти­ла: «Я ра­ба Хри­сто­ва и иду к се­бе в цер­ковь».

Во­ин гру­бо схва­тил свя­тую и хо­тел си­лой уве­сти ее в ка­пи­ще (язы­че­ский храм), чтобы там при­ну­дить ее при­не­сти жерт­ву идо­лу. Свя­тая Ани­сия вы­рва­лась из рук во­и­на со сло­ва­ми: «Да за­пре­тит те­бе Гос­подь Иисус Хри­стос». Услы­шав нена­вист­ное имя Хри­ста, сви­ре­пый языч­ник уда­рил ме­чом свя­тую Ани­сию. Об­ли­ва­ясь кро­вью, она за­мерт­во упа­ла на зем­лю. Так юная Ани­сия пре­да­ла свою чи­стую ду­шу в ру­ки Хри­ста. Хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли те­ло свя­той му­че­ни­цы в го­ро­де Со­лу­ни близ го­род­ских во­рот.

Источник статьи: http://azbyka.ru/days/sv-anisija-solunskaja-fessalonikijskaja

Праздник Дмитрия Солунского — 8 ноября 2020 года

Сын римского консула, а впоследствии великомученик Димитрий Солунский, в России стал известен благодаря иконописцу Андрею Рублеву, запечатлевшему лик святого Димитрия на фресках, украшающих Успенский собор в городе Владимире.

Дмитрий Солунский — один из первых христиан, призванный рассказывать людям о спасителе Иисусе Христе.

Великомученик Димитрий Солунский

8 ноября Русская православная церковь отмечает Дмитров день — День памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Также этого святого именуют мироточец, к нему возносят молитвы о храбрости и хорошем исходе битвы. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения с обязательным чтением акафиста святому Димитрию.

Родом святой Дмитрий происходил из города Фессалоники, находящегося в Греции (сегодня этот город стал более известен уже с другим именем — Салоники). Жизнь Димитрия пришлась на то время, когда христиане подвергались гонениям за веру, и открыто говорить о новом в те времена Боге, было большой смелостью. По этой причине большинство первых христиан были так называемыми тайными и родители Димитрия Солунского тоже.

Читайте о святом:

Внутри их дома даже имелась потаенная церковь, в которой и был крещен их сын — Дмитрий. Большая миссия была возложена на Димитрия — после смерти своего отца он стал правителем города и в силу своей верности Богу считал необходимым говорить горожанам об истинном Господе, чтобы спасти их от греха идолопоклонства.

Конечно, такая просветительская деятельность не могла остаться в стороне от императора, который по доносу на святого Димитрия заключил его под стражу в темнице. Принять мученическую смерть для Димитрия Солунского было равно подвигу за веру, потому он, готовясь к иной жизни, раздал все свое имущество беднякам и неустанно молился. Согласно его житию, перед самой смертью Димитрию было видение, он увидел ангела и воспринял это как знак божией помощи.

В этот же день святой Димитрий и другие христиане были насмерть забиты гладиаторами на смертельных боях.

День памяти

В день памяти Святого великомученика Дмитрия Солунского — 1 июня, принято читать молитвы с просьбой об избавлении от болезней, а также произносится молитва о погибших.

Кроме того, в день памяти Святого, сильна молитва тех, кто носит имя Дмитрий. Таким мужчинам следует, посетив в этот день храм, обратиться с молитвой к своему святому, предваряя молитвенное обращение таинством исповеди и причастием.

Народные приметы

День святого Дмитрия Солунского или Дмитров день, как называют его в народной традиции, постепенно вобрал в себя множество примет, не связанных с православием. К примеру, согласно народному календарю считалось, что 8 ноября — последний теплый осенний день, после чего наступают холода и приходит на смену осени зима.

Читайте также:  Праздник вместе мы сила

Когда-то давно сельские жители замечали и другие приметы, связанные с Дмитровым днем. Одна из них связана с легендой о том, что после этого праздника строго запрещалось выпускать скот на выгон, потому что наступало время, когда из леса выходили волки и нападали на животных.

