Меню

Праздник всех преподобных отцов

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл удостоил председателя Правительства РФ М.В. Мишустина ордена благоверного князя Даниила Московского

В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества

Архив

4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы)

Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы.

Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».

Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Сырная седмица — преддверие Великого поста. Святая Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия». Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

В эту последнюю перед Великим Постом субботу Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения. На следующий день, в воскресенье, в храмах совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой совестью и мирной душой вступить в святое время Великого поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу великих преподобных отцов.

Сырная суббота — это особенный и единственный день в году, когда совершается память всех монашествующих. И естественно, что их память совершается незадолго перед началом Великого поста, потому что «житие постническое» — это просто синоним монашеской жизни, и потому что в житии постническом все, не только монахи, но и миряне, и белое духовенство — все подражают этой монашеской добродетели. Поэтому последняя предпостная суббота — праздник, когда Церковь предлагает особенно, конечно, монахам поучиться у тех, кто прошел этим жизненным путем так, что попал в Царствие Небесное, а также и всем вообще христианам поучиться у монашества тому, в чем состоит монашество главным образом.

Читайте также:  Набор икон двунадесятых праздников софрино

Источник статьи: http://www.patriarchia.ru/db/text/86485.html

Православные праздники, памятные дни, посты в марте .

(переходящее празднование в субботу сырной седмицы)

13 марта 2021 года
(28 февраля по старому стилю)

В этот день мы совершаем память всех преподобных, мужей и жен, просиявших в посте, ибо богоносные отцы, постепенно наставив нас предварительными праздниками, заранее подготовив к поприщу (поста), отвратив от сытости и сладости, устрашив будущим Судом, предочистив как следует сырною седмицею , уместно установили посреди нее и два дня (по чину) поста, чтобы понемногу приучить нас к нему. Вот и всех мужей и жен, живших праведно, к тому же со многими скорбями и трудами, они представляют нам, чтобы напоминанием об их борениях придать нам сил для поприща (поста), и чтобы мы, имея перед собой их житие как некий образ и путь, получая от них подкрепление и помощь, стремились к духовным подвигам, помышляя, что и они были с нами одного естества.

Ибо как воеводы поощряют своих воинов, вооруженных и уже стоящих в строю, речами, знаменами и воспоминанием храбро и доблестно воевавших предков, и воины, укрепляемые этим, воодушевляются надеждой на победу, — так ныне премудро творят и богоносные отцы: укрепив к духовным подвигам и мужей, и жен (примером) преподобных, таким образом подводят к постному поприщу, чтобы мы, взирая на их достойное подражания, безгрешное житие, совершали многообразные и различные добродетели, каждый по силам, — преимущественно любовь и сознательное уклонение от неправедных дел и поступков. И пост — это не только диета, но воздержание и языка, и глаз, и от гнева, и, проще говоря, от всякого зла удаление.

По этой причине святые отцы и установили здесь настоящее празднование всех преподобных, приводя (нам на память) угодивших Богу постом и другими добрыми делами, наставляя нас их примером на путь добродетелей, чтобы мы смело вооружились на страсти и демонов, и предлагая нам некий образец: что если и мы приложим одинаковое с ними усердие, то сможем беспрепятственно сделать всё, что и они сделали, и сподобиться тех же венцов, — ведь и они были одного с нами естества.

Ираклий и его сыновья Константин III и Ираклон
О сырной же (седмице) некоторые говорят, что ее установил император Ираклий, — а раньше она была мясоястной, — ибо он, шесть лет воюя с Хозроем и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, — что и исполнил.

Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста.

Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту.

Христе Боже наш, молитвами всех преподобных Твоих помилуй нас. Аминь.

Прп. Василия исп. (ок. 750).
Сщмч. Арсения (Мациевича), митр. Ростовского (1772).
Сщмч. Сергия пресвитера (1932).
Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576).
Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457).
Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250).
Прпп. жен Марины, Киры и Домники Сирийск. (ок. 450).
Апп. Нимфы и Еввула.
6-ти свв. мчч. египетских.
Прп. Романа пустынника Кондатского (Галл.).
Новомчц. Кир-Анны, Солунской (1751) (Греч.).
Прп. Варсуса, еп. Дамасского (Греч.).

Источник статьи: http://www.tamby.info/pravoslavie/february-prepodobnyh_otcov.htm

Собор всех преподобных

Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших
Лик преподобных отец
(фреска, Киево-Печерская лавра)
Тип православный праздник
Отмечается в Православной церкви
Дата в субботу сырной седмицы
Празднование богослужение
Связан с Великим постом

Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших — переходящий праздник Православной церкви, совершаемый в субботу сырной седмицы. [1] Это единственный день в году в который соборно совершается память всем святым преподобным.

