Меню

Праздник день белого цветка

Праздник день белого цветка

Так называемые «Дни цветков» стали одной из популярных благотворительных акций в Европе с конца ХIХ века. Обычно эти акции устраивали общественные организации, вовлекая в их проведение и подготовку всю общественность. Идея их проведения принадлежит Европейской Лиге борьбы с чахоткой при Международном обществе Красный Крест. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты цветов, во многих местах были организованы пункты по сдаче анализов, читались бесплатные лекции. Эту инициативу поддержал Датский королевский дом, а затем и царская семья Романовых. С 1911 г. по инициативе Государя Николая II, «Дни цветков» стали проводится во многих городах России. В поддержку акции в День белого цветка проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.

В то время Ялта была известна как русский центр лечения больных туберкулезом. Сама императрица в Южнобережном имении — Ливадия организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911 — 1914 годах. Она вместе с Великими княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Александра Фёдоровна писала государю во время Первой мировой войны: «Выставка-базар действуют очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся; каждой из нас удается ежедневно изготовить подушку и покрышку».

В празднике «Белого цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в комитеты «Белого цветка».

Курсистки — слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института — забирали букеты и расходились по всему городу. Организаторы особенно подчеркивали то, что ценна каждая копейка.

Прейскуранта на букеты и цветочки не было — каждый давал, сколько может, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Отчет о собранных средствах и их использовании печатался в газетах.

Особым украшением праздника были юные барышни и дети, которые ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования, выкрикивая «Жертвуйте на борьбу с чахоткой». И эта идея очень крепко прижилась в России, «Дни цветков» стали настолько популярны, что стали проводится по нескольку раз в год.

В наши дни День белого цветка возрожден. Постепенно он набирает популярность и неоднократно прошёл во многих городах России: Москве, Курске, Воронеже, Костроме, Белгороде, Туле, Ростове-на-Дону, Самаре, Пензе, Евпатории, Симферополе, Шарье, Великих Луках, Алапаевске.

Кроме того, в рамках акции проходит методическая работа среди педагогов и молодежи в различных образовательных учреждениях, которая заключается в чтении «Уроков милосердия» и разъяснении основ и принципов традиционных ценностей, взаимопощи, солидарности, сострадания к ближнему, нивелировании эгоистических наклонностей и потребительского отношения к жизни.

Сегодня Белый цветок объединяет десятки тысяч людей в делах помощи ближнему. Проблема борьбы с туберкулезом не стоит так остро, как это было столетие назад, и современные Дни белого цветка посвящают сбору средств на поддержку региональных социально-значимых проектов, в частности направленных на помощь незащищенным категориям детей (тяжело и неизлечимо больные, инвалиды, сироты).

Источник статьи: http://www.beliycvetok.ru/history.html

Праздник день белого цветка

Благотворительность всегда была основой русского общества.
Сегодня сложно сказать, когда и где впервые состоялась акция «Белый цветок». Праздник добра и милосердия, впоследствии охвативший весь мир, впервые был проведен в начале XX века. Среди его предполагаемых родоначальников указываются разные страны: Швейцария, Португалия, Дания. Одно известно наверняка – праздник, объединивший тысячи людей в борьбе с «чумой века» – туберкулезом, был принят во всем мире.

С идеей проведения «Дней цветков» выступила в начале XX века Европейская лига борьбы с чахоткой при Красном Кресте. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты белых ромашек. Впервые «Белый цветок» был организован в Швеции, но сразу же завоевал популярность в России и уже в 1911 году был устроен во многих городах страны.

С 1911 г. по инициативе Государя Николая II, «Дни цветков» стали проводится во многих городах России. В поддержку акции в День белого цветка проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.

Сама императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911 — 1914 годах. Императрица, наследник и великие княжны собственноручно готовили для праздника поделки и сами же их продавали на благотворительном базаре.

Великие княжны и цесаревич – участники Белого Цветка в 1912 г. Ялта, 1914. Александра Федоровна принимает гостей на благотворительной ярмарке в здании городского собрания Императорская семья во время благотворительного базара

Александра Фёдоровна писала государю во время Первой мировой войны: «Выставка-базар действуют очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся; каждой из нас удается ежедневно изготовить подушку и покрышку».

