Меню

Праздник всех святых черниговских

СОБОР ЧЕРНИГОВСКИХ СВЯТЫХ

Икона Всех святых Черниговских (центральная часть) из храма-комплекса Всех святых Черниговских (г. Чернигов)

Собор Черниговских святых, переходящее местное празднование Черниговской епархии Украинской Православной Церкви

Память в первую субботу после 29 июня — празднования святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Чернигов.)

Установлено решением Священного синода Украинской Православной Церкви 13 июля 2006 года.

  • прп. Антоний Печерский (+ 1073; память 10 июля, 2 сентября)
  • прп. Никола Святоша, кн. Черниговский, Печерский (+1143; память 14 октября)
  • блгв. вел. кн. и страстотерпец Игорь Киевский, Черниговский (+ 1147; память 5 июня, 19 сентября)
  • свт. Константин I, митр. Киевский и всея Руси (+1159; память 5 июня)
  • мчч. блгв. кн. Михаил Черниговский и болярин его Феодор (+ 1245; память 14 февраля, 20 сентября)
  • свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, Московский чудотворец (+ 1378; память 12 февраля, 20 мая)
  • свт. Феодосий (Полоницкий-Углицкий), архиеп. Черниговский (+ 1696, память 5 февраля, 9 сентября)
  • свт. Димитрий (Туптало), митр. Ростовский (+ 1709; память 21 сентября, 28 октября)
  • свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский (+ 1715; память 10 июня, 16 октября)
  • свт. Иоасаф (Горленко), архиеп. Белгородский (+ 1754; память 4 сентября, 10 декабря)
  • свт. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский (+ 1866; память 9 августа, 12 октября)
  • сщмч. Василий (Богоявленский), еп. Черниговский (+ 1918; память 14 августа)
  • прп. Лаврентий Черниговский (+ 1950; память 29 декабря)
  • прп. Феофан (Медведев), Рыхловский (+ 1977; память 5 января, 19 октября (Нежин.))

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/13672453.html

18 февраля — Феодосий Черниговский

Сегодня, 5/18 февраля, Русская Православная Церковь воспоминает свт. Феодосия, архиепископа Черниговского – российского святого, жившего и совершавшего своё архипастырское служение в XVII веке, светильника Духа и защитника Православной Веры в тогдашней Малороссии, какое-то время территориально находившейся в составе Речи Посполитой, где главенствующей религией был католицизм.

