Меню

Праздник гусиного пера башкирия

И снова настала пора праздников гусиного пера

А У НАС.

Фануза Салямова

В деревнях начались традиционные для начала зимы «Каз омэлэре».

Снежную зиму нынче все заждались. Особенно в селах. Ведь именно с первым снегом и холодами в деревнях принято начинать каз омэлэре — праздники гусиного пера. Существует в народе и поверье о том, что пока гусь лапками не наступит на белый снег, то мясо не станет сочным.

Поверье поверьем, но нынче в связи с угрозой птичьего гриппа не стали ждать снега — забой начали раньше. Сельчане, которым все прелести сельской жизни, как и экологически чистая продукция — свежее мясо, молоко, сметана и прочее достается нелегким трудом, привыкли придерживаться мудрости «Береженого бог бережет». Поэтому поскорее принялись за дело, чтобы не допустить опасный вирус в свои подворья.

Однако расторопность никак не помешала им провести обычай не только с пользой, но, как и полагается, весело, с песнями и плясками, шутками-прибаутками и, конечно же, щедрыми национальными угощениями.

В минувшие выходные дружно забили гусей и жители деревни Сарышево – трудолюбивые хозяева большого подворья Минзиля и Ахат Юнусовы. Мужчины ловко работали на улице, а опытные в этом деле женщины, шутя и смеясь, быстро ощипали и обработали гусей. Несколько часов хлопот, и вот уже и свежее гусиное мясо, охлажденное в речной воде красавицы Демы, и мягкий гусиный пух для подушек готовы. Самое время пуститься в пляс под гармошку, тем более что сама хозяйка играет для своих гостей-мастериц!

В эти дни праздники гусиного пера проходят практически в каждом населенном пункте. Ведь сельчане у нас — народ старательный. Мясом не только сами запасаются, но и про городских не забывают, излишки везут на продажу.

Напоминаем, в ветеринарной службе республики работает «горячая линия» по номеру: 8 800 775 58 28, на которую можно позвонить в случае внезапного падежа птицы и посоветоваться со специалистами.

В Башкортостане пока случаев заражения домашней птицы этой опасной инфекцией не обнаружено. Ведется мониторинг продажи продукции птицеводства, пресекается несанкционированная продажа живой птицы.

Источник статьи: http://alsh-vesti.rbsmi.ru/articles/a-u-nas-/I-snova-nastala-pora-prazdnikov-gusinogo-pera-550323/

Праздник гусиного пера

Общество

Алина Тимашева

С древнейших времен поздней осенью, с первыми настоящими холодами, жители сел проводят праздник «Каз омэсе» — коллективную обработку гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щипают пух на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Эти обычаи издавна соблюдают и жители села Урманаево

Нынче, в связи с угрозой птичьего гриппа, по рекомендации ветеринарной службы района хозяева содержат птицу в хлевах, не выпуская на выгул, стараются поскорее забить ее, хоть и существует в народе поверье о том, что пока гусь лапками не наступит на белый снег, то мясо не станет сочным. Поверье поверьем, но птица дороже, сколько в нее вложено труда и сил. Чтобы быстрее справиться с делом и было веселее, на праздник созывают родных, соседей, друзей, не забывая при этом соблюдать санитарные нормы. Ничего не поделаешь, время диктует свои правила. Вот и «Каз омэсе» у жителей с.Урманаево Айвара и Илюсы Исмагиловых прошел с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм. В их подворье нынче набрали вес более 25 гусей. Кроме птицы Исмагиловы содержат корову, овец, быков.

Читайте также:  Праздник каждый день младшая группа приложение

С самого утра мы собрались в доме гостеприимных хозяев. Целый день не умолкал веселый смех, прибаутки, приятные деревенским людям хлопоты. Опытные в этом деле женщины, шутя и смеясь, ощипывали гусей. Затем, повесив белые тушки на коромысла, вышли на улицу к колонке, чтобы обдать их еще и холодной водой. А во дворе по традиции рассыпали гусиные перья, чтобы на будущий год птицы во дворе было еще больше, чтобы все жили богато и мир царил на всей земле.