Важно! Женщинам же в этот день, равно как и в любой другой церковный праздник, было запрещено заниматься любыми домашними делами — не следовало шить и вязать, хлопотать по хозяйству.

Основная задача женской части населения в этот день была связана с выпеканием блинов и подготовкой поминального стола, который должен был быть достаточно богат, чтобы умершие родственники не прогневались на живых.

Нужно понимать, что православным христианам не пристало следовать языческим верованиям и суевериям. Запрет трудится в праздничные дни основан не на том, что в работе есть что-либо постыдное, а на том, что праздничный день освобождают от работы для духовных целей.

Что надо делать в день Дмитрия Солунского

В народе считалось, что накануне этого дня обязательно следует помянуть умерших и посетить кладбище. Если 8 ноября приходится на воскресенье, то делать это следует в поминальную субботу.

Обязательной традицией на 8 ноября были блины, первый из которых не ели, а ставили на окно и как бы «отдавали» его, таким образом, покойникам. Такая традиция не является православной и следовать ей не стоит.

Внимание! Один из важных моментов — начиная с Дмитрова дня и до Рождества, православные люди не гуляли свадьбы.

Величание великомученику Димитрию Солунскому

С именем Димитрия Солунского связаны многие легенды о чудесах.

Вероятно, по этой причине имя этого святого во многих древнерусских летописях упоминается чаще, нежели известные каждому россиянину имена святых земли русской. О том, насколько почитаем в России святой великомученик Димитрий, говорит и тот факт, что ему посвящено первое произведение (после азбуки) святых Кирилла и Мефодия, именуемое «Каноном Димитрию Солунскому».

Кроме этого канона, ставшего началом для многих произведений древнерусской литературы, святому Димитрию посвящены Тропарь, Кондак и несколько молитв. Существует также и текст довольно простого величания Святого:

Величаем тебя, страстотерпец святой Димитрий, и чтим честные страдания твои, которые за Христа претерпел ты.

Источник статьи: http://molitva-info.ru/calendar/den-pamyati-dmitriya-solunskogo.html

День памяти великомученика Димитрия Солунского (Фессалоникийского) — 8 ноября

Это один из самых чтимых святых великомучеников в нашей Отчизне. Славянские народы называют его «отечестволюбцем», а на иконах изображают в военном облачении, с мечом и копьем в руках. В его честь русские князья называли своих первенцев, поэтому неслучайно Димитрий Донской считал святого своим небесным покровителем. День памяти великомученика Димитрия Солунского приходится на 8 ноября. В этот праздник у вас есть возможность подать записку на молебен великомученику Димитрию Солунскому с помощью службы «Елицы Записки».

Житие святого

Детство, отрочество и молодость святого пришлись на правление жестоких царей Диоклетиана и Максимиана – гонителей веры Христовой. После смерти своего отца Димитрия Солунский занял его пост властителя и воеводы Фессалонийской области. Вместо того, чтобы истреблять христиан, Димитрий укреплял людей в вере и наставлял их на путь истины, как учили его благочестивые родители. За это святого схватили, бросили в темницу и в итоге предали смерти, заколов копьями.

Почитание великомученика

Даже после смерти святой защищал свою Родину, спасал пленных от иноверцев. В VII веке обретенные мощи святого стали источать благовонное мирро, поэтому Димитрия называют еще «Мироточивым». Предстательством святого мученика была одержана важнейшая для России победа над татаро-монгольским игом. Этот праздник лег в основу установления Димитриевской родительской субботы, когда почитают память не только почивших воинов и защитников земли Русской, но и всех православных христиан.

В Русской Церкви почитать великомученика начали сразу после Крещения Руси. Частички его мощей, миро, одежды и даже перстни от гроба распространились по всей стране и хранятся во многих русских монастырях и храмах. Мы смиренно просим святого Димитрия Солунского : моли Бога о нас!

