Меню

Праздник деды что делать

«Осенние Деды» или Хэллоуин. Велесова ночь.

Славянский праздник «Осенние деды» отмечается 1-2 ноября. Это день поминовения своих родных, наших общих пращуров. «Деды» это души предков, улетевших в Вырий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами». А вот современный американский праздник Хэллоуин (Halloween) — является такой своеобразной христианской смесью чествования злых духов и поклонения всем святым и поэтому кроме временной составляющей ничего общего с древним праздником почитания предков не имеет. Рассмотрим подробнее представление наших пращуров по данной теме.
Вот как описывается смерть и жизнь в «Велесовой книге»:

«..Смерти мы не боимся, так как сейчас есть жизнь земная, а есть жизнь высшая, вечная. И ту вечную добыть хотим, так как земная против нее ничто. Мы на земле как искры, и те искры исчезнут во тьме, яко и не было нас никогда…

..Так слава наша пойдет к матери Славе и пребудет в ней до конца концов земных и иных жизней. Это у нас с вами по свойски не боятся смерти, потому как мы потомки Славные, и Дажьбог породил нас.
. И та Перуница летит до нас и ту ругу дает, полную воды живой для жизни вечной героям нашим, от мечей вражеских главы свои отсеченные утративших. Такие смерть не имеют, и ныне же жизнь у них вечная….

…Как умрешь, ко Сварожьим лугам отойдешь и там Перуница (богиня Дива, жена Перуна) речет: «То никто иной – Руш (рус) гордый и не грек, и не варяг, он славянского славного рода, он пришел сюда воспевая матерь Сва (корень «сва» по древне русски означает -небесная) нашу, до твоих лугов, о великий Сварог!» И Сварог промолвит: «Ты ступай-ка, сын мой, до красоты той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. О, как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до конца концов! .

..И омытые идем на заре, поднимаемся со славою и там идем, яко то Матерь Сва бьет крылами охватывая всех, и сияет возженным светом до нас всякое перо её – червленое, синее, мореное, желтое, серебренное, златое, белое, и так светит, как только солнце- царь умеет, когда по кругу Суне (солнце) идет. И то сияние до седьмой красы, как завет о богах наших. Так узрим, как мгновенно отсекают жизнь старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских….

…..А в ночи Велес (славянский бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры) идет в Сварге по молоку небесному (Млечный путь), и идет в чертоги свои, и к заре приводит нас (души умерших) до врат Вырия. И там мы ожидаем, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века и хоромы (храм) его , которые блестят огнями многими и становимся агнцами (огнями) чистыми….

И течет та река времени сын мой, растрачиваясь, и нынче вечны предки наши. И увидим Пращуров своих и матерей которые уже в Сварге.

…..И так речем славу Богам, которые суть – отцы наши, а мы – сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, — которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел. И падшему на поле брани Перуница (богиня Дива) давала выпить Воду живую. И выпивший её отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вел во благие свои чертоги. И там он прибудет то время, пока достанет себе новое тело…»

Вот такие представления наших предков о вечной жизни души и короткой жизни тела.

Но как же в старину отмечался этот праздник. Вот некоторые особенности празднований «Осенних Дедов».

У всех индоевропейских народов существуют праздники в честь мертвых. Сразу после смерти воздавались почести умершему. Делались третины, девятины, сорочины и поминки которые сопровождались пирушками. Во время праздника поминовения усопших (в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии, Польше, Франции и др.) предки шли на кладбище и приносили лепешки, пироги, крашеные яйца, напитки и поминали с пиршеством покойников. Оставляли на могиле чего ни будь на долю покойника и уходили. Эти обычаи сохранились и до наших дней.

Праздник памяти ушедших душ «Осенние деды» у большинства народов проводится 1-2 ноября. У шотландцев и германцев в это время зажигают поминальные огни (засидки) и считают их огнями мира и спокойствия покойников. В Дании и Персии тоже в это время ублажали тени усопших принося на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы и совершали тризну (Познавание третьего бога С-три-бога отвечавшего за мир Нави). На тризне проводились ристалища(бои), показывались сцены из жизни усопших, как они сражались. В Литве и Беларусии перед наступление поминального или задушного дня для покойников готовится целая пирушка там делают стол с различными блюдами и напитками и вызывают души усопших, зажигая вино и лен и по цвету пламени судят о явлении душ говоря при этом : «Чего потребуешь душечка, чтобы попасть на небо?» Иногда пир устраивают не на кладбище, а дома тогда по окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно ставит напитки и кладет по кусочку всех кушаньев и оставляет на ночь.

Читайте также:  Есть праздник день смеха

Празднование «Осенних дедов» в Беларусии

Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать недовольство и всевозможные беды. «Нельзя не отмечать дедов,— говорили белорусы,— один раз не отметишь — и уже у тебя скотина издохла”.