В этот день мы совершаем память всех преподобных, мужей и жен, просиявших в посте, ибо богоносные отцы, постепенно наставив нас предварительными праздниками, заранее подготовив к поприщу (поста), отвратив от сытости и сладости, устрашив будущим Судом, предочистив как следует сырною седмицею, уместно установили посреди нее и два дня (по чину) поста, чтобы понемногу приучить нас к нему.
Читайте также:  Новогодние вопросы для праздника корпоратива

Память всех преподобных в Православной церкви совершается в преддверии Великого поста так как «житие постническое» является синонимом монашества и эта монашеская добродетель должна служить примером для верующих. [1]

Богослужение Собору совершается по Триоди, служба с великим славословием. На утрени Собору всех преподобных положен особый канон, написанный преподобным Феодором Студитом [3] , в котором в алфавитном порядке перечисляются преподобные отцы и жены древности. [4]

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Собор всех преподобных» в других словарях:

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских — Собор всех Киево Печерских преподобных отцов … Википедия

Собор преподобных отцов Киево-Печерских — в Русской Православной церкви название ряда праздников в честь преподобных Киево Печерской лавры: Собор всех преподобных отцов Киево Печерских (празднуется во второе воскресенье Великого поста) Собор преподобных отцов Киево Печерских Ближних… … Википедия

Собор Тверских святых — Собор всех святых, в земле Тверской просиявших Тип праздник Русской православной церкви Установлен в память о Тверских святых / 1979 год Собор всех святых, в земле Тверской просиявших праздник Русской Православной церкви, установленный в… … Википедия

ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ — 2 е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех рус. святых. Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг.… … Православная энциклопедия

Собор Оптинских старцев — Собор преподобных Оптинских старцев … Википедия

Собор 1503 года — Собор 1503 года, также известный как «собор о вдовых попах» собор Русской православной церкви, который проходил в Москве в августе сентябре 1503 года. Задачей собора было решение ряда дисциплинарных вопросов, в отношении которых было… … Википедия

«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 24 окт. день первого чуда от иконы), чудотворный образ, иконография к рого в России складывалась под западноевроп. влиянием и, не получив единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов. Наиболее устойчивы типы … Православная энциклопедия

ВСЕЛЕНСКИЙ VII СОБОР — (II Никейский).Источники Акты (протоколы деяний) VII Собора сохранились со всеми приложениями в греч. оригинале. Старейшей рукописью греч. актов является Vatic. gr. 836 (XIII в.); рукописи XV XVI вв.: Vind. hist. gr. 29, Vatic. gr. 834, Vatic. gr … Православная энциклопедия

Успенский собор Киево-Печерской лавры — У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор. Парадный фасад Успенског … Википедия

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. — Заседал в конференц зале гостиничного комплекса Данилова московского мон ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха… … Православная энциклопедия

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1630856

Православная Жизнь

Ежегодно в субботу Сырной седмицы наша Церковь празднует Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.

В течение всего года в определенные дни отмечается память разных подвижников благочестия и аскетов, начиная от первых отцов-пустынников Египта и Палестины и до монахов недавнего времени.

В этот же день православные христиане чтят не только тех святых, чья память приходится на это число по календарю, но вообще всех преподобных иноков и монахов, живших в разных странах и несших свой духовный подвиг в различных местах.

Само наименование их лика святости, усвоенное им Церковью, говорит о том, что они, исполнив евангельский призыв Спасителя отвергнуться себя, оставить все и следовать за Ним (Мк. 8:34), уже при жизни своими трудами покаяния, постом, молитвой, сбросив с себя всякое бремя греха, с терпением проходили свои поприща, стремясь стать подобными Христу.

Святитель Тихон Задонский, объясняя значение слов «отвергнуться себя», писал: «Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, злонравному от злонравия своего отречься… так человек будет иной».

