Меню

Праздник гает что это

Когда праздник Ураза-Байрам в 2021 году, какого числа

Месяц Рамадан в исламе − время соблюдения строгого, продолжительного поста. Во время него верующие не только ограничивают себя в пище, но и усердно возносят молитвы Аллаху. Соблюдение поста укрепляет тело и дух, способствует обретению мудрости и духовного опыта. Окончание Рамадана отмечают праздником Ураза-Байрам.

Дату празднования определяют по Лунному календарю, не совпадающему с официальным Григорианским. Поэтому она ежегодно меняется. В некоторых регионах России дни Ураза-Байрам объявляют выходными.

Этот исламский праздник многие сравнивают с христианским Рождеством. В Уразу-Байрам правоверные совершают много богоугодных дел. Все поминают усопших родственников, одаривают милостыней нуждающихся и по силам помогают им. Праздник встречают, обязательно соблюдая все ритуалы, в чистых, красивых одеждах. Обязательно сервируют праздничный стол и приглашают гостей.

Когда будет у мусульман Ураза-Байрам в 2021 году, какого числа

С окончанием поста в священный месяц Рамадан мусульманский праздник, согласно календаря наступает всегда в одно и то же время − в месяц Шавваль, первого числа. Поскольку в обычной жизни им не пользуются, дата празднования всегда изменяется. При составлении календаря представителей ислама учитывают только фазы Луны. Год также состоит из 12-ти месяцев, но короче привычного лунно-солнечного на 10 суток.

В 2021 году дни празднования Ураза-Байрам приходятся на конец мая. Начнутся торжественные мероприятия вечером 13-го числа. Тогда заканчивается месяц Рамадан. Главные мероприятия праздника проводят 14 мая, в пятницу.

Что это за праздник такой, как отмечать

Ураза-Байрам считается вторым по важности мусульманским праздником после Курбан-Байрама. Также его называют Ид-аль-Фитр. Он символизирует окончание самого строго поста в месяц Рамадан. В это время правоверным мусульманам запрещено употреблять пищу и воду днем. Садиться за стол разрешено только после захода солнца. Также под запрет попадают:

  • сексуальные отношения;
  • курение и употребление других веществ, затуманивающих сознание;
  • сквернословие;
  • ложь.

Подготовка к празднованию начинается за четыре дня. Это время тратят на генеральную уборку жилья, подсобных помещений, чистку скота. Затем омовение совершают все члены семьи. Люди приводят себя в порядок и надевают чистую одежду. С вечера готовят угощение, а утром дети разносят еду родственникам. В это же время мусульмане дарят друг другу подарки, украшают дом.

В праздничный день люди встают пораньше и надевают праздничную одежду. За час до восхода солнца в мечетях начинается праздничный гает-намаз. На богослужении присутствуют только мужчины, а женщины в это время накрывают на стол. Затем начинается праздничное застолье. В каждом доме принимают гостей. Также мусульмане сами посещают родственников и соседей, принося в качестве подарка сладости.

До начала праздника состоятельные семьи обязательно раздают деньги и продукты нуждающимся, чтобы они тоже могли достойно встретить праздник. Эта милостыня носит название «фитр-садака». Также на Ураза-Байрам принято делать добрые дела, навещать родственников, поминать усопших родственников и посещать кладбище.

История возникновения и традиции Ураза-Байрама по Корану

Праздник Ураза-Байрам считается символом возрождения и повышения духовности. На протяжении месяца свободное время правоверные мусульмане изучали Коран, совершали благие дела. Также они соблюдали строгий пост.

Считается, что впервые праздник стали отмечать во времена пророка Мухаммеда. В 610 году нашей эры ангел Джабраил вручил ему первые суры Корана. Это произошло недалеко от Мекки в пещере Хири. Ангел Джабраил велел всем мусульманам очищаться и благодарить Аллаха за этот дар. После этого верующие стали каждый год поститься в Рамадан, а затем отмечать Ураза-Байрам.

В ночь перед праздником Коран предписывает молиться. Слова, обращенные к Аллаху в это время, имеют особенную силу. Если молитвы исходят от чистого сердца, они всегда будут услышаны и пойдут на пользу человеку.

Начало и конец Ураза-Байрам 2021, расписание прекращения поста

Традиционно Ураза-Байрам верующие мусульмане отмечают три дня. Поскольку начало праздника приходится на 24 мая, закончится он 26 числа. Но все обязательные мероприятия начинаются в канун официальной даты, то есть 23-го вечером.

До начала праздника в субботу утром и днем все еще продолжается пост. Поэтому пищу 23 мая днем принимать нельзя. Вечером проводят Ифтар. Так называется вечерний прием пищи. Поскольку в течение дня еда и питье были под запретом, Ифтар начинают с употребления небольшого количества воды. Затем съедают несколько фиников. За стол садятся после прочтения четвертой молитвы. Когда уже закончен, молятся последний раз.