С христианизацией обряды поминания Предков превратились в родительские субботы отмечаемые во время всего года, но «Осенние деды», как и прежде проходят 1-2 ноября (как и в древности они не привязаны к субботам, то есть христианство не смогло подмять этот праздник под свои каноны, но некоторые и сейчас пытаются сдвинуть праздник на субботу, что в корне неверно).

У белорусов Восеньскiя Дзяды до сих пор проводят «без слёз”- это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.

Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также горячих, «чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.

Поминальный стол начинали обычно с обрядовой каши, а перед тем, как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов, которую обычно размещали на подоконнике.
Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.
Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.
На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.
В 1990-е гг. осенние Деды официально были приуроченны ко 2 ноябрю и на некоторое время стали нерабочим днем. Сегодня, несмотря на то, что день 2 ноября в Белоруссии снова объявлен рабочим, «Осенние Деды» широко празднуются как сельскими так и городскими жителями.
Название праздника у других славянских народов.

Читайте также:  Праздник день семьи учрежден

Украина: Дiдово Свято; Белоруссия: Восеньскiя Дзяды; Литва: Ilges; Латвия: Velines (обряд в честь богини вечности Веллоны); Дания: Sialuda и другие.

Велесова ночь.

Что бы наши предки пришли к нам в гости, должна быть открыта граница между мирами Яви и Нави. В славянской традиции покровителем границы междумирья является бог Велес (см. «Велесову книгу» выше) и это он регулирует данный вопрос. В конце октября настает время когда рассвет с сумерками среди дня встречается, настает пора волшебства, окутанного особой тайной. Начинается срок чудес перед праздником «Осенние Деды». Это наступает Велесова ночь, 31 октября, обряды да традиции которой и ныне хранят славяне. Знают многие народы Велесову ночь на 31 октября, обряды в эту пору во всех уголках земли посвящают Предкам.

Велесова ночь открывает границу меж мирам, что бы предки смогли прийти к нам в гости.

Велесова ночь – пора открытых границ

В русском языке сохранились упоминания зыбких, плывущих границ меж мирами в Велесову Ночь, 31 октября, обряды которой посвящены предкам. Ноябрь – ворота зимы, сумерки года, зимы запевка. Так ощущали славяне настроение сумеречной поры, наступающей на границе 31 октября и 1 ноября, осени и зимы.

Не зря в Велесову ночь, 31 октября, обряды славян призывают вспомнить Предков. Первая ночь ноября затянет землю туманом, часто первый снег выпадет – в ноябре в одну ночь зима становится. Очертания мира расплывутся, словно в сумерках – то Велес держит открытой дверь меж тремя мирами. Дверь меж мирами в мире Яви расположена, где именно людям неведомо, сказывают, каждая дверь в пограничную ночь её отражение, на каждом перекрестке встретить можно гостей из других миров – ночью все дороги гладки. Потому в Велесову ночь, 31 октября, обряды творили, чтобы получить защиту предков, отвратить от дома злых духов, темную навь. Много темных дней впереди, с наступлением зимы передаст Белобог Коло Года Чернобогу, бороться со злыми думами, тоской, соблазнами долго придется. Темна ночь не на век – окончится зима. Чтобы пережить её в Велесову ночь надобно правильно просить защиты Предков.

В Велесову ночь, 31 октября, обряды напоминают о тонких границах меж мирами

Велесова ночь, 31 октября, обряды праздника

На Велесову ночь какие обряды провести можно? Миряне помнили, что в Велесову ночь, 31 октября, обряды должны оградить дом от темных, злых духов. Для того окна защищали рябиновым крестом, двери – черной солью, положенной под порог. Для духов-хранителей Рода оставляли подношение, обычно за дверями жилища – на пороге, на окне снаружи избы. На окне зажигали огонь свечи, который укажет путь душам Предков.

В Велесову ночь, 31 октября, обряды обращались и к Домовому. Во многих селах им считали Предка, чья душа вернулась охранять свой Род. Для Домового хозяйка избы ставила на столе чашу сладкого красного вина и печенье. Подношение дедушке-соседушке стояло на столе всю ночь, утром вино выливали на землю, печенье разламывали и отдавали птицам.

Свеча на окне – знак для духов Предков в Велесову ночь

У Ведающих были иные обряды Велесовой ночи. Кто не страшится встретиться с духами, в Велесову ночь приглашал их в гости, ставил на столе утварь для ужина с Предками, после просил о вещем сне. Часто просили о знаке во сне родственника, последнего ушедшего в Навь. Коли приснится он в Велесову ночь – то знак добрый.