Свт. Феодосий родился в 30-х гг. XVII в. в тогдашней Подольской губернии (территория современной Украины, Винницкая обл.), в семье священнослужителя и потомственного дворянина, воспитавшего сына в духе Евангельских заповедей и христианского благочестия. О детстве и юношестве будущего свт. Феодосия сведений – немного (имеется свидетельство, что был он отроком нрава кроткого и послушливого). Поступив на обучение в Братскую Богоявленскую коллегию – духовную школу, действовавшую при Богоявленском монастыре в Киеве и бывшую в то время средоточием противостояния Православной Церкви натиску католиков-униатов, несмотря на то, что завершить образование (по причине закрытия коллегии) ему не довелось, будущий святитель получил достойное духовное образование и, по мере духовного возрастания, всё более и более утверждался в предпочтении монашеского жития мирскому. Через непродолжительное время он принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре с именем Феодосий (в честь преп. Феодосия Печерского) и вскоре был рукоположен во архидиакона и получил назначение на служение в Киево-Софийский собор. Однако через какое-то время будущий святитель удалился из Киева в известный всем своим строгим уставом монашеской жизни Крутицкий монастырь, относившийся к Черниговской епархии, где вскоре был рукоположен в иеромонахи. Позже, в 1662 и в 1664 гг., св. Феодосий последовательно был настоятелем двух иноческих обителей, принадлежавших к Киевской епархии, причём, при его игуменстве Киево-Выдубицкий монастырь, принадлежавший ранее униатам и ими полностью разорённый, стал одной из весьма процветающих иноческих обителей Малороссии. В это же время на долю св. Феодосия выпало немалое искушение: он был оклеветан одним из архиереев, который обвинил его и некоторых игуменов других обителей в государственной измене. Однако клевета вскоре раскрылась, обвинения со св. Феодосия были сняты правившим тогда государем Алексеем Михайловичем, и через какое-то время он был отправлен на служение в Киев – наместником и помощником в делах местоблюстителя Киевской митрополии. В 1688г. св. Феодосий был назначен архимандритом в Елецкую Успенскую монашескую обитель в Чернигове, где также приложил немало усилий для благоустроения бедствовавшей после разорения представителями католических орденов обители, которая вскоре, благодаря пожертвованиям местной паствы, очень почитавшей св. Феодосия, обрела достойный уровень благосостояния. В 1692г. св. Феодосий был посвящён в архиепископы и принял управление самой крупной в Малороссии Черниговской епархией, где усердно совершал своё архипастырское служение до самой своей блаженной кончины, с отеческой заботой о пастве и процветании самой епархии, создавая в ней множество новых храмов и монашеских обителей (при свт. Феодосии в епархии произошёл заметный взлёт общежительного монашества), а также духовных учебных заведений. Как архипастырь свт. Феодосий был очень любим и почитаем всеми – от правящих архиереев до простых мирян, с подлинной Христовой любовью и снисхождением наставляя не только православных верующих, но и представителей иных вероисповеданий.

5/18 февраля 1696г., заранее предузнав время своей кончины, призвав к себе и назначив своим преемником рукоположенного им тогда же во архимандрита св. Иоанна (Максимовича), в то время – настоятеля одного из общежительных монастырей, святитель Феодосий преставился ко Господу и был с честью положен во вновь сооружённом склепе в Борисоглебском кафедральном соборе г. Чернигова. После блаженной кончины свт. Феодосия засвидетельствовано много случаев чудесной помощи от Господа, ниспосылаемой всем, кто обращался ко святому в молитвах. 9 сентября 1896г., после открытия при множестве свидетелей из духовенства и народа его полностью нетленных св. мощей, возле которых совершалось уже тогда множество чудесных исцелений, св. Феодосий был канонизирован Церковью в лике святителей. Тогда же честные мощи свт. Феодосия были с честью перенесены из черниговского Борисоглебского собора – в Преображенский. Ныне мощи святителя покоятся в Троицком кафедральном соборе в г. Чернигове.

Дни памяти свт. Феодосия, архиепископа Черниговского:

5/18 февраля – день преставления
9/22 сентября – обре́тение и перенесение мощей

Тропарь святителю Феодосию, архиепископу Черниговскому, глас 4

Преудобре́н во архиере́ех, святи́телю Феодо́сие,/ был еси́ свети́ло своему́ ста́ду,/ та́же преста́вился еси́ в ве́чныя оби́тели,/ умоли́ у Престо́ла Царя́ Сла́вы изба́витися нам от находя́щих на ны зол,// и спасти́ся душа́м на́шим, свя́те, моли́твами твои́ми.

Кондак святителю Феодосию, архиепископу Черниговскому, глас 4

Па́стырей Нача́льнику Христу́ труди́лся еси́,/ святи́телю Феодо́сие,/ на па́жити духо́вней слове́сныя твоя́ о́вцы пита́я,/ и целе́бен дар от Христа́ Спа́са прия́л еси́,/ во е́же не́мощи душе́вныя и теле́сныя цели́ти всех,/ с ве́рою к тебе приходя́щих./ Те́мже и ны́не, свя́те, моли́ся,/всем и́мя твое́ призыва́ющим,/ от наве́тов вра́жиих спасти́ся// и поми́ловатися душа́м на́шим.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c37dca471a4ff00abd231a2/18-fevralia-feodosii-chernigovskii-5c6a478959bb7100af15c6fc