Источник статьи: http://zapiski.elitsy.ru/church/prazdnik-v-chest-velikomuchenika-dimitriya-solunskogo-fessalonikiyskogo-8-noyabrya

Неделя Всех святых

В первое воскресенье после дня Пятидесятницы совершается празднество всем святым угодникам Божиим, вписанным в святцы и не вписанным.

Содержание:

Неделя Всех святых. История

Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (I Кор. 12. 8-11). Таким образом, согласно словам апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. Сколько всего святых в христианстве — неизвестно. Мы не узнаем обо всех мучениках первых веков христианской церкви, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и иноков, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, что их молитвами мир стоит до сих пор, также не знаем имен тех, кто погиб за веру в прошлом веке. Церковная канонизация, определяя прославление святого в обществе людей, не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от своей веры. За ними последовало почитание выдающихся церковных деятелей, святителей, подвижников. С укреплением христианства на Руси начали чтить благоверных правителей и правительниц и преподобных иноков. Также мы чтим защитников древлего благочестия, которые не приняли реформы патриарха Никона и остались верны православной вере, принятой Русью во времена князя Владимира. Совсем недавно, в прошлом столетии, жили те, кого мы сейчас почитаем как священномучеников и мучеников, пострадавших от безбожной советской власти. Если обратиться к истории христианской Церкви, мы видим, что во все времена являлись миру святые, угодившие Богу. Праздник Всех святых известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь Всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

Читайте также:  Происхождение праздника день всех святых

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 4

Иже во всем мире мученик Твоих Господи, яко багряницею и виссом кровьми их, Церкви Твоя украсившиеся. Теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, и мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Яко начатки естества, Содетелю твари, вселенная приносит Ти Господи, богоносныя мученики. Тех молитвами в мире глубоце, Церковь Свою и жительство Свое Богородицы ради соблюди, едине Многомилостиве.

Библиотека Русской веры
Канон в неделю Всех святых →

Неделя Всех святых. Иконы

Сюжет изображения Всех святых образовался из сцены Страшного суда и представляет торжество всех праведников в Раю. Самый ранний дошедший пример изображения этого сюжета — сакраментарий Х века (Геттингенская университетская библиотека), где изображены ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (расположен по центру). Святые изображаются вокруг коленопреклоненными, часто они протягивают в сторону Агнца свои венцы. На Западе к XIV веку эта трактовка сюжета была вытеснена другим иконографическим типом: место Агнца заняла Троица или Бог Отец. Вокруг находятся ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Таковы иллюстрации к «Граду Божьему» Августина и другие книжные иллюстрации.

Иллюстрация к «De Civitate Dei» Августина, XV век

В иконописи наиболее распространенный вариант иконографии следующий: большая часть иконы — двойная сфера, по центру которой находится Исус Христос. По его сторонам Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Во второй, внешней сфере — святые, представленные по ликам святости. Более редок вариант с изображением святых в арочных проемах, размещенных несколькими рядами в нижней части композиции. «Вокруг сфер обычно изображаются ангелы, евангелисты или символы евангелистов. На фоне вне сфер часто встречаются фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. (…) Образ Рая в нижней части иконы традиционен — на фоне зеленых кущ представлены три праотца — Авраам, Исаак, Иаков (Лоно Авраамово) и благоразумный разбойник. К этому сюжету близка икона «Шестоднев», которая включает семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели. Последний, седьмой день, был днем отдыха, днем, когда Бог «почил… от всех дел своих» (Быт II, 2). «Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. В соответствии с подобными толкованиями, последняя композиция «Седмицы» — «Суббота всех святых» в иконах XVI-XVII века представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих второго пришествия».