В празднике «Белого цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались комитеты «Белого цветка».

Ромашка была эмблемой Лиги и обозначала белый цветок, распространенный в России, как и туберкулез. В «Дни белой ромашки» члены общества выходили на площади, в скверы, на паперти церквей с жертвенными кружками, в которые простые люди вносили свою посильную лепту.

Читайте также:  Как отметили корпоративный праздник


В Воронеже День Белого цветка проводился 27 мая 1912 года.

В «Лигу борьбы с туберкулезом вступили самые известные в Воронеже люди: врачи А.Х. Сабинин и К.В. Федяеевский, В.И. Колюбакин и В.А. Гольденберг, Е.Ф. Веретенникова и Ф.И. Хрущов. Десятки активистов выступили с инициативой сбора денег для страшной болезни.

Для сбора денег привлекались добровольцы: студенты, ученики учебных заведений. Перед праздником они готовили бумажные ромашки, красивые искусственные цветы на проволочном зеленом стебельке.

Спустя 100 лет в 2012 году Воронежская и Борисоглебская епархия возродила благотворительную акцию «Белый цветок» на территории г.Воронежа и Воронежской области. Благотворительная помощь оказывается детям с тяжелой формой онкологии.

В настоящее время в акции принимают участие почти все благотворительные организации г.Воронежа и тысячи неравнодушных жителей. В первый год, в период проведения акции «Белый цветок», было собрано 2,5 миллиона, а в 2017 году – 14 миллионов рублей.

Источник статьи: http://www.vodkb.ru/istoriya-blagotvoritelnoj-aktsii-belyj-tsvetok/

День Белого цветка

Цветок белой ромашки выбран эмблемой борьбы с туберкулезом в 1911 году по инициативе Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом.

Идея Дня Белого цветка родилась в Швейцарии. Примерно в 1900 году на улицах Женевы впервые появились юноши и девушки с лотками, усыпанными белой ромашкой. Они продавали цветы и собирали пожертвования, после чего все средства направляли в противотуберкулезные организации. Первый официальный День Белого цветка прошел в Швеции 1 мая 1908 года, после чего идея проводить акции с по продаже ромашек перешла в Норвегию, Финляндию, Данию, Германию и другие страны Европы. В Дании и Норвегии право продажи цветка являлось монополией противотуберкулезных обществ. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования давали листовки о профилактике заболевания и букеты белых ромашек. Так ромашка стала эмблемой борьбы с туберкулезом, символом антитуберкулезных кампаний.

В России День Белого цветка впервые прошел 20 апреля 1911 года. Праздник «Белый цветок жизни» — это день бескорыстия, людской доброты и любви к ближнему. Больным он дает надежду на исцеление, тем, кто помогает, — возможность проявить свои лучшие человеческие качества.

Главным мероприятием в День Белого цветка был сбор пожертвований на улицах Москвы и Петербурга, где гуляли парочками нарядно одетые девушки с корзинками белых ромашек и юноши с кружками для пожертвований. Это было и красиво и надежно. Как только жертвователь опускал деньги в кружку, молодые люди дарили ему белую ромашку. Цветы могли быть как живыми, так и искусственными. Всякий, кто вносил свою лепту в благое дело, мог быть уверен, что она попадет в надежные руки и будет использована по назначению.

На московском празднике в Марфо-Мариинской обители в 1911 году, куда пришло более трех тысяч москвичей и гостей столицы, собирали средства на создание детского хосписа. В результате на новый проект службы «Милосердие» из необходимых четырех миллионов рублей было собрано около двух. С соизволения императрицы Александры Федоровны, жены Николая II, белую ромашку продавали цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Хорошо известна фотография, запечатлевшая императорских детей в Итальянском дворике Ливадийского дворца. Они позируют фотографу перед тем, как отправиться из имения в город, чтобы собирать средства на борьбу с туберкулезом.