О том, как сила самоотвержения, смирения и сокрушенное сердце способны исцелить человека от духовного недуга и греховных наклонностей, сделав из него совершенный сосуд Божий, свидетельствует один интересный эпизод из жития преподобного Саввы Освященного. В нем рассказывается о брате по имени Афродисий, впоследствии тоже канонизированном Церковью в лике преподобных, который был человеком сильным от природы, но, по-видимому, вспыльчивым. А, как известно, вспыльчивые люди легко раздражаются и в такие минуты могут совершить опрометчивый поступок. Так случилось и с Афродисием. Однажды игумен обители, в которой он трудился, отправил его куда-то по делу. В дороге тот рассердился на лошадь, на которой вез пшеницу, и, сильно ударив ее, убил. За это настоятель прп. Феодосий изгнал его из монастыря. Афродисий пришел к Савве и, рассказав о своем поступке, просил совета. Тот оставил его в своей Лавре, выделив ему келью, и дал наставления не покидать пределов обители, обуздать язык и чрево и так спасаться. Афродисий за все 30 лет своего подвига ни разу не нарушил данного ему послушания. Он не имел у себя ни одной собственной вещи, спал на древесных ветвях, прикрываясь рогожей, и ел остатки вареной пищи из овощей. В житии говорится, что он плакал ночами так сильно, что мешал спать живущим в обители. Бог удостоил праведника дара предвидения, и за неделю до своей кончины Афродисий предузнал о ней. Он отпросился у Саввы в свою прежнюю обитель, чтобы посетить прп. Феодосия и попрощаться с ним. Святой Савва дал ему в сопровождение двух братьев и велел передать Феодосию следующее: «Вот, общего нашего брата Афродисия, которого я некогда принял от тебя человеком, я посылаю к тебе ныне по благодати Христовой Ангелом». Феодосий с любовью и радостью встретил своего бывшего инока, примирился с ним и отпустил. Афродисий, возвратясь к святому Савве, вскоре почил.

Читайте также:  Сценарий осеннего праздника детском саду современный

Среди поминаемых Церковью в этот день преподобных отцов и жен есть такие, чьи имена известны всем, кого еще при жизни называли Великими. Но есть и те, о которых знают мало, потому что в церковных хрониках и житиях о них содержится буквально по строчке. Одни из них скромно и кротко проводили свою жизнь в иноческих обителях, ведя постоянную внутреннюю духовную брань, незаметную для всех остальных, и лишь после смерти открывалась святость их жизни. Другие, наоборот – скитались и прятались от мира в пустынях, горах, ущельях, терпя недостатки, скорби, озлобления и преследования (Евр. 11:38). Были среди них и такие ревностные проповедники евангельского учения, которые не только примером своего жития, но и силой веры и слова покоряли огромное количество язычников. Например, святитель Нон, епископ Илиопольский, живший в V веке, сумел обратить 30 тысяч арабов в веру Христову. Силой своей ревностной молитвы он отвратил от распутства и наставил на путь спасения известную в те времена грешницу Пелагию Антиохийскую, ставшую святой. Раздав свое немалое имущество, добытое порочным путем, Пелагия, переодевшись в мужскую одежду, приняла иноческий постриг и много лет подвизалась в затворе на горе Елеонской. Достигнув высоких духовных высот, в своем бесстрастии она уподобилась Ангелам.

Примерно в это же время в Египетской пустыне спасалась и блаженная Сарра, которая в течение 13 лет терпела блудные бесовские искушения. Эта смиренная подвижница была настолько поглощена постоянной молитвой, что за 60 лет ни разу даже не обратила внимания на реку Нил, рядом с которой она жила. А сколько было среди чтимых в этот день преподобных тружеников Господних и аскетов, которые сами, как некогда праведный Иов, терпеливо страдали от тяжких недугов, но при этом исцеляли других. Вспоминая жизнь всех отцов, в подвиге просиявших, Церковь прославляет и их многочисленные добродетели, которыми они служили людям. Стоит отметить, что для некоторых преподобных суббота Сырной седмицы является единственным днем их церковного поминовения.

Многие из этих праведников были похожи в чем-то на каждого из нас, имели немощи плоти, недостатки и страсти, которые с помощью Божьей смогли преодолеть. Потому-то накануне Святой Четыредесятницы Церковь и призывает православных христиан вспомнить о жизни преподобных, чье духовное делание может стать вдохновляющим примером для вступающих на путь поста, укрепить немощных, обнадежить малодушных; чтобы мы, взирая на жизнь этих подвижников и аскетов, в меру своих сил могли упражняться в добродетелях, воздерживаться от дурных дел и поступков, укрощать не только свой аппетит, но и язык, отвращаясь от всякого зла.

Валентина Новикова (Чернышева)

Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/pochemu-pered-nachalom-velikogo-posta-pravoslavnaya-cerkov-vsegda-vspominaet-vseh