Меню

Праздник гурия самона авива

Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив

Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив

Святые мученики Гурий и Самон были священниками в области Эдессы около 303 года, когда император Диоклетиан начал гонения на христиан. Они были обвинены в том, что помогали христианам, брошенным в темницы, и побуждали верующих не поддаваться угрозам и проявить стойкость даже при сожжении.

Святые предстали перед правителем Антиохии Мусонием, который попытался принудить их к отречению от Христа. Но оба исповедника отказались со словами: «Мы не изменим единому Небесному Богу. Мы не променяем Его на изображение, сделанное человеческими руками. Мы поклоняемся Христу Богу, Который по Своей благости спас нас от греха. Он – наш свет, наш врач и наша жизнь».

Тогда правитель обвинил их в том, что они восстают против повелений императора, и грозил им ужасной и мучительной смертью, если они будут упорствовать. «Мы не умрем, как ты это утверждаешь, но будем жить, если только исполним волю Того, Кто нас создал, – ответили святые. – Нас не пугают мучения. Они длятся недолго и проходят, не оставляя следов. Мы страшимся вечных мук, которые уготованы нечестивым и вероотступникам». После таких слов правитель отдал приказание заключить их в темницу вместе с прочими священниками и диаконами.

Спустя несколько дней он повелел привести Самона и Гурия и на пять часов подвесить их за одну руку. Поскольку они молча переносили истязания и отвечали на предложения мучителей, отрицательно качая головой, их бросили в застенок, называемый «темная дыра». Там святые провели три с половиной месяца в полной темноте, почти не получая ни воды, ни еды.

Когда священников вновь привели на суд, они выказали ту же стойкость, объявив правителю: «Мы уже сказали, что наши вера и слово неизменны. Делай то, что приказал император. Ты имеешь власть над нашими телами, но не над душами». Самона и Гурия подвесили за ноги, но они продолжали молить Бога, чтобы Он дал им стойкость патриархов, пророков, апостолов и мучеников, которые еще до них пострадали за истину.

15 ноября их призвали вновь. Воины принесли Самона, у которого было раздроблено колено, и привели Гурия, поддерживая его, поскольку он был стар. Когда мученики услышали смертный приговор, их лица просияли от радости и они прославили Христа. Перед казнью палач сказал святым: «Помолитесь, пожалуйста, за меня, потому что я делаю зло пред Богом».

Самон и Гурий опустились на колени, повернулись к востоку и обратились к Богу с такой молитвой: «Отче наш Господи Иисусе Христе, прими дух наш и сохрани наши тела для воскресения». Затем они склонили головы под меч и были усечены один после другого.

Когда стало известно об их казни, все население города поспешило к месту мученичества, чтобы взять драгоценные мощи и даже пыль, которая была пропитана их кровью. Во время погребения святых кадильный дым и благовония смешивались с псалмами и песнопениями, которые возносились во славу Господа, явившего Свою силу через твердость мучеников.

Святой Авив служил диаконом в то время, когда Лициний, вслед за Диоклетианом, воздвиг новое гонение на христиан (ок. 309). Он тайно обходил деревни в области Эдессы, чтобы собрать верующих в храм, прочитать им Священное Писание и побудить, не страшась гонителей, держаться истинной веры. Правитель Эдессы Лисаний, узнав об этом, сильно разгневался и велел отыскать дерзкого диакона. Не найдя его, он повелел схватить его семью и жителей его деревни.

Узнав об этом, Авив пришел в Эдессу, где предал себя в руки командующего охраной правителя. Тот попытался убедить его спастись бегством и сказал, что его семье в любом случае ничего не угрожает, но святой настаивал, поскольку был убежден, что это Господь повелевает ему завершить свое служение мученичеством.

На допросе Авив проявил такое самообладание и пренебрежение к идолам, что правитель, придя в ярость, приказал бичевать его без всякой жалости. Несколько дней спустя святого снова привели к Лисанию. Поскольку Авив вновь и вновь отказывался подчиниться, тот повелел подвесить его и разорвать плоть железными когтями. На угрозу новых, еще более жестоких мучений святой ответил: «Эти муки скорее укрепляют мою волю, как приносит плод дерево, которое поливают». Правитель, осознав свое бессилие, спросил: «Это твоя религия учит тебя ненавидеть свое тело и наслаждаться страданиями?» «Мы не ненавидим наши тела, – возразил Авив, – но радуемся, созерцая то, что недоступно зрению. Нас поддерживает обещание Господа: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении со славой, уготованной любящим Христа (ср.: Рим. 8: 18)». Поскольку смерть от меча показалась правителю слишком легкой, он приказал сжечь святого на медленном огне.