Святитель Феодосий Черниговский. Церковный календарь на 18 февраля

Главные православные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

18 февраля (3 февраля по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Четверг 37-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать седьмой недели после праздника Святой Троицы). Поста нет. В Русской Православной Церкви сегодня совершается память восьми известных по именам святых и празднование в честь трёх почитаемых святынь. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский. Один из самых почитаемых святых Малой Руси, святитель Феодосий родился в начале 30-х годов XVII столетия от Рождества Христова в западнорусском Подольском крае в семье священника, происходившего из древнего дворянского рода. Юношей он поступил в духовное училище при Киево-Братской коллегии, в то время главного центра борьбы против иезуитов и униатов. После получения образования будущий святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре, после чего служил в разных обителях Малой Руси.

В 1692 году от Рождества Христова святой Феодосий был отмечен за труды по возрождению Православия в землях, где прежде бесчинствовали униаты, и в Успенском соборе Московского Кремля рукоположен в сан архиепископа Черниговского. Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг. Отличительными чертами святителя Феодосия были снисходительность и миролюбие, строгая справедливость и глубокое сострадание ко всем обращавшимся к нему за помощью и советом.

Святитель Феодосий скончался в феврале 1696 года от Рождества Христова. Канонизировали владыку только два столетия спустя, после установления многочисленных фактов чудес и исцелений по молитвам этому святому, а также нетления его честных мощей, которым сегодня можно поклониться не только в Чернигове, но и в других местах, где есть их частицы. И в том числе – в Никольском морском соборе города святого Петра.

Мученица Агафия Панормская (Палермская). Сицилийская раннехристианская страдалица, принявшая мученический венец за исповедание веры во Христа в середине III века в разгар антихристианских гонений императора-язычника Декия, царствовавшего в Римской империи в 249–251 годах от Рождества Христова. Святая Агафия родилась в семье знатных сицилийцев, тайно исповедовавших христианство. Когда это открылось, будущую мученицу долго пытались увещеваниями заставить отречься от Христа, а когда осознали тщетность уговоров, подвергли жесточайшим пыткам. Но сам первоверховный апостол Пётр исцелил раны страдалицы. Во время новых пыток произошло землетрясение, после чего мученицу отправили в темницу, где та в 251 году от Рождества Христова отдала Богу свою бессмертную душу.

Мученица Агафия Панормская (Палермская). Фото: www.pravoslavie.ru

Мученица Феодулия и мученики Елладий, Макарий и Евагрий. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, мужественно принявшие поругания, истязания и мученические венцы в период антихристианских гонений императоров-язычников Диоклитиана и Максимиана (конец III – начало IV столетий от Рождества Христова). Из жития святой Феодулии известны несколько изречений мученицы, которые она смело бросила своим гонителям и мучителям, в числе которых такие исповеднические слова:

Я – христианка. Имя это мое почётное и вечное, люди же называют меня Феодулией. Я поклоняюсь Единому Истинному Богу и не поклонюсь камню.

Многими чудесами сопровождались пытки святой Феодулии. В итоге своими исповедническими страданиями она смогла привести ко Христу трёх язычников – Елладия, Макария и Евагрия, которые также сподобились мученических венцов. Все они около 304 года от Рождества Христова были брошены в огненную печь.

Мученик Михаил Амелюшкин и преподобномученица Александра (Каспарова). Православный мирянин и послушница, принявшие смерть за верность Христу и Его Церкви в период советских богоборческих гонений в этот день в кровавом 1942 году. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Елецкая-Черниговская (1060), Сицилийская или Дивногорская (1092) и именуемая «Взыскание погибших» (XVII) иконы Божией Матери. Чудотворные образа Пресвятой Богородицы, явленные в разные годы и века. Иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», можно поклониться в московском храме Воскресения Словущего на Успенском вражке.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Фото: www.pravoslavie.ru

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Источник статьи: http://spb.tsargrad.tv/articles/svjatitel-feodosij-chernigovskij-cerkovnyj-kalendar-na-18-fevralja_323762

Неделя Всех святых

В первое воскресенье после дня Пятидесятницы совершается празднество всем святым угодникам Божиим, вписанным в святцы и не вписанным.