После вернулись домой, где гостей ждало обильное угощение. Сначала к столу подали суп из гусиного мяса с домашней лапшой, затем принесли тающее во рту мясо. Потом пили чай с вкусными блинами, смазанными гусиным жиром. Хозяйка дома Илюса Магунавиновна постаралась на славу, все блюда удались — вкусные, пышные, ароматные. Она мастерица не только готовить, но и шить, вышивать, вязать, петь, танцевать. Женщина работает воспитателем дошкольной группы в средней общеобразовательной школе, очень любит свою работу, детишек, ее уважают родители. Под стать ей и глава семьи Айвар Абударович, он трудится культорганизатором в местном СДК. Они воспитали троих кровных дочерей, а также взяли под свое крыло племянницу Илюсы. Многодетная семья пользуется уважением у сельчан, у них много родных, друзей, которые пришли помочь на праздник. Праздник гусиного пера прошел на славу.

Урманаевцы очень трудолюбивые люди, ежегодно выращивают по много голов бройлеров, гусей, индюков. Среди тех, кто каждый год в большом количестве содержит птицу — Ильшат и Эльвира Карамуллины, Булат и Зилара Миннехановы, Ясир и Зумара Халисовы, Мирсаяф и Разина Юсуповы, Расим и Зульфия Даутовы, Фаузиль и Гулсирень Хабиевы, Рашит и Флюра Ахметовы, Ильнур и Алтын Латифуллины, Мударис и Файруза Исмагиловы, Марсель и Зиля Габдуллины, Мират и Зария Валиевы, Файруза Хамидуллина и многие другие. Можно сказать, что птица есть в каждом дворе. Вот и нынче то тут, то там слышно, как гогочут они в сараях сельчан. Значит, праздники гусиного пера продолжатся. А ведь они означают благосостояние селян, верность традициям, изобилие.

Айгуль Галимова, методист Урманаевского СДК.

Источник статьи: http://bakali.rbsmi.ru/articles/obshchestvo/Prazdnik-gusinogo-pera-576086/

Праздник гусиного пера башкирия

Фото: пресс-служба Минсельхоза Башкирии

В районах Башкирии начались традиционные «Каз омэхе» — день гусиного пера. Сельчане забивают птицу, набивают пухом перины и подушки.

«Если в предыдущие года «Каз омэхе» отмечали в декабре с наступлением устойчивых холодов, то в этом году из-за угрозы птичьего гриппа забой начали раньше. Это позволит не допустить опасный вирус в наши села и деревни», — подчеркнули в Министерстве сельского хозяйства Башкирии.

Читайте также:  Праздник здравствуй детский сад младшая группа

В ветеринарной службе республики работает «горячая линия»: 8 800 775 58 28, на которую можно позвонить в случае внезапного падежа птицы и получить необходимую консультацию.

«В минувшие выходные дружно забили гусей жители деревни Урман-Асты Дюртюлинского района, организовали праздник в честь такого события. Древние обычаи здесь живут до сих пор: заготовка гусиного мяса, пуха для подушек проходит весело — с песнями, плясками и угощениями», — добавил пресс-секретарь Минсельхоза региона Алмаз Галимов.

Источник статьи: http://www.bashinform.ru/news/1522350-v-bashkirii-nachalis-traditsionnye-kaz-omekhe/

«Каз омэсе» татарский обрядовый праздник в деревне Юлгутла

«Каз омэсе» — это древний татарский праздник. «Каз омэсе» — это гусиное перо или праздник гуся. Также он встречается и у башкирского народа Кувандыкского городского округа. Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность.

С древнейших времен, поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарских сел проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. Соседи и родственники за работой ощипывания гусей соревнуются между собой в мастерстве ощипа. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Во время праздника татары устраивают посиделки, общаются и поют песни.

Место бытования ОНН:

* Российская Федерация, Оренбургская область, Кувандыкский городской округ, деревня Юлгутла

Формы жанровых направлений ОНН:

* Празднично-обрядовая культура – обрядовый праздник

ОНН зарегистрирован:

ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области», Номер: ORN252

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Наименование ОНН: «Каз омэсе»

Сведения, относящиеся к наименованию: Каз омэсе – ощипывание гуся, обработка гусиного мяса, пера, пуха, национальный обрядовый праздник.

Форма выражения ОНН: обрядовый праздник.

Современное место бытования ОНН:

Российская Федерация, Оренбургская область, Кувандыкский городской округ, деревня Юлгутла.

Полное наименование: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области

Адрес: 462241, Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Строителей, 9.