Читайте также:  Что такое праздник николайчик

Святого повели на казнь, влача за веревку, пропущенную через его челюсть. Мать Авива, одетая по-праздничному во все белое, шла рядом с сыном. Придя на место, Авив повернулся лицом к востоку и помолился. Затем он обернулся к толпе, которая его сопровождала и желала ему обрести покой, и благословил людей. Когда огонь разгорелся, мученик отверз уста и тотчас предал душу Богу. Христиане извлекли тело святого Авива из огня и, умастив и покрыв благовониями, погребли в могиле, где уже были положены Гурий и Самон.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/57742.html

Гурьев день

Дата в 2021 году: 28 ноября , воскресенье
Другие названия: Гурий, Гурьян, Зубной целитель, Зима на пегой кобыле
Церковное название: Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива
Значение: Почтение памяти 3-х мучеников – Гурия, Самона и Авива
Традиции: Молитвы об избавлении от зубной боли

Народный праздник Гурьев день отмечается 28 ноября 2021 года (по старому стилю – 15 ноября). В церковном календаре это дата почтения памяти 3-х мучеников – Гурия, Самона и Авива.

История

Гурий и Самон жили в конце III – начале IV века в городе Эдессе. Когда начались Диоклетианские гонения на христиан, они покинули город, но были схвачены стражей. Их пытали и склоняли к отречению от веры, но мученики отказались. Они были подвержены пыткам и брошены в темницу. Прошло несколько лет, но язычники так и не смогли преклонить их. Тогда им отрубили головы. Позже христиане погребли их тела в одной гробнице.

Авив служил диаконом во времена правления императора Лициния. Язычники донесли правителю, что он проповедует христианство. Авив был схвачен и представлен перед судом. Он отказался поклониться языческим идолам и старался донести Слово Божие до слуха правителя. За строптивость был брошен в огонь, который не коснулся его своими языками пламени, а только душа возвысилась на небеса. Близкие Авива похоронили его тело в той же гробнице, где были погребены Гурий и Самон.

Традиции и обряды

В этот праздник обращаются к святому Гурию с просьбой об избавлении от зубной боли.

Если в этот день в доме рождался ребенок, то традиционно ему в дар подносили воз сена или меру овса. Считалось, что у человека, преподнесшего такой подарок, лошади будут здоровыми.

Приметы

Если в Гурьев день снег лег на землю, то он больше не растает до весны.

Если снега выпало больше обычного – быть богатому урожаю.

Если в этот день дует ветер, то он не утихнет до 19 декабря.

Если днем стоит теплая пасмурная погода или мокрый снег пошел – быть маю ненастным.

Грянул мороз – злые духи исчезнут и не будут беспокоить.

Лошади громко заржали – добрый знак.

Если в этот праздник сходить в баню попариться и искупаться, то проживешь целый год без болезней.

Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/gurev-den

Церковь чтит память святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива

Во время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284–305) и Максимиане (305–311) в городе Едессе были схвачены два друга: христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу.

Мученики все переносили с твердостью и молитвой ко Господу, которую записал один из свидетелей их мучений: «Господи Боже мой, без Его же воли ниже птица едина падет в сеть. Ты, Иже Давидово сердце в скорби распространил еси, Иже пророка Даниила крепчайше львов показал еси, отроком же Авраамлим победительми мучителя и пламени быти даровал еси. Ты и ныне, Господи, ведый немощь естества нашего, виждь брань, восставшую на нас. Тщится бо враг отторгнуть от Тебе дело десницы Твоей и лишить (нас) сущей у Тебя Славы. Но Ты, благосердым Твоим оком призрев на нас, соблюди в нас неугасаемый светильник Твоих Заповедей. Твоим же светом исправь стопы наши, и сподоби нас наслаждаться блаженства Твоего, яко благословен еси во веки веков». Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили († 299–306). Христиане погребли их святые тела.

Через много лет последний император-язычник Ликиний (311–324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам вошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу († 322). Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.

Читайте также:  Праздник посвященный международному женскому дню цель

После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе в помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать.

