Меню

Праздник даниила московского 2020

День памяти благоверного князя Даниила Московского

Данилов монастырь в Москве (Фото: В.Прокофьев)

Святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, скончался в 1303 году. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря.

Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения.

Так, во время великого князя Иоанна III, святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвенна мя имать, Бог же мой несть мене забыл никогдаже». Узнав об этом, великий князь Иоанн повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших.

В царствование Иоанна Васильевича Грозного на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя и служить о нем панихиды. Он же издал Указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келий, пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.

Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил Московский был причислен к лику святых.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1875/

Благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский. Православный календарь на 12 сентября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

12 сентября (30 августа по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Суббота 14-й седмицы по Пятидесятнице (четырнадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского, Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского, а также память ещё 26 известных нам поимённо святых, в том числе из Собора святителей Сербских. Далее коротко расскажем о них.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. Честные останки этого великого русского святого были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург (в Троицкий храм Александро-Невской лавры, где почивают и ныне) в 1724 году указанием императора Петра I.

Великий князь и знаменитый полководец, победивший шведов в Невской битве 1240 года от Рождества Христова и рыцарей Ливонского ордена в легендарном Ледовом побоище 1242 года. Искусный дипломат и смиренный схимник, принявший постриг незадолго до своей кончины в 1263 году от Рождества Христова. А главное – человек, чей исторический выбор стал для Руси вторым по значимости после её Крещения равноапостольным князем Владимиром. Всё это – Александр Невский, прославленный в лике святых благоверный правитель.

С икон князь Александр смотрит на нас и как грозный воин, и как монах в схимническом облачении. Одно не исключает другого. Ведь то, что этот человек смог сохранить Русь в условиях сложнейших внешних вызовов, – следствие единства его военно-дипломатических талантов и искренней православной веры.

В Санкт-Петербурге ежегодно 12 сентября совершается величественный крестный ход, посвящённый Александру Невскому и собирающий многие тысячи верующих. Что наглядно символизирует глубочайшее почитание этого святого в нашей имперской столице, одним из Небесных покровителей которой является именно благоверный князь Александр Невский, в схимническом постриге – Алексий.

Подробнее о самом Александре Невском, его подвигах, заветах, а главное – сделанном им историческом выборе вы можете прочесть в нашем материале «Русский выбор Александра Невского», опубликованном на страницах Царьграда.

Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского. Это событие церковной истории состоялось в 1652 году от Рождества Христова. Честные мощи этого великого русского святого были обретены нетленными. С тех пор они покоятся в основанном им московском Даниловом монастыре. Благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году от Рождества Христова и был четвёртым сыном святого Александра Невского. Двух лет от роду он лишился отца. В 1272 году князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки монастырь в честь своего Небесного покровителя, преподобного Даниила Столпника.

Князь Даниил не прославился великими победами, он был очень кротким и молитвенным, а в канун смерти даже принял схимнический постриг. Но в непростых условиях ордынского владычества именно он значительно укрепил маленький городок на Москве-реке, спустя полтора столетия ставший наследником Царьграда – Третьим Римом. Благоверный князь Даниил Московский отошёл ко Господу в 1303 году от Рождества Христова, и сегодня его глубоко почитают православные москвичи как одного из Небесных покровителей столицы.

Святители Александр (340), Иоанн Постник (595) и Павел Новый (784), Патриархи Константинопольские. Первосвятители Константинопольской Церкви, возглавлявшие Патриарший Престол Царьграда в разные века, но объединённые общим делом – защитой истинного православного христианства от ересей. Так, святитель Александр отстаивал Православие в борьбе с еретиками-арианами, святитель Иоанн VI Постник составил сочинение «О лжепророках и учителях», а святитель Павел в условиях, когда в Ромейском Царстве (Византии) правили еретики-иконоборцы, поддерживал православных иконопочитателей.

Преподобный Александр Свирский. Один из самых почитаемых русских святых XVI столетия. В юности он ушёл на Валаам, где принял монашеский постриг и около семи лет провёл в отшельническом уединении в пещере. В 1485 году от Рождества Христова, получив благословение игумена Валаамского монастыря, молодой отец Александр ушёл на Святое озеро, расположенное близ Олонца и реки Свирь, где впоследствии основал монастырь, ныне известный как Александро-Свирский. Преподобный Александр был великим аскетом и прекрасным проповедником, приведшим к вере и покаянию многих людей. Согласно житию, «однажды он удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трёх Лицах, и беседовать с Ним о том, как создать церковь, построить монастырь и собрать братию. Когда затем он молился о том, где поставить церковь, то ангел Господень указал ему место для неё». Святой Александр Свирский отошёл ко Господу в 1533 году от Рождества Христова.

Преподобный Александр Свирский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Христофор Римлянин. Святой VI столетия от Рождества Христова. Родом римлянин, монашеский постриг он принял в палестинском монастыре преподобного Феодосия близ святого града Иерусалима. Именно в Палестине преподобный Христофор Римлянин совершал свои духовные подвиги и широко прославился своей глубокой молитвенностью.

