Меню

Праздник девятая пятница что это

Девятая Пятница по Пасхе — главный местный праздник Соликамска

Девятая после Пасхи пятница – главный местный праздник Соликамска, «кочующий», как и сама Пасха. Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Соликамске никогда не пропускали. Так повелось издавна.

Находясь на окраине русских земель, в начальный период своей истории Соликамск, не имея ни крепостных сооружений, ни военной силы, неоднократно страдал от набегов враждебных соседей – вогулов, ногайских и сибирских татар. Таких набегов было несколько. Самым значительным и кровопролитным был набег в мае 1547 года.

25 мая на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили многих жителей – согласно летописным сведениям, погибших было 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Казалось, никогда больше на этом пепелище не зазвучит человеческий голос. Но Соликамску суждено было возродиться.

Крестный ход в 9 Пятницу по Преображенской улице. Фото Б.И. Чернавина. Нач. ХХ в..jpg

Летопись не сохранила нам имени человека, который собрал по лесам оставшихся в живых и повел за собой на ногайцев. Может, и не было такого человека, но усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного великопермским наместником, побились с ногайцами и победили. Победа одержана 30 мая, на который в тот год выпал день Девятой после Пасхи пятницы. В память об этом событии с конца XVI века жители города стали ежегодно проводить крестный ход.

В 1709 году официальная церковь запретила его, мотивируя тем, что никакого православного праздника в этот день нет. В течение почти десятилетия крестный ход в Девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Со временем, видя тщетность проделываемого ими пути, они перестали появляться в Соликамске. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вологодскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в Девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция и скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев. На все челобитья следовал новый запрет.

В 1718 году к преосвященному Алексию, архиепископу Вятскому и Великопермскому, соликамские священники и горожане направили новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено. Девятая пятница прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья.

Крестный ход в Девятую Пятницу по Спасской улице

Торжество в день Девятой пятницы совершалось следующим образом. Накануне в город съезжались и сходились жители Соликамского и Чердынского уездов, из-за Камы толпами приходили коми-пермяки. Вечером начинался колокольный звон, и все спешили на городскую окраину встречать иконы, приносимые для участия в празднике из Пыскора – образ Богоматери, из Ныроба – чудотворный образ Святителя Николая, из Городища – явленный образ Знамения Божией Матери. После встречи иконы, сопровождаемые богомольцами, приносились в Троицкий собор, где начиналось всенощное бдение.

Утром в день Девятой пятницы, в 9 часов, в Троицком соборе и во всех городских церквях, кроме Воскресенской, одновременно начиналась ранняя обедня. По ее окончании духовенство и прихожане сходились к Троицкому собору, откуда начинался крестный ход вокруг города с хоругвями, крестами и выносными образами из всех церквей. По сообщению очевидца, «иконы Знамения Божией Матери и Святителя Николая неслись во главе усердными богомольцами, которые теснились около них и наперебой старались прикоснуться к носилкам и понести хоть минуту священную ношу».

От Соборной площади ход направлялся к Спасской церкви и мужскому монастырю, откуда следовал к городской окраине, выходил на улицу Тюфяевскую (ныне Калийная), далее спускался по улице Александровской (ныне Революции) до улицы Преображенской (ныне 20-летия Победы), по которой двигался к Преображенской и Введенской церквям, от них спускался на улицу Спасскую (ныне Набережная) и мимо Богоявленской церкви возвращался к месту начала шествия. У всех церквей останавливались за алтарем, молились, читали Евангелие храму и кропили водой на четыре стороны.

Крестный ход в Девятую Пятницу у монастыря. Фото Б.И.Чернавина, нач. ХХ века

Обойдя город по периметру, крестный ход останавливался на Соборной площади, где совершалось «благодарственное Господу Богу молебствие о избавлении от нашествия вражеского». После молебна все участники крестного хода следовали в Воскресенскую церковь, где служилась поздняя литургия, после которой все выносные иконы возвращались в свои церкви, и богомольцы расходились.

Читайте также:  Украшения для детского праздника осени

С конца XVIII века к празднику Девятой пятницы приурочили трехдневную ярмарку, поскольку при огромном стечении народа спрос в эти дни превышал предложение. Первоначально в ярмарке принимали участие только местные купцы, продавались изделия местных же мастеров и товары, привозимые с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. Оборот был невелик – чуть более 60 тыс. рублей. Со второй половины XIX века стали приезжать торговцы из Перми, Кунгура, Чердыни, Ильинского и даже из Владимирской губернии. И к началу ХХ века торговый оборот ярмарки увеличился до 150 тысяч рублей.