Читайте также:  С праздником вас бабоньки

Какие праздничные блюда готовят на мусульманский праздник

Определив дату начала Ураза-Байрам, хозяйки закупают продукты для приготовления угощений. Завершая продолжительный, строгий пост, гостям подают вкусные, хорошо насыщающие блюда. В обязательном порядке угощают домочадцев и гостей калорийными, сладкими десертами. Во многих семьях на Уразу-Байрам готовят:

  • бульоны и супы на баранине;
  • сытные вторые блюда с телятиной и мясом барана;
  • мясные салаты и закуску из овощей;
  • десерты и сдобную выпечку;
  • узвар, компот, чай.

В каждой стране на праздничный стол ставят свои национальные блюда. Татарские хозяйки угощают гостей блинами и сытными пирогами. В республиках Средней Азии непременный атрибут праздничного стола − плов. Фрукты, финики и сладости едят на завтрак в Саудовской Аравии. Обязательно плотно едят в обед. Это гарантирует богатый стол весь следующий год. В Кыргызстане на Уразу-Байрам нужно посетить 7 домов и везде отведать угощение.

Как мусульмане празднуют Ураза-Байрам в России и Турции

В России в крупных городах в период празднования Ураза-Байрам особенно многолюдно возле мечетей. В некоторых регионах специально организуют праздничные гуляния на стадионах и в парках. После совершения утреннего намаза люди собираются в домах за праздничным столом вместе с домочадцами. Они дарят подарки родственникам, друзьям и знакомым. Люди организуют фестивали, посвященные празднику. Гостей угощают пловом, шашлыками, чаем. Для развлечения проводят различные состязания и конкурсы.

Особенность турецкого Ураза-Байрам − подарки и угощения для малышей. Дети с утра в праздничный день стучатся в двери соседей, чтобы получить конфеты и другие сладости. При этом младшие навещают старших родственников, целуют их правую руку и прикладывают к своему лбу. В больших компаниях перед праздником выплачивают премии. Накануне Ураза-Байрам и несколько дней после него вся страна находится в движении. В это время почти невозможно купить билет на самолет или взять в аренду машину.

Источник статьи: http://protradicii.ru/uraza-bajram.html

Ураза-байрам: что за праздник, традиции, как отметить в 2020г

После захода солнца 23 мая для верующих мусульман начнется один из главных праздников — Ураза-байрам. В этом году из-за пандемии мусульман призвали праздновать его в кругу семьи. О традициях Ураза-байрам и как его отметить — в материале vtomske.ru.

Ураза-байрам — праздник разговения — второй по значимости мусульманский праздник после Курбан-байрама — праздника жертвоприношения. Отмечается после окончания поста месяца Рамадан — священного месяца молитв, когда мусульманам предписано не есть и не пить от восхода до заката солнца. Ураза-байрам отмечается в первый день месяца Шавваль — десятого месяца мусульманского календаря.

Согласно богословскому заключению Совета улемов Духовного управления мусульман РФ, первым днем месяца Шавваль в 2020 году будет 24 мая. Однако из-за того, что по исламскому календарю день начинается с заходом солнца, Ураза-байрам начнется после заката 23 мая.

По-другому праздник еще называют Ид ал-Фитр — это день благодарения Аллаху за то, что он дал мусульманам возможность испытать благословение месяца Рамадан. Мусульмане верят, что если верующий соблюдал пост в течение всего Рамадана, то Аллах дарует ему милость на небесах.

В дни Ураза-байрама у мусульман принято приветствовать друг друга фразой «Ид мубарак», которая означает «благословенный праздник». Готовятся к завершению Рамадана и Ураза-байраму мусульмане заранее и основательно — делают уборку, готовят праздничные блюда, раздают милостыню нуждающимся и малоимущим — деньги или продукты нуждающимся.

Для каждого мусульманина считается обязательным помолиться в ночь перед праздником и просить у Аллаха благословения, читать Коран. Считается, что произнесенные именно в Ураза-Байрам и Курбан-Байрам будут непременно услышаны.

Непосредственно в праздник у верующих мусульман принято надевать лучшую одежду и собираться на праздничный ид-намаз — молитву, а после — собираться за праздничным столом вместе со всеми с родными и близкими. Дети в этот день участвуют в различных играх, посещают соседей. Также в это время принято дарить подарки и просить друг у друга прощения.