Когда границы меж мирами тонки, многое совершить можно, только помнить надобно, что всякое слово нынче сильнее, чем в другой день. От того в Велесову ночь, 31 октября, обряды на избавление от чего-то в жизни да для иных перемен проводить стоит только людям опытным. Коли будет сказано в таком обряде неосторожное слово – уйдет в Навь то, что ещё могло жить в Яви, придется отказаться от какого-то своего чаяния.

Читайте также:  Благодарность подругам за праздник

Велесова ночь – время обрядов, защиты дома и обращения к Предкам . Помните об этом.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://welemudr.mirtesen.ru/blog/43843713001/%C2%ABOsennie-Dedyi%C2%BB-ili-Hellouin.-Velesova-noch.

Как встречать праздник Осенние Деды?

С 21 по 27 октября – славянский праздник Осенние Деды.Приходит он тихо, словно шелест последних облетающих листьев. Не сопровождают этот праздник шумные гуляния, песни да танцы. Осенние Деды – праздник молчаливый, посвященный памяти Предков, как встретить его?

Кому посвящен праздник Осенние Деды?

Память славян жива в русском языке, лучше всего то знают дети. Во время шумных детских забав слышится «чур меня!», «зачурался!», «чур мое!». Так дети, сами того не ведая, обращаются к своему далекому Предку, ставшему Чуром, хранителем Рода.

Пращурам, что ушли в Навь дабы хранить своих потомков, посвящен праздник Осенние Деды, Навья Седьмица, зовут его иначе. Осенние Деды связаны с воспоминаниями о смерти, о родне, «ушедшей к дедам». Не радостными песнями и хороводами сопровождается праздник, а светлой грустью и молчанием. Всему свой срок: дни не для радости, а для тихого поминовения Предков – Осенние Деды, которые начинаются уже сегодня.

Осенние Деды встречаем один день или неделю?

Не даром Осенние Деды называют иначе Навьей Неделей, обозначая продолжительность праздника поминовения предков. Приходится этот праздник на встречу зимы и осени: 21 – 28 октября. Не ошиблись мы! Пусть на календаре до начала зимы ещё месяц, первый снег за окном говорит, что в природе зима наступает раньше придуманного людьми срока.

Самый важный день Навьей Седьмицы – Дедова Суббота. В 2016 году придется она на 22 октября. В этот срок всё должно быть готово к поминальному ужину:

Дом убран, вся семья омылась в бане, оставив на пороге ведро чистой воды и свежий веник для предков. Хозяйка приготовила вкусные кушанья. Позаботилась, чтобы на столе непременно были яства мясные да горячие, чтобы души Предков вдыхали запах вкусных блюд. Коли известно, какое кушанье было любимо Дедами, готовят его. Вместо хлеба пекут ароматные блины. В означенный срок собирается вся семья за столом встречать Осенние Деды. Приезжают даже те, кто не живет с родней – в родной семье и каша гуще. Ставят отдельный прибор для Дедов на стол или на подоконник, глава семьи открывает все двери, впуская души Предков, начинается праздничный ужин. Сперва откладывают угощение Пращурам, после сами принимаются за пищу в молчании или вспоминая за столом добрым словом своих Предков.

На другой день Осенних Дедов отправляются отобедать к родичам, что живут далече, дабы помянуть Предков вместе с ними. А уж дальше начинается волшебное время. Граница меж миром Яви и Нави истончается. Тут можно у Предков просить помощи да совета, гадать и ворожить, непременно благодаря Пращуров за помощь. В последний день Навьей Седьмицы обозначают окончание праздника: выносят птицам остатки поминальной еды, тушат свечи, зажженные для Предков на алтаре. Закончились Осенние Деды, а чудес много впереди и Предки всегда с нами!

Как отпраздновать Осенние Деды сейчас?

Древние традиции живы по сей день. Отпраздновать Осенние Деды можно, как много веков назад: навести чистоту в жилище, приготовить поминальный ужин, вспомнить о своих Предках. Ныне хорошее время, чтобы достать старинные альбомы с фотографиями и рассказать детям о их дедах и прадедах, чтобы зажечь свечу на домашнем алтаре, принести угощение Пращурам и передать эту традицию потомкам!

Сказывают, о Предках судят по потомкам. Когда-то всем суждено стать Предками-хранителями своего Рода. Пусть сохранится в семье традиция почтения Предкам, пусть появится простой домашний алтарь, знак памяти о Пращурах. Разместить на нем можно Чуры славянских Богов да памятные вещи, что хранятся в вашей семье.

Об этом да других славянских праздниках рассказывает в своих статьях и книгах издательство «Северная сказка» , а для обустройства домашнего алтаря есть в нашей лавке волшебные вещицы, изготовленные по древним традициям.

Источник статьи: http://slawa.su/bogi/slavyanskie-prazdniki/2902-kak-vstrechat-prazdnik-osennie-dedy.html