Меню

Праздник гуся у татар

Праздник гусиного пера

Общество

Алина Тимашева

С древнейших времен поздней осенью, с первыми настоящими холодами, жители сел проводят праздник «Каз омэсе» — коллективную обработку гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щипают пух на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Эти обычаи издавна соблюдают и жители села Урманаево

Нынче, в связи с угрозой птичьего гриппа, по рекомендации ветеринарной службы района хозяева содержат птицу в хлевах, не выпуская на выгул, стараются поскорее забить ее, хоть и существует в народе поверье о том, что пока гусь лапками не наступит на белый снег, то мясо не станет сочным. Поверье поверьем, но птица дороже, сколько в нее вложено труда и сил. Чтобы быстрее справиться с делом и было веселее, на праздник созывают родных, соседей, друзей, не забывая при этом соблюдать санитарные нормы. Ничего не поделаешь, время диктует свои правила. Вот и «Каз омэсе» у жителей с.Урманаево Айвара и Илюсы Исмагиловых прошел с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм. В их подворье нынче набрали вес более 25 гусей. Кроме птицы Исмагиловы содержат корову, овец, быков.

С самого утра мы собрались в доме гостеприимных хозяев. Целый день не умолкал веселый смех, прибаутки, приятные деревенским людям хлопоты. Опытные в этом деле женщины, шутя и смеясь, ощипывали гусей. Затем, повесив белые тушки на коромысла, вышли на улицу к колонке, чтобы обдать их еще и холодной водой. А во дворе по традиции рассыпали гусиные перья, чтобы на будущий год птицы во дворе было еще больше, чтобы все жили богато и мир царил на всей земле.

После вернулись домой, где гостей ждало обильное угощение. Сначала к столу подали суп из гусиного мяса с домашней лапшой, затем принесли тающее во рту мясо. Потом пили чай с вкусными блинами, смазанными гусиным жиром. Хозяйка дома Илюса Магунавиновна постаралась на славу, все блюда удались — вкусные, пышные, ароматные. Она мастерица не только готовить, но и шить, вышивать, вязать, петь, танцевать. Женщина работает воспитателем дошкольной группы в средней общеобразовательной школе, очень любит свою работу, детишек, ее уважают родители. Под стать ей и глава семьи Айвар Абударович, он трудится культорганизатором в местном СДК. Они воспитали троих кровных дочерей, а также взяли под свое крыло племянницу Илюсы. Многодетная семья пользуется уважением у сельчан, у них много родных, друзей, которые пришли помочь на праздник. Праздник гусиного пера прошел на славу.

Урманаевцы очень трудолюбивые люди, ежегодно выращивают по много голов бройлеров, гусей, индюков. Среди тех, кто каждый год в большом количестве содержит птицу — Ильшат и Эльвира Карамуллины, Булат и Зилара Миннехановы, Ясир и Зумара Халисовы, Мирсаяф и Разина Юсуповы, Расим и Зульфия Даутовы, Фаузиль и Гулсирень Хабиевы, Рашит и Флюра Ахметовы, Ильнур и Алтын Латифуллины, Мударис и Файруза Исмагиловы, Марсель и Зиля Габдуллины, Мират и Зария Валиевы, Файруза Хамидуллина и многие другие. Можно сказать, что птица есть в каждом дворе. Вот и нынче то тут, то там слышно, как гогочут они в сараях сельчан. Значит, праздники гусиного пера продолжатся. А ведь они означают благосостояние селян, верность традициям, изобилие.

Айгуль Галимова, методист Урманаевского СДК.

Источник статьи: http://bakali.rbsmi.ru/articles/obshchestvo/Prazdnik-gusinogo-pera-576086/

«Каз омэсе»: в центре Казани прошел древний татарский «гусиный» праздник — видео

10 Ноября 2020, 17:00

На празднике «Гусиное перо» и спели, и поели, и научились ощипывать гусей. Подробнее в сюжете ТНВ.

«Каз омэсе» — это праздник, на котором с давних времен, с первыми холодами жители деревень собирались вместе для забоя гусей и сбора их пуха. Праздник «гусиного пера» живет в селах и по сей день, но в центре мегаполиса он заиграл новыми красками.

Старо-Татарская слобода в день праздника «Каз омэсе» в Казани выглядела как деревенское подворье, именно там сельчане собирались разделывать гусей.

И гусь настоящий, и традиции. Во время «Каз өмәсе» — заготавливали гусиное мясо, набивали подушки пером и пухом. Сопровождалось все песнями и плясками, к которым присоединились и казанцы.

Пока на улице работа и веселье, хозяйки в доме готовят угощения. Блины в дровяной печи были главным украшение праздника.