Содержание:

Неделя Всех святых. История

Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (I Кор. 12. 8-11). Таким образом, согласно словам апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. Сколько всего святых в христианстве — неизвестно. Мы не узнаем обо всех мучениках первых веков христианской церкви, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и иноков, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, что их молитвами мир стоит до сих пор, также не знаем имен тех, кто погиб за веру в прошлом веке. Церковная канонизация, определяя прославление святого в обществе людей, не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от своей веры. За ними последовало почитание выдающихся церковных деятелей, святителей, подвижников. С укреплением христианства на Руси начали чтить благоверных правителей и правительниц и преподобных иноков. Также мы чтим защитников древлего благочестия, которые не приняли реформы патриарха Никона и остались верны православной вере, принятой Русью во времена князя Владимира. Совсем недавно, в прошлом столетии, жили те, кого мы сейчас почитаем как священномучеников и мучеников, пострадавших от безбожной советской власти. Если обратиться к истории христианской Церкви, мы видим, что во все времена являлись миру святые, угодившие Богу. Праздник Всех святых известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь Всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 4

Иже во всем мире мученик Твоих Господи, яко багряницею и виссом кровьми их, Церкви Твоя украсившиеся. Теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, и мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Яко начатки естества, Содетелю твари, вселенная приносит Ти Господи, богоносныя мученики. Тех молитвами в мире глубоце, Церковь Свою и жительство Свое Богородицы ради соблюди, едине Многомилостиве.

Библиотека Русской веры
Канон в неделю Всех святых →

Неделя Всех святых. Иконы

Сюжет изображения Всех святых образовался из сцены Страшного суда и представляет торжество всех праведников в Раю. Самый ранний дошедший пример изображения этого сюжета — сакраментарий Х века (Геттингенская университетская библиотека), где изображены ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (расположен по центру). Святые изображаются вокруг коленопреклоненными, часто они протягивают в сторону Агнца свои венцы. На Западе к XIV веку эта трактовка сюжета была вытеснена другим иконографическим типом: место Агнца заняла Троица или Бог Отец. Вокруг находятся ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Таковы иллюстрации к «Граду Божьему» Августина и другие книжные иллюстрации.

Иллюстрация к «De Civitate Dei» Августина, XV век

В иконописи наиболее распространенный вариант иконографии следующий: большая часть иконы — двойная сфера, по центру которой находится Исус Христос. По его сторонам Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Во второй, внешней сфере — святые, представленные по ликам святости. Более редок вариант с изображением святых в арочных проемах, размещенных несколькими рядами в нижней части композиции. «Вокруг сфер обычно изображаются ангелы, евангелисты или символы евангелистов. На фоне вне сфер часто встречаются фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. (…) Образ Рая в нижней части иконы традиционен — на фоне зеленых кущ представлены три праотца — Авраам, Исаак, Иаков (Лоно Авраамово) и благоразумный разбойник. К этому сюжету близка икона «Шестоднев», которая включает семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели. Последний, седьмой день, был днем отдыха, днем, когда Бог «почил… от всех дел своих» (Быт II, 2). «Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. В соответствии с подобными толкованиями, последняя композиция «Седмицы» — «Суббота всех святых» в иконах XVI-XVII века представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих второго пришествия».