Преподобный Фантин Солунский (Фессалоникийский), чудотворец. Этот святой известен тем, что был отдан в монастырь в 8-летнем возрасте, а повзрослев, стал искать монашеского уединения и около 60 лет провёл отшельником в разных пустынях. Святой Фантин мирно отошёл ко Господу в глубокой старости в конце IХ – начале Х века от Рождества Христова.

Собор святителей Сербских: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1269), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338) архиепископов; Иоанникия II (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659), патриархов, и Григория епископа (1012). Эти архиереи Сербской Православной Церкви совершали своё архипастырское служение в разные годы в XIII-ХVII столетиях от Рождества Христова и прославились верностью Святому Православию и многострадальной Сербской земле.

Свт. Николай, Мирликийский чудотворец, прп. Симеон Мироточивый (Неманя) и свт. Савва, архиепископ Сербский. Фото: pravoslavie.ru

Священномученик Пётр Решетников, пресвитер (1918), преподобномученик Аполлинарий (Мосалитинов), иеромонах (1918), священномученик Павел Малиновский, пресвитер, преподобномученица Елисавета (Ярыгина) и мученик Феодор Иванов (1937), преподобномученик Игнатий (Лебедев), схиархимандрит (1938), священноисповедник Пётр Чельцов, пресвитер (1972). Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Все эти христианские подвижники были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Читайте также:  Календарь народных праздников осень

Поздравляем всех православных христиан с днём всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Источник статьи: http://tsargrad.tv/articles/blagovernye-knjazja-aleksandr-nevskij-i-daniil-moskovskij-pravoslavnyj-kalendar-na-12-sentjabrja_157601

17 марта — князь Даниил Московский

Сегодня, 4/17 марта, Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Даниила Московского ( 1261 – 1303 гг.) – первого удельного князя Московского, основателя дома московских князей, родоначальника московским царям, богоугодно и мирно правившего Московским княжеством (сначала самым маленьким на Руси, но ставшим при нём Великим княжеством Московским) в XIII – XIV веках, в тяжёлые для Святой Руси времена Монголо-Татарского ига и постоянных княжеских междоусобиц. Св. блгв. князь Даниил Московский почитаем Русской Православной Церковью и русским народом как великий миролюбец и миротворец, единственным стремлением которого были мир, единение и процветание Земли Русской. Кроме того, он почитаем как основатель, устроитель и небесный покровитель московского Данилова монастыря.

Святой благоверный князь Даниил родился в 1261г. в столице Владимирского княжества г. Владимире и был младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского. В 1272г. по разделу наследства, оставшегося после кончины отца ему и трём его братьям, княжичу Даниилу Александровичу досталась в удел Москва с прилегающими к ней землями – второстепенное княжество, самое на тот момент скромное – как территориально, так и материально. Св. блгв. Князю Даниилу удалось расширить и укрепить Московское княжество, причём (помня великие слова своего отца, св. блгв. князя Александра Невского, «Не в силе Бог, а в правде»), шёл он отнюдь не путём завоевателя, как это в своей постоянной борьбе за власть делали многие из удельных князей – его современников, а «с кротостию и мудростию в богоугодных добродетелях» – путями миролюбия, братолюбия и милосердного отношения как к князьям соседних земель, так и ко всем своим подданным. В 1302г. к территории Московского княжества мирным путём присоединилось первое по численности населения княжество Переяславское, что значительно расширило и укрепило удел св. блгв. Князя Даниила, возвысило Московское княжество и сделало его одним из самых значительных среди других удельных княжеств. Всё это, в свою очередь, положило начало объединению земель Русских во единую большую и могучую державу – объединению, которое было завершено сыном св. блгв. князя Даниила, великим князем Иваном Даниловичем Калитой.

В 1303г., во время тяжёлой болезни, святой благоверный князь Даниил принял великую схиму. Чувствуя приближение кончины, он пожелал быть погребённым в созданном им московском Даниловом монастыре, причём, не в стенах храма, а на общем монастырском погосте вместе с простыми насельниками обители. 4 марта 1303г. св. благоверный князь Даниил мирно отошёл ко Господу. Святые нетленные и чудотворные мощи его были обретены 30 августа 1652г. и с честью перенесены в храм во имя Святых Отец Седми Вселенских Соборов, находящийся на территории московского Даниловского Ставропигиального мужского монастыря, где они покоятся и ныне в раке «на прославление Святыя Троицы и на излечение немощствующих». Возле мощей св. блгв. князя Даниила Московского как в прежние века, так и в наше время совершаются многие чудеса и чудесные исцеления.

Этому великому русскому святому-миротворцу молятся во времена, когда Отечеству угрожает военная опасность извне, а в мирные времена молятся о сохранении мира и об умирении и недопущении разного рода междоусобных браней. Также ему молятся об обретении крыши над головой и просят его святыми молитвами благословения Божия и благополучия для дома и семьи.