Читайте также:  Праздник ко дню воспитателя цель

Забой гуся, подготовка, и вяление. Это сложный процесс, который издавна доверяли только мастерам.

— Верх татарстанской кулинарии – это вяленый гусь, нигде такого вкусного блюда вы уже не попробуете, уже есть поклонники у этого блюда из других городов и регионов, — говорит председатель Государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов.

Праздник «Каз өмәсе» проводится в Казани уже третий год и привлекает не только жителей города, но и туристов.

Источник статьи: http://tnv.ru/news/culture/137334-kaz-omese-v-tsentre-kazani-proshel-drevniy-tatarskiy-gusinyy-prazdnik-video/

«Каз омэсе» татарский обрядовый праздник в деревне Юлгутла

«Каз омэсе» — это древний татарский праздник. «Каз омэсе» — это гусиное перо или праздник гуся. Также он встречается и у башкирского народа Кувандыкского городского округа. Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность.

С древнейших времен, поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарских сел проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. Соседи и родственники за работой ощипывания гусей соревнуются между собой в мастерстве ощипа. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Во время праздника татары устраивают посиделки, общаются и поют песни.

Место бытования ОНН:

* Российская Федерация, Оренбургская область, Кувандыкский городской округ, деревня Юлгутла

Формы жанровых направлений ОНН:

* Празднично-обрядовая культура – обрядовый праздник

ОНН зарегистрирован:

ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области», Номер: ORN252

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Наименование ОНН: «Каз омэсе»

Сведения, относящиеся к наименованию: Каз омэсе – ощипывание гуся, обработка гусиного мяса, пера, пуха, национальный обрядовый праздник.

Форма выражения ОНН: обрядовый праздник.

Современное место бытования ОНН:

Российская Федерация, Оренбургская область, Кувандыкский городской округ, деревня Юлгутла.

Полное наименование: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области

Адрес: 462241, Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Строителей, 9.

Лица, имеющие отношение к ОНН:

ФИО: Филатова Елена Геннадьевна

Тип ответственности: Исследователь

ФИО: Абульмамбетова Римма Рашитовна

Тип ответственности: Носитель

ФИО: Душанбина Хатира Юмагулловна

Тип ответственности: Носитель

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: Централизованная клубная система

Тип ответственности: учреждение

Местонахождение: 462241, Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Строителей, 9.

Сведения об особенностях ОНН:

Форма бытования: национальный обрядовый праздник.

Исключительность/Ценность: Национальный праздник гуся уходит своими корнями в древние времена. Суть этого праздничного обряда передается в деревне Юлгутла из поколения в поколение с целью сохранения национальных традиций. «Каз омэсе» показывает сплоченность и взаимовыручку народа, он объединяет людей. Этот праздник не только помощь в деле ощипывания гусей и обработке мяса – это школа домоводства, хороших традиций, бережно хранимых с незапамятных времен. Но в тоже время «Каз омэсе» — это не только работа, но и время общения, развлечения.

Сведения о действиях над/с ОНН:

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность

Этнокультурная принадлежность: татарская, башкирская

Ключевые слова: гусиное перо, национальный обрядовый праздник, заготовка гусиного мяса

Техники исполнения ОНН:

Техника исполнения

Наименование: проведение национального праздника

Краткое описание: «Каз омэсе» — праздник гуся, проводится как у татарского, так и у башкирского народов в сельских поселениях Кувандыкского городского округа.

Когда выпадал первый снег, и земля замерзала, начиналась заготовка гусей. Гусь считается первым из птиц, прирученных людьми. Предки с большим желанием держали эту птицу. Издавна татары и башкиры разводили гусей, причем в больших количествах. Подушки, наполненные пухом, перины — символ достатка в семье, обязательная часть приданого невесты. Самым вкусным мясом у татар считается гусятина. Из нее делают самые всевозможные блюда. Ценится и гусиный жир, как кулинарный, так и лекарственный продукт при обморожениях и простуде. Если в доме живет молодой человек или девушка на выданье, то в хозяйстве оставляют пару гусей на свадьбу. Праздник гуся является значительным событием в татарской или башкирской семье. Это общение, веселье, случай показать себя. Пришедшие на помощь женщины постарше присматриваются к девушкам, выбирая мысленно невест порасторопнее. Процесс ощипывания гусей в деревне Юлгутла тоже имеет свою особенность и начинается он с раннего утра и до позднего вечера. Утром женщины деревни собираются в одном месте, все вместе поют и общаются. А вот затем приступают к работе, которая сопровождается песнями и прибаутками.

Читайте также:  Первоклашка первоклассник у тебя сегодня праздник плюс

После забоя птицы, гусей надувают через отверстие в горле. Затем гладят горячим утюгом через марлю. После глажки гусей ощипывают, опаливают. Следующий процесс – это обмывка: сначала моют в очень горячей воде, затем в холодной, после полоскания удаляют внутренности.