Неделя Всех святых. Вторая половина XVI в. Происходит из церкви Всех святых в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» Неделя Всех святых. Икона. Русь. XVI век

Икона «Шестоднев» Дионисия является двухчастной композицией. Вверху шесть клейм праздников, расположенных в два ряда. Еммануил в славе с предстоящими помещен посредине над двумя нижними рядами. Внизу в продолговатых клеймах с закругленным верхом представлены десять «ликов праведных». Праведники, «убелившийся паче снега человеческий род», предстоят изображенному вверху Еммануилу в славе, окруженному небожителями — Богородицей, Предотечей и собором архангелов, тоже в белых одеждах. Нижние клейма с праведниками расположены в два ряда (по пяти клейм слева и справа). Порядок распределения клейм:

  • «Неделя» — Воскресение в виде Сошествия во ад;
  • Понедельник — Собор архангелов;
  • Вторник — Собор Иоанна Предтечи;
  • Среда — Благовещение;
  • Четверг — Умовение ног;
  • Пятница — Распятие;
  • Суббота всех святых (продолговатые с закругленными верхами клейма): слева — блаженные, двенадцать апостолов, преподобные, святители, пророки; справа, в таких же клеймах — врачи-безмездники, преподобные жены, апостолы из чина семидесяти, мученики, мученицы.

Шестоднев. Мастерская Дионисия. Начало XVI в. Вывезена из под Вологды. Из собрания И. С. Остроухова. Москва, ГТГ Шестоднев (Седмица). Конец XVII в. Ярославский художественный музей, Ярославль

На иконе «Неделя всех святых» начала XVII века в центре изображен Престол в окружении трех шестикрылых серафимов желтого, красного и голубовато-зеленого цветов. У подножия архангелы Михаил и Гавриил с зерцалами в руках. По сторонам, в два яруса, расположены лики святых. В верхнем ярусе Спас Эммануил на Престоле в окружении Небесных Сил. Ему предстоят Пресвятая Дева и Иоанн Предотеча. Христос облачен в белый хитон и охряной гиматий.

Неделя Всех святых. XVII в., до 1616 г. Церковь Воскресения Христова с. Кишерть. Пермская государственная художественная галерея

Храмы в честь Всех святых на Руси

В честь Всех святых была освящена церковь Успенского Зилантова монастыря. Изначально монастырь был посвящен двум праздникам — Успения Божией Матери и Всех Святых. С самого основания обители (1552 год) и стояли в ней две деревянные церкви. «А в монастыре церковь Успения Пречистой Богородицы да теплая церковь Всех Святых, а постановления все строения с государевой казны», — указывалось в Писцовой книге 1566 года, этом самом первом в истории описания Зилантова монастыря. В 1681 году теплая церковь была построена в камне. Позднее храм неоднократно перестраивался. В 1895 году Всехсвятская церковь была полностью разобрана и к 1898 году возведена заново по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского.

Успенский Зилантов женский монастырь на литографии В. Турина, 1832 г.

Старообрядческие и единоверческие храмы в честь Всех святых

В честь Всех святых в 1890 году был освящен храм в г. Боровске Калужской области. Храм был построен по инициативе Всехсвятской старообрядческой общины города Боровска. Большую часть суммы на строительство храма внес Московский купец 2-й гильдии В.И. Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С самого открытия и до 1924 года (до смерти) настоятелем храма был о. Карп. При церкви им был организован женский хор, что было нетипично для старообрядческих храмов. В 1928 году храм Всех Святых был закрыт. Его помещение использовалось в качестве местного дома культуры. Ныне здесь располагается отдел районного Дома культуры — Центр искусств.

Здание бывшего старообрядческого Всехсвятского храма в Боровске

В Москве существовал единоверческий Всехсвятский монастырь. Основан в 1862 году при Новоблагословеном кладбище. Располагался на Владимирской дороге, в одном километре к северу от старообрядческого Рогожского поселка. Архитектор монастырского собора Всех Святых и колокольни (1840-1843 гг.) — П.П. Буренин (1810 г.-?). В 1922 году монастырь закрыт, впоследствии его территория включена в состав завода «Серп и Молот», храмы разрушены в 1934 году. Единственное сохранившееся здание — заложенная в 1873 году Никольская церковь с верхним Покровским приделом (Шоссе Энтузиастов, д. 7). Находится на пересечении Третьего транспортного кольца и Шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х годов и используется как офисное здание.