Неделя Всех святых. Вторая половина XVI в. Происходит из церкви Всех святых в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» Неделя Всех святых. Икона. Русь. XVI век

Икона «Шестоднев» Дионисия является двухчастной композицией. Вверху шесть клейм праздников, расположенных в два ряда. Еммануил в славе с предстоящими помещен посредине над двумя нижними рядами. Внизу в продолговатых клеймах с закругленным верхом представлены десять «ликов праведных». Праведники, «убелившийся паче снега человеческий род», предстоят изображенному вверху Еммануилу в славе, окруженному небожителями — Богородицей, Предотечей и собором архангелов, тоже в белых одеждах. Нижние клейма с праведниками расположены в два ряда (по пяти клейм слева и справа). Порядок распределения клейм:

  • «Неделя» — Воскресение в виде Сошествия во ад;
  • Понедельник — Собор архангелов;
  • Вторник — Собор Иоанна Предтечи;
  • Среда — Благовещение;
  • Четверг — Умовение ног;
  • Пятница — Распятие;
  • Суббота всех святых (продолговатые с закругленными верхами клейма): слева — блаженные, двенадцать апостолов, преподобные, святители, пророки; справа, в таких же клеймах — врачи-безмездники, преподобные жены, апостолы из чина семидесяти, мученики, мученицы.

Шестоднев. Мастерская Дионисия. Начало XVI в. Вывезена из под Вологды. Из собрания И. С. Остроухова. Москва, ГТГ Шестоднев (Седмица). Конец XVII в. Ярославский художественный музей, Ярославль

На иконе «Неделя всех святых» начала XVII века в центре изображен Престол в окружении трех шестикрылых серафимов желтого, красного и голубовато-зеленого цветов. У подножия архангелы Михаил и Гавриил с зерцалами в руках. По сторонам, в два яруса, расположены лики святых. В верхнем ярусе Спас Эммануил на Престоле в окружении Небесных Сил. Ему предстоят Пресвятая Дева и Иоанн Предотеча. Христос облачен в белый хитон и охряной гиматий.

Неделя Всех святых. XVII в., до 1616 г. Церковь Воскресения Христова с. Кишерть. Пермская государственная художественная галерея

Храмы в честь Всех святых на Руси

В честь Всех святых была освящена церковь Успенского Зилантова монастыря. Изначально монастырь был посвящен двум праздникам — Успения Божией Матери и Всех Святых. С самого основания обители (1552 год) и стояли в ней две деревянные церкви. «А в монастыре церковь Успения Пречистой Богородицы да теплая церковь Всех Святых, а постановления все строения с государевой казны», — указывалось в Писцовой книге 1566 года, этом самом первом в истории описания Зилантова монастыря. В 1681 году теплая церковь была построена в камне. Позднее храм неоднократно перестраивался. В 1895 году Всехсвятская церковь была полностью разобрана и к 1898 году возведена заново по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского.

Читайте также:  Семейные праздники урок орксэ конспекты

Успенский Зилантов женский монастырь на литографии В. Турина, 1832 г.

Старообрядческие и единоверческие храмы в честь Всех святых

В честь Всех святых в 1890 году был освящен храм в г. Боровске Калужской области. Храм был построен по инициативе Всехсвятской старообрядческой общины города Боровска. Большую часть суммы на строительство храма внес Московский купец 2-й гильдии В.И. Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С самого открытия и до 1924 года (до смерти) настоятелем храма был о. Карп. При церкви им был организован женский хор, что было нетипично для старообрядческих храмов. В 1928 году храм Всех Святых был закрыт. Его помещение использовалось в качестве местного дома культуры. Ныне здесь располагается отдел районного Дома культуры — Центр искусств.

Здание бывшего старообрядческого Всехсвятского храма в Боровске

В Москве существовал единоверческий Всехсвятский монастырь. Основан в 1862 году при Новоблагословеном кладбище. Располагался на Владимирской дороге, в одном километре к северу от старообрядческого Рогожского поселка. Архитектор монастырского собора Всех Святых и колокольни (1840-1843 гг.) — П.П. Буренин (1810 г.-?). В 1922 году монастырь закрыт, впоследствии его территория включена в состав завода «Серп и Молот», храмы разрушены в 1934 году. Единственное сохранившееся здание — заложенная в 1873 году Никольская церковь с верхним Покровским приделом (Шоссе Энтузиастов, д. 7). Находится на пересечении Третьего транспортного кольца и Шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х годов и используется как офисное здание.