Однако в текущем году в связи с эпидемиологической ситуацией лидеры мусульманских религиозных организаций призвали верующих жителей Томской области отказаться от посещения мечетей в Рамадан. Позднее стало известно, что праздничные мероприятия в мечетях на Ураза-байрам, которым завершается священный месяц Рамадан, в связи с распространением коронавируса, отменили в Томской области.

Таким образом в текущем году мусульман призвали отказаться от массовых молитв и празднований в больших компаниях, и отмечать праздник дома, в кругу своей семьи.

Читайте также:  Сценарии дошкольного праздника с папами

«Мы добровольно отказываемся от радости коллективного намаза, духа грандиозного и многолюдного торжества, чтобы тем самым не стать, не дай Аллах, причиной последующих людских смертей и страданий. Мы будем отмечать праздник в кругу семьи, в своих домах без сомнения, что и наш пост-ураза, и все молитвы, благочестивые дела будут приняты и вознаграждены всевышним Аллахом», — отметил председатель духовного управления мусульман России и Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин.

Источник статьи: http://news.vtomske.ru/news/173672-uraza-bairam-chto-za-prazdnik-tradicii-kak-otmetit-v-2020g

Ураза и байрам: астрономия Марджани, нестандартный Бигиев и египетские фетвы Аляутдинова

Праздник «Ураза гаете» в истории и культуре татар

Накануне вечером с заходом солнца наступил праздник окончания мусульманского поста — Ураза-байрам. Сегодня в мечетях России проходят праздничные богослужения, а верующие поздравляют друг друга. Историк и главный казый Казани Рамиль (Абдулла) Адыгамов в колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает, какие споры возникали у богословов относительно месяца Рамазан, уразы и наступления праздника Ид аль-Фитр.

30 дней серьезного испытания

Ислам в Волго-Уральском регионе имеет глубокие корни. Как известно, официальное принятие новой религии булгарами, предками татар, произошло в десятом веке. Однако исторические источники указывают, что ислам проник в регион намного раньше. Такой вывод можно сделать даже из путевых заметок секретаря багдадского посольства Ибн Фадлана. Он указывал, что в то время на территории Булгарии уже было много мечетей и медресе. Более того, сформировалась своя богословская школа, на это указывают особенности совершения молитвы, о которых мы также узнаем из записок Ибн Фадлана. С тех пор ислам начинает оказывать сильнейшее влияние на образ жизни и мировоззрение народа.

Монгольское нашествие также не изменило религиозные предпочтения народа. Так как монголы были толерантны, то булгары продолжили исповедовать Ислам. Более того, монголы сами принимают ислам и устанавливают его в качестве государственной религии. Даже завоевание Казани и политика насильственной христианизации не повлияли на религиозный выбор народа, татарский народ хотя и замкнулся в себе, но сохранил свою национальную и религиозную идентичность.

После вероучения в основе любой религии лежат различные формы богослужений. Наиболее значимыми для мусульман являются молитва и пост. Хотя пост и занимает второе место после молитвы, его значимость для духовного совершенствования верующих трудно оценить. Тридцать дней поста для верующих становятся серьезным испытанием, так как шариат предписывает начиная от рассвета до восхода солнца воздерживаться от пищи, питья и интимных отношений. Однако, помимо этого, верующему также предписано контролировать свои эмоции и воздерживаться от конфликтов с окружающими, проявлять милосердие, щедрость и благонравие. Помимо самого поста в течение всего месяца после ночной молитвы совершается дополнительная молитва «таравих» и организуются коллективные разговения «ифтары». В результате пост дает возможность верующему воспитать свою волю и совершенствоваться на духовном пути.

По завершении поста, верующим с вечера или на следующий день утром рекомендуется совершить полное омовение тела, надеть чистую одежду, поесть немного сладостей и отравиться в мечеть для совершения праздничной молитвы. Фото Максима Платонова

Ураза-байрам, которым завершается пост, является символом победы верующего над своими страстями. По завершении поста, верующим с вечера или на следующий день утром рекомендуется совершить полное омовение тела, надеть чистую одежду, поесть немного сладостей и отравиться в мечеть для совершения праздничной молитвы. Молитва совершается через некоторое время после восхода солнца. После завершения молитвы по традиции верующие посещают кладбище, где совершают мольбу за умерших родственников. Затем они возвращаются домой и начинают праздновать этот день в кругу семьи, за праздничным столом.

К этому моменту женщины готовят стол, где обычно присутствуют блины, пироги, сухофрукты, свежие фрукты и сладости. Также в этот день принято дарить друг другу подарки, посещать родных и знакомых и поздравлять их с завершением поста. Поздравляя друг друга, верующие желают, чтобы их посты, молитвы, ифтары, а также другие благодеяния были приняты Аллахом, и просят у Него возможности дожить до поста следующего года и также провести его в богоугодных деяниях.