Особенно красочно и торжественно праздник проходил весной 1912 и 1914 годов в Ливадии — любимом южном имении императорской семьи, которая во время пребывания здесь была активным организатором и участником праздника. «Представим себе теплый апрельский день в Ялте: сверкающее море, бездонное голубое небо, цветущие глицинии, фиалки, сирень, — пишут авторы книги «Романовы и Крым» Николай Калинин, Марина Земляниченко. — Но в этот день главным цветком стала маленькая ромашка, гирляндами которой увиты высокие шесты в руках молодых женщин и детей, одетых во все белое. Венчают шесты зеленые пышные банты и маленькие щитки с крестом и надписью «На борьбу с чахоткой»…(чахотка — устаревшее название туберкулеза легких. — прим. ред.) Плата за ромашки добровольная и посильна для каждого — от копеек до десятков рублей».

Первая публикация о таком празднике в Москве появилась 20 апреля 1911 г. Через год День Белой ромашки было решено провести и в Рязани. Газета «Рязанский вестник» активно освещала мероприятие по сбору средств на борьбу с туберкулезом. 19 апреля 1912 года в издании появился подробный рассказ об организации сбора средств, а также статья врача П.Э. Штейнлехнера о туберкулезе. 20 и 21 апреля выпуски были полностью посвящены этим событиям. Редакция призывала читателей не пожалеть несколько медяков на покупку цветка, ставшего символом борьбы с тяжелой болезнью. В результате 22 апреля корреспондент газеты «Рязанский вестник» сообщил: «…экзамен на общественность выдержан нами блестяще! Мы приобщились ко всей России, в то время как до 20 апреля мы были «притчей во языцех», служа образцом косности». Проведение четырех последующих Дней Белой ромашки также сопровождалось подробным освещением организации мероприятия, призывами покупать цветы, статьями рязанских врачей о борьбе с туберкулезом. Появились стихи, написанные к празднику, впечатления участников мероприятия, рассказывавших как сентиментальные истории о последних копейках от школьников и рабочих, о пожертвованиях некоторых священников с отказом взять сам цветок, так и о жадности купцов, о выходках воров и фальшивомонетчиков.

Читайте также:  Осенние зимние праздники славян

В целом описания Дней Белой ромашки проникнуты большим воодушевлением и радостью участников от приобщения к общероссийскому движению. Как сообщил в марте 1913 года «Вестник Рязанского губернского земства», местным медицинским сообществом 24 марта была открыта в городе Рязани бесплатная амбулатория для больных туберкулезом. Денежные средства на нее были собраны в День Белого цветка — 20 апреля 1912 года. С 26 марта по 21 апреля 1913 года врачами амбулатории было принято 136 больных, выдано 94 рецепта на бесплатное получение лекарств, фельдшер и медсестра посетили 32 больных на дому. Также в газетном отчете говорилось о том, что задачами медицинского сообщества являются поддержание и расширение деятельности лечебницы-амбулатории, продолжение ее попечительской деятельности, заключавшейся в бесплатном питании больных, снабжении их одеждой, распределении в лечебницы, санатории, на дачи и пр.; устройство под Рязанью санатория, летней колонии и развитие просветительской деятельности по туберкулезу. 24 апреля 1913 года Рязанским медицинским обществом была организована продажа цветка белой ромашки в пользу больных туберкулезом. Общий сбор составил 3077 рублей 26 копеек.

В настоящее время все мировое сообщество озабочено ухудшением эпидемической ситуации по туберкулезу. Проводится комплекс мероприятий, направленных на предупреждение распространенности туберкулеза, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности от данной патологии.

Активная профилактическая работа, своевременное проведение флюорографических осмотров, широкое информирование населения являются действенными мерами в борьбе с палочкой Коха. Поэтому во многих странах, в том числе и России традиции «Белой ромашки» возродились.

Источник статьи: http://uzrf.ru/publications/publicistika/Den-belogo-cvetka/

Радость «Белого цветка»

Такого количества детей и молодежи, какое пришло 25 сентября 2011 года в Марфо-Мариинскую обитель милосердия, здесь, кажется, еще никогда не было. Впрочем, и людей взрослых было тоже немало. Все они пришли, чтобы поучаствовать в празднике с красивым названием «Белый цветок», который впервые прошел в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах России в 1911 году.