По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Впоследствии оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена, и Евфимия стала ее рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву – свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил Евфимию от страданий и чудодейственно перенес ее в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время гота-клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и, по приказу правителя, гот был казнен.

Прославляя святых мучеников в акафисте, Святая Церковь обращается к ним: «Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака небеснии покровителие».

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-svyatyih-muchenikov-i-ispovednikov-guriya-samona-i-aviva/

Гурий, Самон и Авив

в Православной церкви

Гурий, Самон и Авив (греч. Γουρίας, Σαμωνᾶς, ῎Αβ(β)ιβος ; III — начало IV в.) — христианские святые мученики, исповедники. Память в Православной церкви совершается 15 ноября (по юлианскому календарю).

Содержание

Жизнеописание

Агиографические источники относят время мученичества святых Гурия, Самона и Авива к 293—322 годам. Это связано с тем, что церковная традиция объединила вместе святых, живших в различное время. Первоначальная редакция мученических актов святых Гурия, Самона и Авива была написана на сирийском языке и известна по древним греческим, армянским и латинским переводам. Дошедший до нас сирийский текст мученичества известен по рукописи XV века. В ней упоминается её автор — Феофил Эдессянин, который сообщает о себе, что он был от рождения язычником, обратился в христианство и написал свой труд на пятый день после мученичества Гурия и Самона. Его авторству также принадлежит отдельный мученический акт святого Авива.

Миряне Гурий и Самон приняли мученическую смерть во время гонений императора Диоклетиана. С их началом они покинули свой родной город Эдессу, но были схвачены. Их пытались уговорами заставить принести жертвы языческим богам, но они отказались. На суде правителя области святых подвергли пытке (связали друг с другом, привязали к ногам камень и оставили висеть несколько часов), а затем вернули в темницу где они провели около трёх месяцев (у Арефы Кесарийского в темнице святые провели несколько лет за что он их называет исповедниками). Когда их вновь привели на суд, то повторной пытке подвергли только Самона. Видя непреклонность святых их обезглавили. Тела мучеников погребли местные христиане.

Диакон Авив пострадал в гонения императора Лициния. На него был подан донос и на суде правитель города пытался склонить Авива принести жертвы языческим богам. После отказа это сделать Авива сожгли заживо. Согласно житию, тело Авива было найдено его родными невредимыми. Они погребли тело святого в одной гробнице с Гурием и Самоном.

Чудеса

Наиболее известным чудом, приписываемым святым Гурию, Самону и Авиву связано с нашествием гуннов на Византию. Житие относит эти события к периоду епископства в Эдессе исповедника Евлогия (379-387 годы). Во время похода один наёмник гот остановился в Эдессе в доме вдовы Софии. Там он заметил её дочь Евфимию и начал просить её себе в жёны. Мать отказывалась, считая на основе слухов, что у гота на родине есть жена, но наёмник убедил её в обратном и вступил в брак с девушкой. Перед тем как гот с Евфимией покинули Эдессу София заставила своего зятя поклясться в верности своей новой супруге на гробнице святых Гурия, Самона и Авива.

Вернувшись домой, гот велел Евфимии одеться в одежду служанки и привёл её в своей дом к жене и детям, объявив что привёл византийскую пленницу. Однако Евфимия родила мальчика и жена гота поняла, что муж привёл в дом наложницу. Она отравила новорожденного. Евфимия, увидев на губах своего младенца яд, вытерла его куском шерсти и позднее намочила её в кубке из которого должна была пить хозяйка. Выпив из кубка женщина умерла и родственники гота обвинили в её смерти Евфимию. По их решению её решили похоронить заживо вместе с хозяйкой дома. Евфимия начала молится святым Гурию, Самону и Авиву и они, явившись на белых конях, перенесли женщину в церковь в Эдессу.

Спустя время, гот вновь появился в Эдессе и пришёл в дом Софии. Он сказал ей, что его дочь здорова, живут они счастливо и растят сына. Тогда к нему вышла Евфимия и гот был вынужден сознаться в том что случилось у него на родине. После этого городские власти приговорили его к смерти.