Лица, имеющие отношение к ОНН:

ФИО: Филатова Елена Геннадьевна

Тип ответственности: Исследователь

ФИО: Абульмамбетова Римма Рашитовна

Тип ответственности: Носитель

ФИО: Душанбина Хатира Юмагулловна

Тип ответственности: Носитель

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: Централизованная клубная система

Тип ответственности: учреждение

Местонахождение: 462241, Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Строителей, 9.

Сведения об особенностях ОНН:

Форма бытования: национальный обрядовый праздник.

Исключительность/Ценность: Национальный праздник гуся уходит своими корнями в древние времена. Суть этого праздничного обряда передается в деревне Юлгутла из поколения в поколение с целью сохранения национальных традиций. «Каз омэсе» показывает сплоченность и взаимовыручку народа, он объединяет людей. Этот праздник не только помощь в деле ощипывания гусей и обработке мяса – это школа домоводства, хороших традиций, бережно хранимых с незапамятных времен. Но в тоже время «Каз омэсе» — это не только работа, но и время общения, развлечения.

Читайте также:  Бывших танкистов с праздником

Сведения о действиях над/с ОНН:

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность

Этнокультурная принадлежность: татарская, башкирская

Ключевые слова: гусиное перо, национальный обрядовый праздник, заготовка гусиного мяса

Техники исполнения ОНН:

Техника исполнения

Наименование: проведение национального праздника

Краткое описание: «Каз омэсе» — праздник гуся, проводится как у татарского, так и у башкирского народов в сельских поселениях Кувандыкского городского округа.

Когда выпадал первый снег, и земля замерзала, начиналась заготовка гусей. Гусь считается первым из птиц, прирученных людьми. Предки с большим желанием держали эту птицу. Издавна татары и башкиры разводили гусей, причем в больших количествах. Подушки, наполненные пухом, перины — символ достатка в семье, обязательная часть приданого невесты. Самым вкусным мясом у татар считается гусятина. Из нее делают самые всевозможные блюда. Ценится и гусиный жир, как кулинарный, так и лекарственный продукт при обморожениях и простуде. Если в доме живет молодой человек или девушка на выданье, то в хозяйстве оставляют пару гусей на свадьбу. Праздник гуся является значительным событием в татарской или башкирской семье. Это общение, веселье, случай показать себя. Пришедшие на помощь женщины постарше присматриваются к девушкам, выбирая мысленно невест порасторопнее. Процесс ощипывания гусей в деревне Юлгутла тоже имеет свою особенность и начинается он с раннего утра и до позднего вечера. Утром женщины деревни собираются в одном месте, все вместе поют и общаются. А вот затем приступают к работе, которая сопровождается песнями и прибаутками.

После забоя птицы, гусей надувают через отверстие в горле. Затем гладят горячим утюгом через марлю. После глажки гусей ощипывают, опаливают. Следующий процесс – это обмывка: сначала моют в очень горячей воде, затем в холодной, после полоскания удаляют внутренности.

Но процесс полоскания в воде на этом еще не закончен. После удаления внутренностей гусей раньше несли мыть на реку Сакмара в ледяной воде. На современном этапе развития этого древнейшего обычая этот процесс претерпел изменения. И на данном этапе последним ополаскиванием занимаются во дворах, полоща туши в бочках или корытах с ледяной водой из колодцев или водяных колонках. Затем женщины готовят разные блюда из гуся. Вечером приглашают всех за общий стол, накрытый в одном из домов, или собираются в сельском клубе, где поют, играют, веселятся.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций:

Традиции празднования «Каз омэсе» передаются от старшего поколения. Для передачи используются как словесные, так и наглядно-демонстрационные методы. Ежегодно в сельском клубе или в доме одной из хозяек старшего поколения проводятся праздничные посиделки, куда приглашаются молодые люди деревни. За работой жители села общаются, шутят, поют песни, передавая тем самым суть данного праздника.

Формы фиксации ОНН:

Фотофиксация:

Процесс ощипывания гусей.

Сведения об обнаружении ОНН:

Российская федерация. Оренбургская область. Кувандыкский городской округ. д. Юлгутла

Время бытования (дата обнаружения): 1925 год

Источник статьи: http://rcrkoo.ru/?digital_catalogue=%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BE%D0%BC%D1%8D%D1%81%D0%B5-%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7