Но процесс полоскания в воде на этом еще не закончен. После удаления внутренностей гусей раньше несли мыть на реку Сакмара в ледяной воде. На современном этапе развития этого древнейшего обычая этот процесс претерпел изменения. И на данном этапе последним ополаскиванием занимаются во дворах, полоща туши в бочках или корытах с ледяной водой из колодцев или водяных колонках. Затем женщины готовят разные блюда из гуся. Вечером приглашают всех за общий стол, накрытый в одном из домов, или собираются в сельском клубе, где поют, играют, веселятся.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций:

Традиции празднования «Каз омэсе» передаются от старшего поколения. Для передачи используются как словесные, так и наглядно-демонстрационные методы. Ежегодно в сельском клубе или в доме одной из хозяек старшего поколения проводятся праздничные посиделки, куда приглашаются молодые люди деревни. За работой жители села общаются, шутят, поют песни, передавая тем самым суть данного праздника.

Формы фиксации ОНН:

Фотофиксация:

Процесс ощипывания гусей.

Сведения об обнаружении ОНН:

Российская федерация. Оренбургская область. Кувандыкский городской округ. д. Юлгутла

Время бытования (дата обнаружения): 1925 год

Источник статьи: http://rcrkoo.ru/?digital_catalogue=%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BE%D0%BC%D1%8D%D1%81%D0%B5-%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7

Гусь под утюгом и песни у родника: как прошел праздник «Каз омэсе» в Старом Дрожжаном

Старинная традиция “Каз омэсе” – олицетворение взаимопомощи, добрых отношений между сельчанами, гостеприимности. Накануне назначенного дня хозяйка обходит помощниц, которые на следующий день придут ощипывать гусей. Работа начинается с утра. Гусей забивают, ошпаривают, ощипывают, а потом молодые девушки на коромыслах несут тушки на родник – чтобы промыть их под холодной проточной водой. Нарядно одетые молодые девушки, с песнями направляющиеся к роднику – один из самых красивых моментов традиционного народного праздника. В этот день в доме готовят ароматный бульон из гуся и огромный вкусный балиш, которыми угощают не только работниц, но и соседей и всех сельчан.

Вот так описывается праздник “Каз омэсе” в книгах по татарскому фольклору. Но сохранилась ли эта традиция сегодня? Увиденный нами праздник в селе Старое Дрожжаное превзошел все ожидания.

Чтобы попасть к самому началу работы, мы выехали из Казани в три утра. Дрожжановский район поразил нас своей благоустроенностью – никакого мусора, даже веточки или обертки от конфет не увидишь – чистота! Дома все ухоженные, красивые. Ровный ряд деревьев вдоль дороги. Солнечным утром село Старое Дрожжаное показалось сказочно красивым местом.

Еще на въезде в село нас встретила семья, которая в этот день проводила у себя “Каз омэсе”.

В хозяйстве у Резеды и Фаниса Тухватуллиных 300 гусей. Что удивительно – несмотря на такое количество птицы, везде идеальная чистота: во дворе, дома, огороде – ни единого пёрышка. Еще на входе в дом обратила внимание на обилие комнатных цветов – и как только хозяйка успевает?

В доме полно женщин. Все нарядно одетые, пришли помогать. Показали нам все этапы традиционного праздника.

«Получаем до 400 тысяч прибыли за сезон»

Тухватуллины занимаются выращиванием гусей уже десять лет. Начинали со 100 голов, в этом году вырастили 300 голов птицы. Кроме гусей, разводят кур, цыплят-бройлеров.

– Когда начинали, получали поддержку от государства?

– Да, 57 тысяч рублей давали тем, кто открывал свое дело. Вот на эти деньги купили первые сто голов гусей. С каждым годом поголовье увеличивали, в этом году довели до трех сотен.

В этом году перешли в режим самозанятости. Считаем, что это очень удобная система. И налог всего 4 процента. Можно спокойно покупать, продавать, никто не спрашивает, стоишь ты на учете, и так далее.

– Как планируете развиваться дальше?

– Хотим построить семейную ферму. Обсуждали это с руководством района. Они пошли навстречу, выделили участок под строительство фермы. Сейчас занимаемся проектом, разрешением на строительство. Хотим подать на грант по программе Агростартап, собираем документы. Ездили в Казань, прошли обучение на курсах подготовки начинающих свое дело фермеров. Очень большое желание работать.

– Что бы вы посоветовали тем, кто хочет начать свое дело?