Митрополит Макарий (Булгаков) сообщает о грамоте новгородского архиепископа Иоанна, изданной по случаю чудесного обнаружения воров, похитивших в 1410 году священные сосуды из Софийского собора. В ней новгородский епископ пишет, что «дал нам Бог знамение святых исповедников Гурия, Самона и Авива диакона, так что Божиею милостию многие правые оказываются правыми, а виноватые подпадают казни». [1] Архиепископ Иоанн написал «Указ о проскомисании святым трём исповедникам», который сообщает подробности данного ритуала:

  • изготавливалась специальная крестообразная просфора;
  • из неё изымались частицы с молитвами среди которых выделяется прошение к исповедникам: «чюдо свое сотворите к вам с верою приходящим, гибельнико помозите, виноватых обличите, гортани шкодникам затворити» [2] ;
  • поминовение за проскомидией по именам тех, кого предстоит испытывать просфорой.

Макарий (Булгаков) пишет, что это является частным распоряжением архиепископа и летописи не подтверждают, что данный обычай применялся длительное время в Новгороде. [1]

Гимнография и иконография

Память святых Гурия, Самона и Авива указана в Типиконе Великой церкви без богослужебного последования. В Иерусалимском уставе святым указывается вседневная служба с пением отпустительного тропаря или будничная служба малых постов с пением «Аллилуия». В современной богослужебной практике последование святым состоит из тропаря 5-го плагального гласа, кондака 2-го гласа на подобен «Вышних ища», канона 4-го гласа, акростиха, ирмоса, 2-х самогласнов, циклв из 3 стихир-подобнов, светилена.

Изображения святых Гурия, Самона и Авива известны в памятниках монументальной живописи, на иконах и в лицевых рукописях. Традиционно их изображают вместе:

  • Гурий — седовласый старец с длинной бородой, одет в хитон и гиматий;
  • Самон — среднего возраста с темными (иногда седыми волосами) и с небольшой бородой, одет в хитон и гиматий;
  • Авив — молодой безбородый человек в стихаре с кадилом и (или) крестом в руках.

Примечания

  1. 12Святые таинства и другие священнодействия // Макарий (Булгаков). История Русской Церкви
  2. Перевод: чудо сотворите приходящим к вам с верой, потерпевшим помогите, виновных обличите, уста злодеев заградите.

Литература

Гурий, Самон и Авив
Γουρίας, Σαμωνᾶς, ῎Αβ(β)ιβος

Икона-таблетка (Тверь, 3-я четверть XV в.)
Рождение:
Гурий, Самон и Авив на Викискладе ?
  • Гурий, Самон(а) и Авив // Православная энциклопедия. Том XIII. — М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 485-488. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-022-6
  • Димитрий Ростовский. Страдание святых мучеников Гурия, Самона и Авива

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Гурий, Самон и Авив» в других словарях:

ГУРИЙ, САМОН И АВИВ — священномученики, праздновались в один день 15/28 ноября, почитались в русском народе как покровители семейного очага и защитники от семейных неурядиц. В «Сказании о святых» было установлено молиться этим угодникам «аще возненавидит муж жену… … Русская история

ГУРИЙ, САМОН(А) И АВИВ — [сир. , , ; греч. Γουρίας, Σαμωνᾶς, ῎Αβ(β)ιβος] (III нач. IV в.), мученики, исповедники (пам. 15 нояб.), наиболее известные сир. святые, сведения о которых сохранила восточнохрист. традиция. Время их кончины датируется в разных агиографических… … Православная энциклопедия

28 ноября — ← ноябрь → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 … Википедия

Троицкая церковь на Воробьёвых горах — У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкая церковь. Церковь Троицы на Воробьёвых горах Храм Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах в Москве православный храм в честь Живоначаль … Википедия

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ — града Москвы. Икона. 1997 г. (Ц. свт. Николая в Клённиках. Москва) Ангел хранитель града Москвы. Икона. 1997 г. (Ц. свт. Николая в Клённиках. Москва) Наименование относится к ангелам, к рые в вещественном мире исполняют определенные виды служения … Православная энциклопедия

ВАСИЛЬЕВСКИЕ ВРАТА — церковные двери, заказанные для собора Св. Софии в Вел. Новгороде в 1335/36 г. архиеп. св. Василием Каликой; памятник средневек. новгородского искусства. В 1570 г. В. в. были вывезены царем Иоанном IV Грозным в Александровскую слободу и помещены… … Православная энциклопедия

ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия

28 ноября — †: Авив, Гурий, Дмитрий, Евстохий, Елпидий, Маркелл, Паисий, Самон … Словарь личных имен

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1472905