С идеей проведения «Дней цветков» выступила в начале XX века Европейская лига борьбы с чахоткой при Красном Кресте. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты белых ромашек. Так ромашка стала эмблемой борьбы с туберкулезом, символом антитуберкулезных кампаний.

Впервые праздник с романтическим названием «Белый цветок» был организован в Швеции, но сразу же завоевал популярность в России и уже в 1911 году был устроен во многих городах страны. Еще его называли «Днем ромашки» или «Туберкулезным днем», поскольку туберкулез был тогда одним из самых распространенных заболеваний. И нет ничего удивительного в том, что праздник этот проводился в те годы и в Ялте – «всероссийском госпитале» для лечения больных туберкулезом. Ялтинский «Белый цветок» был особым, ведь в нем участвовали члены царской семьи.

Особенно красочно и торжественно праздник проходил весной 1912 и 1914 годов в Ливадии – любимом южном имении императорской семьи, которая во время пребывания здесь была активным организатором и участником праздника. «Представим себе теплый апрельский день в Ялте: сверкающее море, бездонное голубое небо, цветущие глицинии, фиалки, сирень, – рассказывается в книге «Романовы и Крым». – Но в этот день главным цветком стала маленькая ромашка, гирляндами которой увиты высокие шесты в руках молодых женщин и детей, одетых во все белое. Венчают шесты зеленые пышные банты и маленькие щитки с крестом и надписью “На борьбу с чахоткой”… Плата за ромашки добровольная и посильна для каждого – от копеек до десятков рублей».

Как писала одна газета, ромашка объединила тогда такой скупой и расчетливый город, создала весеннюю сказку любви к больному человеку. С соизволения императрицы Александры Федоровны белую ромашку продавали цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Хорошо известна фотография, изображающая императорских детей в Итальянском дворике Ливадийского дворца. Они позируют фотографу пред тем, как отправиться из Ливадийского имения в город, чтобы собирать средства на борьбу с туберкулезом.

«Белый цветок» расцветает вновь

Праздник этот до 1917 года проходил в Ялте ежегодно. И вновь проводился с 2005 года – стараниями прихода храма в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. По словам его настоятеля, проректора Таврической духовной семинарии протоиерея Димитрия Гоцкалюка, главная идея проведения праздника в сегодняшней Ялте – популяризация работы православного сестричества милосердия имени святой страстотерпицы царицы Александры Феодоровны, оказывающего адресную помощь больным. С 2008 года собранные на празднике средства передаются этому сестричеству, созданному на территории городской больницы при больничном храме иконы Божией Матери «Всецарица».

Но вернемся из теплого Крыма в осеннюю Москву. Проводимый впервые после долгого перерыва в столице, этот праздник был еще и его своеобразным юбилеем, ибо проходил через 100 лет после проведения в России первого «Дня цветка».

Читайте также:  Дресс код для праздника

На московском празднике в Марфо-Мариинской обители, куда пришло более 3 тысяч москвичей и гостей столицы, собирали средства на создание детского хосписа. В самодельные коробочки, украшенные белыми цветочками, кто-то опускал 10 или 50 рублей, а кто-то 500 или даже тысячу. В результате на новый проект службы «Милосердие» из необходимых 4 миллионов рублей было собрано около 2 миллионов. Свою лепту в сбор средств, помимо частных лиц, внесли более 40 различных организаций, предоставивших для благотворительного базара поделки, книги, сувениры, одежду, сладости и выпечку. Представители некоторых организаций приехали неожиданно для устроителей праздника и не попали в список его участников, опубликованный на сайте «Милосердие.ру».

– Мы задумали провести праздник еще весной, так как 100 лет назад «Белый цветок» именно весной прошел в Москве, которая оказалась даже более сердобольной, чем Санкт-Петербург и другие города России. Здесь тогда собрали очень много средств. Но весной не получилось, и поэтому все было отложено до сентября, – говорит инокиня Екатерина (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители.