Всехсвятский монастырь в Москве, фото 1883 года

В г. Шуя Ивановской области существовал Всехсвятский единоверческий женский монастырь 3-го класса. Он был образован из монашеской общины при единоверческой церкви Всех Святых (община при церкви образована в 1886 году) определением Синода от 05.05.1889 г. Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал Успенский собор (1901 год), Всехсвятскую церковь с колокольней (1871 год), трапезную, кельи, часовню, низкую ограду с башенками. Монастырские храмы закрыты в 1930 году. Необходимость уничтожения монастыря (в частности, для строительства Дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете «Серп и молот». Успенский собор взорван в 1931 году. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 гг. перед строительством многоквартирного дома. На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома в 1990-е гг. Сохранились отдельные сооружения: одноэтажная монастырская баня (используется по назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 год), фрагмент монастырской стены.

Единоверческий женский монастырь в г. Шуя

Народные традиции в Неделю Всех святых

В народе Неделя Всех святых называлась «русальной». В это время было принято провожать весну. Весну провожали накануне начала Петрова поста, вечером, а в черноземной Руси (например, в Елатомском уезде Тамбовской губернии) на другой день (и также вечером) совершали эти проводы в лицах: молодые крестьяне, женатые и неженатые, наряжались в торпища (большая холщовая простыня или мешочная дерюга в виде полога) и прятались около села во ржи, поджидая, когда выйдут сюда девушки и молодые женщины. Тогда во ржи где-нибудь раздавалось легкое хлопанье кнутов, которыми запаслись мужчины. Девушки испуганно вскрикивали: «Русалоцки… русалоцки», — и разбегались в разные стороны. Вдогонку за ними пускались наряженные. Женщины спрашивали: «Русалоцки, как лен?» (уродится). Ряженые же указывали на длину кнута: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший!»

В Пензенской губернии к этому дню молодежь приготовлялась еще за неделю, с самого Троицына дня. Один наряжался козлом, другой надевал на руки и на ноги валеные женские сапоги и изображал собой свинью, третий шагал на высоких ходулях, четвертый наряжался лошадью. С этой палкой в руке, прикрытый торпищем, парень являл собой подобие коня, ставшего на дыбы. Был еще один способ наряжаться лошадью — для этого на палку надевалась головная лошадиная кость, а самую палку обивали пологом и окручивали веревкой, у которой один конец оставался свободным. За этот повод уздечки брался ловкий молодец, изображавший вожака и руководивший скачками и пляской упрямой, норовистой лошади. Она брыкалась, разгоняя хохочущую толпу девчонок и мальчишек, а тут же рядом с ней бодался козел, постукивая деревянными челюстями и позванивая подвязанным колокольчиком. При этом играли музыкальные инструменты: гармошки, балалайки, скрипки и раздавались громкие и звонкие звуки от ударов в печные заслонки и сковороды. Иногда ряженые ограничивались тем, что просто пачкались сажей и с шумом и треском обходили всех состоятельных жителей, заслуживая пляскою трепака угощение водкой. Сами проводы весны совершались следующим образом: впереди шли с лошадью русалыщики, за ними бежали вприскочку перепачканные ребята, которые подгоняли кнутами передних. В поле, за деревней, делали несколько холостых выстрелов из ружей, а в честь русалок выделялась бойкая девушка, которая, с палками в руках, скакала взад и вперед. Затем лошадиную голову бросали в яму до будущего года — это и означало проводы русалки и прощание с весной. Наигравшись в своем селе, ребята переходили в соседние деревни и продолжали веселье там.

Источник статьи: http://ruvera.ru/nedelya_vseh_svyatyh