Революционный подход Марджани

Однако для татарских богословов-мыслителей пост не ограничивался стандартными установлениями шариата, а ставил перед ними сложные вопросы. Это было связано с географическими и климатическими особенностями Поволжья. Согласно предписаниям Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, время начала поста в месяц Рамазан определяется в результате наблюдения за фазами луны. В хадисе сказано: «Начинайте пост, когда увидите его (молодой месяц, — прим. авт.) и завершайте пост, когда увидите его (молодой месяц, — прим. авт.)». Но так как значительная часть дней года в Поволжье являются пасмурными, то это осложняло определение даты начала поста. Другой проблемой было совершение поста в летнее время, так как продолжительность светлого времени суток, а следовательно и поста, равняется двадцати часам. В этой связи татарские богословы пытались в своих трудах найти решение данных проблем.

Читайте также:  Майские праздники для учителей

Ш. Марджани анализирует большое количество богословских трудов ханафитского и других мазхабов, сравнивает их данные и на основе этого выводит основные правила определения сроков начала и завершения поста. Фото Олега Тихонова

Одним из первых татарских богословов, озвучивших проблему правильного определения времени поста, был Шигабутдин Марджани. Богослов описывает ситуацию, когда в разных приходах одного и того же населенного пункта начинали и завершали пост в различное время. В частности он указывает: «Эти же люди очень сильно разногласят между собой. Кто-либо из них в каком-то приходе может увидеть молодой месяц, и они на основании этого приступают к посту или дополняют шаʻбан, другие разговляются. Одни постятся, а другие в этом же городе празднуют завершение поста. Это может происходить в одной мечети между двумя имамами, тогда часть прихода постится, а другая разговляется. Более того, иногда это происходит с жильцами одного и того же дома (имеется в виду семья, — прим. авт.). Часть из них постится, а другая празднует. В наше время это происходило неоднократно».

Ш. Марджани анализирует большое количество богословских трудов ханафитского и других мазхабов, сравнивает их данные и на основе этого выводит основные правила определения сроков начала и завершения поста. Однако, в отличие от своих современников-богослов, не ограничивается только знаниями классического богословия. Он выступает с революционной идеей о допустимости использования астрономических расчетов для определения фаз луны, приводит веские аргументы в пользу своей позиции.

От Бигиева до Аляутдинова

Другой татарский богослов Муса Бигиев останавливается не только на проблеме определения времени начала и окончания поста, но также и затрагивает вопрос его продолжительности. Для исследования данной проблемы богослов даже совершает путешествие в Финляндию, чтобы воочию увидеть, как проходит полярный день. По мнению богослова, пост в чрезмерно длинные дни является затруднительным, а в отдельных случаях может угрожать здоровью верующего. В этой связи он, проведя анализ основных источников ислама, предлагает следующее решение данной проблемы: «Мы нашли и использовали очень полезный для нас смысл аята: «И кто из вас болен или находится в пути»… Пост может причинить вред или вызвать определенные трудности в силу того, что он ограничивает прием пищи, питья и прием лекарств, которые могут оказаться необходимыми. Поэтому благородный Законодатель в целях оказания помощи и облегчения в случае вероятного вреда или трудности позволяет перенести пост на другие дни».

Муса Бигиев останавливается не только на проблеме определения времени начала и окончания поста, но также и затрагивает вопрос его продолжительности. Фото gdb.rferl.org

Проблемы, поднятые татарскими богословами-мыслителями в своих трудах, продолжают оставаться актуальными и сегодня. В этой связи современные богословы также продолжают искать пути их решения. В частности, Совет улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан, изучив данный вопрос и следуя традиции, основы которой заложил Ш. Марджани, принял решение о допустимости определения времени поста, используя астрономические расчеты, позволяющие прогнозировать фазы луны.

Проблема длительности поста заинтересовала другого российского богослова — Шамиля Аляутдинова. Он, проведя анализ основных источников ислама и заключений зарубежных богословов, обратил внимание на фетву египетского богослова ʻАли Джумʻа. Муфтий Египта предлагает мусульманам северных регионов в летнее время поститься по мекканскому времени.

Так как упомянутые богословские проблемы выходят за рамки стандартных ситуаций, рассматриваемых в классических богословских трудах, то богословы до сих пор продолжают их изучать и анализировать, и, возможно, каждое поколение мусульман будет предлагать свои варианты их решения.

Справка

Адыгамов Рамиль (Абдулла) Камилович — кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела истории религий и общественной мысли Института истории АН РТ им Ш. Марджани. Главный казый Казани.

Источник статьи: http://realnoevremya.ru/articles/102489-prazdnik-uraza-gaete-v-istorii-i-kulture-tatar