На праздник Девятой пятницы в Соликамск съезжалась чуть не половина уезда, насчитывавшего в 1901 году почти 250 тысяч душ. По вечерам в эти дни в городе устраивали массовые гуляния, водили хороводы, на площади и в заречном саду выступали приезжие циркачи и театральные артисты. Так древний религиозный праздник постепенно превратился в историко-культурную традицию, утраченную со сменой власти.

В 1927 году запретили проведение крестного хода, в 1929 году – и ярмарку. Девятая пятница была забыта на долгие десятилетия. И лишь в июне 1991 года запрет был снят, проведен первый крестный ход, возглавлявшийся архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием. Девятая пятница вновь восстановлена.

Источник статьи: http://berezniki.cerkov.ru/devyataya-pyatnica-po-pasxe-glavnyj-mestnyj-prazdnik-solikamska/

Православные отмечают день памяти Параскевы Пятницы

(Казань, 4 июня, «Татар-информ»). Сегодня в Казанском храме св.вмц. Параскевы Пятницы будут отмечать память Параскевы Пятницы. Накануне вечером — 3 июня в 16.30 — состоялось Всенощное бдение, сегодня в 8.00 – праздничная Божественная Литургия. Малый престольный праздник храма является переходящим и напрямую зависит от Пасхи — отмечается он в девятую пятницу после Пасхи.

Имя святой покровительницы храма — Параскева — в переводе на русский язык означает “пятница” и напоминает о дне крестных страданий Иисуса Христа. Рано потеряв родителей, юная Параскева приняла обет девства и начала открыто проповедовать Евангелие среди язычников, которые сначала подвергли ее страшным пыткам, а в завершении отрубили голову.

Святая Параскева пользовалась особым почитанием у восточных славян, наравне с Николаем Чудотворцем и Богородицей. Лик святой великомученицы изображен на обороте двухсторонней Федоровской (Феодосийской) иконы Божьей Матери.

Праздник Параскевы Пятницы издавна был известен как “заветный” женский день, так как святая Параскева практически повсюду почиталась как бабья святая, покровительница женщин, брака и семейного счастья. Крестьянки обращались к ней с просьбами о даровании детей, об исцелении, о семейном благополучии, а девицы молились ей о скорейшем выходе замуж и о хороших женихах. Считается, что по молитвам верующих святая просит у Бога исцеления, помогая чаще всего
больным женщинам.

Параскева Пятница считается милостивой святой, благосклонной к людям, заступницей людей перед Богом. Но по поверьям, она может и сурово наказать тех, кто ее не чтит. Женщины, у которых нет детей, у которых умирают дети, считаются наказанными Параскевой Пятницей за свои грехи и должны вымаливать у нее прощения.

Покровительствует святая Параскева и торговле. На Руси было принято праздновать девять торговых пятниц, следующих одна за другой на протяжении девяти недель после Пасхи. По пятницам в городах и деревнях обычно проходили торги и ярмарки.

Девятая Пятница начинает лето. Считалось, что Параскева, являющаяся также покровительницей воды, как бы открывает летние воды и с этого дня можно купаться, а с Ильина дня действует запрет на купание.

Святой великомученице Параскеве Пятнице посвящено множество храмов, а еще больше — часовен, раскиданных по всей России. Часовни и храмы в честь Параскевы по традиции возводились близ источников воды (Казанский храм расположен вблизи реки Казанки). Народные предания рассказывают об иконах Параскевы Пятницы, «явленных» на реке, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной, не цвела и не портилась. При подобных источниках и колодцах вешались иконы святой Параскевы, ставились часовни и кресты. К таким святым местам в Девятую пятницу и в День святой Параскевы (10 ноября) совершались крестные ходы, около них служились молебны, читались молитвы, приходили люди за исцелением от всевозможных болезней.

В девятую пятницу по Пасхе Православная Церковь отмечает день явления иконы святой великомученицы Параскевы Пятницы. Иконы святой Параскевы в старину можно было найти практически во всяком доме: считалось, что ее иконы охраняют семейное благополучие и счастье. Иконы святой, находившиеся в церквях, древнерусский народ чествовал особенным образом: крестьяне убирали их вышитыми полотенцами, лентами, цветами, душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях.