И хотя нет уже роскошного цветения лилий и роз, отцветают последние цветы, но точно так же, как в весенней Ялте, раскинулись под белыми шатрами торговые ряды благотворительной ярмарки. Чего тут только нет! Посреди изобилия сувениров и сладостей взгляд останавливается на книгах, фотоальбомах и фильмах, посвященных великой княгине Елисавете Феодоровне, которых много на столе Марфо-Мариинской обители. А на столе Фонда Андрея Первозванного – новая книга Людмилы Куликовой «Летопись жизни и деятельности благоверной великой княгини Елисаветы Феодоровны».

Охотно жертвовали люди и на издания Центра «Жизнь» и храма Митрофана Воронежского, покупая печатную продукцию, посвященную святости материнства и борьбе с абортами. Многие приобретали сувениры с символикой православной службы «Милосердие» – белый зонт-трость, обложку на паспорт, магниты на холодильник, брелки со словами «В этом мире есть любовь». В справедливости этих слов убедились все участники праздника. Любви, улыбок и радости здесь было в избытке.

– Праздник необыкновенный! Радость большая! Отличная традиция, – делится своими впечатлениями преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Сушенцов. – Думаю, что он станет одной из радостных московских традиций. Очень хорошо, что его возродили. Встретил тут абсолютно всех своих православных друзей. Причем все пришли не сговариваясь. Встретил Павла Федосова, который привел на праздник своего старшего сына. Павел сочиняет и исполняет под гитару свои песни, с которыми часто выступает на благотворительных концертах, помогает он и онкобольным детям. А мы с друзьями один раз в неделю и по праздникам поем в приходском хоре Татианинского храма, где у нас есть и концертный хор. Сегодня мы пели в Покровском соборе обители часть Божественной литургии, а потом исполнили четыре произведения во время праздничного концерта.

Волонтер Иван Скоробогатов пришел в православную службу «Милосердие» в начале мая 2011 года. Он заканчивает шестой курс юридического факультета Московского государственного университета путей сообщения.

– Это и дань традиции императорской России, и в то же время современная социальная акция по привлечению людей к делам благотворительности. И очень эффективной является форма праздника, помогающая обратить внимание людей на такие важные вопросы, как милосердие. Праздник – это настроение. Когда у людей хорошее настроение, они охотнее делятся тем, что имеют. Причем социальная принадлежность не имеет значения. На праздник пришли и состоятельные люди, и люди, которые сами ничего не имеют, но все равно помогают другим. Лично я делаю это не за «спасибо» и не за «пожалуйста», а потому что больше получаю от этого, чем отдаю, – говорит Иван.

Другой москвич, Иван Макиенко, тоже юрист по профессии, на праздник опоздал. Пришел, когда от благотворительного базара остались только пирожки с чаем – угощение «Чайханы № 1». Вопрос о пожертвовании для него сложный, потому что в метро развито попрошайничество, которое фактически стало бизнесом, и порой сложно бывает отличить, когда человек действительно нуждается, а когда это просто его работа. Праздник несколько изменил его отношение к помощи нуждающимся.

– Когда видишь, что люди действительно преследуют благие цели, конечно, помогаешь по мере возможности, – признается он.

Как директор и продюсер сербской этногруппы «Траг» («След»), которая поддерживает сербские монастыри Косова и Метохии, Иван сказал, что эти люди с очень добрыми сердцами могли бы принимать участие в различных благотворительных проектах.

– Замечательный праздник, добрый, светлый! – не скрывает эмоций и Елена Подосенова, педагог, член Союза композиторов РФ.

Елена Николаевна поставила с обычными московскими школьниками музыкальный спектакль «Белый ангел Москвы» по пьесе Р. Кошурниковой, посвященный преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне.

– И концерт впечатляет великолепным исполнением профессиональных хоровых коллективов. Один другого лучше, – продолжает она. – Я получила заряд большой духовной силы, поняла, что хоровое искусство наших воскресных школ находится на очень высоком уровне. И дай Бог, чтобы наша страна возродилась, как этот прекрасный праздник.

Если вы ничего не слышали о возрожденном празднике милосердия, но хотите помочь страждущим, обращайтесь в Марфо-Мариинскую обитель или в православную службу «Милосердие», и вашу помощь примут с благодарностью.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/48973.html