Читайте также:  Сегодня день всех святых что это за праздник

– Просто не лениться. А кто старается, прекрасно может жить в деревне. И пусть не переживают, что продать гусей не смогут. К нам даже домой приезжают, забирают. Спрос есть.

– По какой цене продаете?

– Большого хорошего гуся за 2 тысячи, до 2200 рублей. А затраты на одного гуся около 800-900 рублей. Выходит до 1200-1400 рублей чистой прибыли. До 350-400 тысяч рублей прибыли за сезон. Но и в течение года работа не останавливается – после реализации гусей берем кур, цыплят-бройлеров. Муж в свободное время занимается строительством.

– Какого возраста гусят берете?

– Обычно трёхнедельных. Выращивать не трудно. Антибиотиков не даю. Питаются травой, даю крапиву. Вожу их на реку.

– Какого веса достигают ваши гуси?

– В этом году некоторые доходили до четырех, пяти килограммов.

Праздник начинается

Перед тем, как ознакомить нас с ходом традиционного «Каз омэсе», представитель общественной организации татарских женщин «Ак калфак» Гульфия Яфизова рассказала, как он проходит в селе Старое Дрожжаное.

– У каждого села свои обычаи. У нас этот праздник проходит в ноябре. Стараемся придерживаться всех особенностей нашей национальной традиции. Передаем следующему поколению.

– С чего начинается работа?

– Сперва хозяин за день до забоя отводит гусей на родник, чтобы они искупались, очистили перышки. Подстилает под них чистую солому или опилки. Затем зовет мужчин, которые будут производить забой, и женщин, которые будут ощипывать гусей. Важно заблаговременно предупредить людей, чтобы не успели договориться с другими. Те, кто забивает, заранее готовят свои ножи.

«Без муллы ничего не начинаем»

– Кого еще зовете?

– Муллу. У нас ничего без муллы не делается. Он приходит, читает молитву. В наших краях без молитвы муллы гусей не забивают.

– Как проходит забой?

– Есть такой обычай – рядом с тем, кто забивает гусей, должна стоять женщина и говорить с ним. Это делается для того, чтобы забойщик не был напряженным. Иначе напряжение переходит на птицу, мясо получается жестким. После забоя надо подождать, пока кровь стечет. Затем аккуратно вытягивают из шеи гуся трахею. Шея перевязывается веревкой, чтобы кровь не капала. Лапы кто-то отрезает, а кто-то оставляет.

Хозяйка готовит отрезы веревки. Те, что покороче – для перевязывания лап, а те, что длиннее – чтобы перевязать ноги гуся после промывания тушки в роднике.

«Из пуха делаем подушку для жениха»

– Что делают с гусиным пухом и перьями?

– У гуся есть «плохой» пух, который нельзя использовать, это пух под основанием крыла. Эту часть хозяин собирает отдельно. Этот пух нельзя заносить в дом, его потом сжигают.

Забитую птицу отдаем на ощипывание. Место для нее готовят заранее. В ощипывании гуся участвуют и взрослые, и дети. Из крупных перьев делаем «май канаты» (кулинарные кисточки – Ред.), этим занимаются дети. Из более крупных перьев делаем подушку для жениха, невесты, а самый мягкий, нежный пух идет для детских подушек. Жесткие концы крыльев используем вместо веника.

– Как потом разделывается гусь?

– Потрошение птицы доверяют только самым умелым хозяйкам. Кто-то срезает жир, кто-то промывает кишки. Помощницы делятся на группы. Потом тушки вешают на коромысла и идут на родник, промывают их свежей водой. Там, у родника, устраивают разные игры.

Тут есть очень важный момент. Молодой мужчина из дома хозяев должен идти перед девушками и разбрасывать перед ними гусиные перья. Это делается для того, чтобы в следующем году гусей было еще больше.

В этот день мы готовим три больших балиша (татарское национальное блюдо, большой пирог с мясом. – Ред.), еще варится большой гусь. Вечером гостей зовем к столу.

Вот так проходит наш праздник.

Зачем «гладить» гуся?

В Старом Дрожжаном нам удалось понаблюдать за всем процессом – от забоя птицы до похода девушек к роднику. Особенно запомнилось, как забитую птицу «утюжили» — накрывают тушку смоченной водой тряпкой и гладят горячим утюгом. От пара мешочки под перьями лопаются и ощипывать гуся становится проще.

Мы тоже сходили с девушками к роднику, послушали их пение, посмотрели народные забавы и игры. Здорово, что до наших дней сохранилась эта красивая старинная традиция, что сельчане помнят и выполняют все его обряды.

Источник статьи: http://sntat.ru/news/agriculture/25-11-2019/gus-pod-utyugom-i-pesni-u-rodnika-kak-proshel-prazdnik-kaz-omese-v-starom-drozhzhanom-5695819