Читайте также:  Как провести школьного праздника

Иконописцы изображают святую Параскеву суровой подвижницей, которая держит в левой руке свиток с текстом Символа веры, в правой руке – крест, на голове часто одета диадема.

Главной святыней Казанского храм является старинная чудотворная икона святой покровительницы храма — св.вмц. Параскевы Пятницы (с частицей ее мощей), рядом с которой постоянно стоят живые цветы. Перед этой иконой каждую пятницу (за исключением постных дней) в 17.00 служится водосвятный молебен с акафистом св.вмц. Параскеве Пятнице.

Источник статьи: http://www.tatar-inform.ru/news/religion/04-06-2010/pravoslavnye-otmechayut-den-pamyati-paraskevy-pyatnitsy-5133752

Что празднуют в девятое воскресенье после Пасхи и 26 сентября?

Вопрос читателя:

Собираю историю престольных праздников деревни. У нас в деревне два праздника — Девята (девятое воскресенье после Пасхи) и Храмов день (26 сентября). Только никакой информации об этих праздниках не нашла. Может, вы чем поможете, расскажете о происхождении этих праздников?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Уважаемая Елена, когда речь заходит в церковных праздниках, обратитесь к церковному календарю, там найдете все ответы. Девятое воскресенье после Пасхи (или первое после Пятидесятницы, то есть Троицы) — День всех святых. Престольный праздник — это день памяти святого или же важного события в церковной истории, в честь которого освящен престол храма. Если у вас в деревне два престольных праздника, значит, в храме два престола, так? Возможно, один из них освящен в честь всех святых.

26 сентября можно считать по новому и по старому стилю. В оба этих дня совершается память нескольких святых. Назову самых известных, остальных можете посмотреть в календаре.

26 сентября по новому стилю — память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее), память Корнилия сотника, препразднество Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

26 сентября по старому стилю (9 октября по новому) — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова и память святитель Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото fusion-of-horizons: Stavropoleos Monastery, Bucharest, Romania.

Источник статьи: http://foma.ru/chto-prazdnuyut-v-devyatoe-voskresene-posle-pashi-i-26-sentyabrya.html

Праздник «Девятая пятница» в Соликамске.

Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории.

Крестный ход в 9 Пятницу у монастыря. Фото Б.И. Чернавина. Нач. ХХ в.

Девятая после Пасхи пятница – главный местный праздник Соликамска, «кочующий», как и сама Пасха. Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Соликамске никогда не пропускали. Так повелось издавна.

Находясь на окраине русских земель, в начальный период своей истории Соликамск, не имея ни крепостных сооружений, ни военной силы, неоднократно страдал от набегов враждебных соседей – вогулов, ногайских и сибирских татар. Таких набегов было несколько. Самым значительным и кровопролитным был набег в мае 1547 года.

25 мая на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили многих жителей – согласно летописным сведениям, погибших было 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Казалось, никогда больше на этом пепелище не зазвучит человеческий голос. Но Соликамску суждено было возродиться.

Летопись не сохранила нам имени человека, который собрал по лесам оставшихся в живых и повел за собой на ногайцев. Может, и не было такого человека, но усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного Великопермским наместником, побились с ногайцами и победили. Победа случилась 30 мая, на который в тот год выпал день Девятой по Пасхе пятницы. В память об этом событии с конца XVI века жители города стали ежегодно проводить крестный ход.

Крестный ход в 9 Пятницу. Фото В.А. Савинова. 1991 г.

В 1709 году официальная церковь запретила его, мотивируя тем, что никакого православного праздника в этот день нет. В течение почти десятилетия крестный ход в Девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Со временем, видя тщетность проделываемого ими пути, они перестали появляться в Соликамске. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вятскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в Девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция и скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев. На все челобитья следовал новый запрет.

Читайте также:  8 март всех девчонки с праздником

В 1718 году к преосвященному Алексию, архиепископу Вятскому и Великопермскому, соликамские священники и горожане направили новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено. Девятая пятница прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья.