Всехсвятский монастырь в Москве, фото 1883 года

В г. Шуя Ивановской области существовал Всехсвятский единоверческий женский монастырь 3-го класса. Он был образован из монашеской общины при единоверческой церкви Всех Святых (община при церкви образована в 1886 году) определением Синода от 05.05.1889 г. Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал Успенский собор (1901 год), Всехсвятскую церковь с колокольней (1871 год), трапезную, кельи, часовню, низкую ограду с башенками. Монастырские храмы закрыты в 1930 году. Необходимость уничтожения монастыря (в частности, для строительства Дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете «Серп и молот». Успенский собор взорван в 1931 году. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 гг. перед строительством многоквартирного дома. На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома в 1990-е гг. Сохранились отдельные сооружения: одноэтажная монастырская баня (используется по назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 год), фрагмент монастырской стены.

Единоверческий женский монастырь в г. Шуя

Народные традиции в Неделю Всех святых

В народе Неделя Всех святых называлась «русальной». В это время было принято провожать весну. Весну провожали накануне начала Петрова поста, вечером, а в черноземной Руси (например, в Елатомском уезде Тамбовской губернии) на другой день (и также вечером) совершали эти проводы в лицах: молодые крестьяне, женатые и неженатые, наряжались в торпища (большая холщовая простыня или мешочная дерюга в виде полога) и прятались около села во ржи, поджидая, когда выйдут сюда девушки и молодые женщины. Тогда во ржи где-нибудь раздавалось легкое хлопанье кнутов, которыми запаслись мужчины. Девушки испуганно вскрикивали: «Русалоцки… русалоцки», — и разбегались в разные стороны. Вдогонку за ними пускались наряженные. Женщины спрашивали: «Русалоцки, как лен?» (уродится). Ряженые же указывали на длину кнута: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший!»

В Пензенской губернии к этому дню молодежь приготовлялась еще за неделю, с самого Троицына дня. Один наряжался козлом, другой надевал на руки и на ноги валеные женские сапоги и изображал собой свинью, третий шагал на высоких ходулях, четвертый наряжался лошадью. С этой палкой в руке, прикрытый торпищем, парень являл собой подобие коня, ставшего на дыбы. Был еще один способ наряжаться лошадью — для этого на палку надевалась головная лошадиная кость, а самую палку обивали пологом и окручивали веревкой, у которой один конец оставался свободным. За этот повод уздечки брался ловкий молодец, изображавший вожака и руководивший скачками и пляской упрямой, норовистой лошади. Она брыкалась, разгоняя хохочущую толпу девчонок и мальчишек, а тут же рядом с ней бодался козел, постукивая деревянными челюстями и позванивая подвязанным колокольчиком. При этом играли музыкальные инструменты: гармошки, балалайки, скрипки и раздавались громкие и звонкие звуки от ударов в печные заслонки и сковороды. Иногда ряженые ограничивались тем, что просто пачкались сажей и с шумом и треском обходили всех состоятельных жителей, заслуживая пляскою трепака угощение водкой. Сами проводы весны совершались следующим образом: впереди шли с лошадью русалыщики, за ними бежали вприскочку перепачканные ребята, которые подгоняли кнутами передних. В поле, за деревней, делали несколько холостых выстрелов из ружей, а в честь русалок выделялась бойкая девушка, которая, с палками в руках, скакала взад и вперед. Затем лошадиную голову бросали в яму до будущего года — это и означало проводы русалки и прощание с весной. Наигравшись в своем селе, ребята переходили в соседние деревни и продолжали веселье там.

Источник статьи: http://ruvera.ru/nedelya_vseh_svyatyh

Читайте также:  Сценарий праздника голос дети