Торжество в день Девятой пятницы совершалось следующим образом. Накануне пятницы в город съезжались и сходились жители Соликамского и Чердынского уездов, из-за Камы толпами приходили коми-пермяки. Вечером начинался звон «на-собор», и все пришельцы и соликамцы спешили на городскую окраину встречать наиболее чтимые иконы, приносимые для участия в празднике из Пыскора – образ Богоматери, из Ныроба – чудотворный образ Святителя Николая, из Городища – явленный образ Знамения Божией Матери. Священники всех городских церквей в сопровождении прихожан с крестами и хоругвями из собора шли навстречу иконам за город.

Концерт в 9 Пятницу. Фото В.А. Савинова. 1991 г.

По совершении «сретения» — встречи иконы, сопровождаемые богомольцами, приносились в Троицкий собор, где начиналось всенощное бдение. По его окончании горожане и каждый пришлый богомолец обыкновенно считали своей обязанностью отслужить молебен Богоматери, Святителю Николаю и святой мученице Параскеве, образ которой находился в Воскресенской церкви.

Утром в день Девятой пятницы, в 9 часов, в Троицком соборе и во всех городских церквах, кроме Воскресенской, одновременно начиналась ранняя обедня. По ее окончании духовенство в сопровождении прихожан стекалось к Троицкому собору, откуда, от Соборной площади, совершался крестный ход вокруг города с хоругвями, крестами и

образами из всех церквей. Иконы Знамения Божией Матери и Святителя Николая неслись во главе крестного хода усердными богомольцами, которые теснились около них и наперебой старались прикоснуться к носилкам и понести хоть минуту священную ношу. Толпы народа длинной колонной тянулись вслед по улицам Соликамска.

От Соборной площади ход направлялся к Спасской церкви и мужскому монастырю, откуда следовал к городской окраине, выходил на улицу Тюфяевскую (ныне Калийную), далее спускался по улице Александровской (ныне Революции) до улицы Преображенской (ныне 20-летия Победы), по которой шествовал к Преображенской и Введенской церквям, от них спускался на улицу Набережную и мимо Богоявленской церкви возвращался к месту начала шествия.

Проходя мимо всех церквей, крестный ход останавливался за алтарем каждой, где совершалась краткая лития – усердное моление – и читалось Евангелие храму. По ограждении крестом и окроплении водой четырех сторон света, крестный ход без остановок продолжался до следующей церкви. По обходе города по периметру, крестный ход останавливался на Соборной площади, где совершалось «благодарственное Господу Богу молебствие о избавлении от нашествия вражеского».

По окончании молебна все участники крестного хода следовали в Воскресенскую церковь, где служилась поздняя литургия, после которой все выносные иконы возвращались в свои церкви, и богомольцы расходились по домам. В следующие дни каждая приходская церковь по очереди праздновала в честь приносимых из Пыскора и Ныроба чудотворных икон, а набожные жители носили их по домам для совершения молебствий.

Ярмарка в 9 Пятницу. Фото Б.И. Чернавина. Нач. ХХ в.

С конца XVIII века к празднику Девятой пятницы приурочили трехдневную ярмарку, поскольку при огромном стечении народа спрос в эти дни превышал предложение. Первоначально в ярмарке принимали участие только местные купцы и продавали изделия местных же мастеров, а также товары, привозимые с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. Оборот был невелик – чуть более 60 тыс. рублей. Со второй половины XIX века стали приезжать торговцы из Перми, Кунгура, Чердыни, Ильинского и даже из Владимирской губернии. И к началу ХХ века торговый оборот ярмарки увеличился до 150 тысяч рублей.

На праздник Девятой пятницы в Соликамск съезжалась чуть не половина уезда, насчитывавшего в 1901 году почти 250 тысяч душ. По вечерам в эти дни в городе устраивали массовые гуляния, водили хороводы, на площади и в заречном саду выступали приезжие циркачи и театральные артисты. Так древний религиозный праздник постепенно превратился в историко-культурную традицию.

В 1927 году власти запретили проведение крестного хода, а с 1929 года – и ярмарку. Девятая пятница была забыта на долгие десятилетия. И лишь в июне 1991 года запрет был снят, и проведен крестный ход, возглавлявшийся архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием. Девятая пятница вновь восстановлена.

Источник статьи: http://skm.solkam.ru/o-muzee/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/istoriya-solikamska/prazdnik-devyataya-pyatnitsa-v-solikamske/