Дни памяти святого благоверного князя Даниила Московского (н.ст.):

17 марта – день преставления
1 сентября (переходящая) – в Соборе Московских святых
12 сентября – обре́тение мощей

Тропарь св. благоверному князю Даниилу Московскому, глас 4

Княже́ния твоего́ сла́ву отложи́в,/ озаря́емый Боже́ственною благода́тию,/ Богому́дре кня́же Дании́ле, весь ра́зум в се́рдце от су́етнаго ми́ра сего́/ к Зижди́телю неукло́нно возложи́л еси́/ и, я́ко звезда́ на восто́це Росси́йскаго госуда́рства просия́л еси́,/ целому́дрием же и равноа́нгельным твои́м житие́м/ тече́ние до́брое соверша́я,/ ве́ру соблю́л еси́ непоро́чну,/ тем и по сме́рти просла́ви тя Бог в чудесе́х,/ я́ко источа́еши исцеле́ния ве́рно притека́ющим к честне́й ра́це твое́й;/ сего́ ра́ди днесь пра́зднуем успе́ние твое́, лю́дие твои́./ Ты же, я́ко и́маши дерзнове́ние ко Христу́,/ моли́ спасти́ оте́чество твое́// и ми́рней бы́ти держа́ве на́шей.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c37dca471a4ff00abd231a2/17-marta-kniaz-daniil-moskovskii-5c8df4b1a64e3a00b504443f

Святой благоверный князь Даниил Московский

Память святого благоверного князя Даниила Московского совершается два раза в году: 17 марта (4 марта ст. ст.) — в день блаженной кончины и 12 сентября (30 августа ст. ст.) — в день обретения нетлен­ных мощей. Святой благоверный князь Даниил Московский (1261-1303) — младший сын Александра Невского и первый удельный князь Московский, является родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. Ему удалось значительно укрепить небольшое Московское княжество и начать дело объединения русских земель вокруг Москвы.

Содержание:

Житие святого благоверного князя Даниила Московского

Святой благоверный князь Даниил Московский родился в 1261 году в городе Владимире. Он был четвертым сыном благоверного князя Александра Невского и праведной Вассы. Лаврентьевская летопись упоминает годом рождения Даниила 6769 (1261 г.): «родися Олександру сынъ, и наре[ко]ша имя ему Данилъ». Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря (то есть он, возможно, родился в ноябре-декабре). Этот святой всю жизнь оставался покровителем князя — он изображал его на печатях и возвел в его честь монастырь.

В двухлетнем возрасте Даниил лишился отца, время преставления матери в летописях не указывается, но известно, что у окрестных жителей она почиталась праведницей. Рос мальчик кротким и незлобивым. Подобно своему отцу, Даниил любил храм Божий, молитву и церковное пение. Как полагалось княжескому сыну, он был обучен светским наукам, воинскому искусству и делу управления подданными. Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании маленького Даниила тверским князем Ярославом Ярославичем, братом Александра Невского, и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока тот занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 года до своей смерти в 1272 году.

После смерти дяди Ярослава Ярославича, когда Даниилу исполнилось 10 лет, его братья выделили ему, как самому младшему, для княжения бедное и незначительное Московское княжество — худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими отчинами. Но, пришедши в совершенный возраст, бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил сумел существенно возвысить и уве­ли­чить его, однако не пу­тем неправ­ды и на­си­лия, а ми­ло­сер­ди­ем и ми­ро­лю­би­ем. Из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила ещё при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам он стал первым Великим Князем Московским.

Князь Даниил Московский. Миниатюра из Царского титулярника, 1273 год

В то время Русь переживала очень непростое время. С одной стороны тяготело монголо-татарское иго, с другой — русскою землю опустошали княжеские междоусобицы. Благоверный князь Даниил имел от природы очень мирный характер, старался избегать кровопролития, выступал как миротворец, призывая русских князей к объединению. Так, например, в 1283 году благодаря вмешательству Даниила удалось избежать междоусобной брани между его старшими братьями, Андреем и Димитрием, когда они спорили за право княжения во Владимирской земле. Но в 1293 году неспокойный Андрей вновь поднял руку на своих братьев, причем предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем («Дюденева рать»), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь. Тогда святой князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели, так как не было сил противостоять такому многочисленному врагу. Князь не покинул свой народ в это тяжёлое время, но вместе со всеми переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.

Читайте также:  Изображение с детскими праздниками

Вскоре после этого воинственный Андрей, правивший при поддержке татар во Владимире, пошёл с войском на Переславль-Залесский. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1296 г. выступить сильной ратью в союзе со своим дядей, тверским князем Михаилом, против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило и кровопролития удалось избежать. Брату же своему, столь злодейски предавшему христиан в 1293 году татарскому хану, не мстил за обиду и благодушно простил ему его злой поступок. Столь неизменное человеколюбие и добродушие Даниила смягчило сердце тревожного брата его Андрея, так что он не только помирился с ним, но и передал ему в 1296 году власть свою и титул Великого Князя.

В 1300 го­ду, ко­гда Ря­зан­ский князь Кон­стан­тин Ро­ма­но­вич, при­звав на по­мощь та­тар, за­ни­мал­ся тай­ны­ми при­го­тов­ле­ни­я­ми к вне­зап­но­му на­па­де­нию на зем­ли Мос­ков­ско­го кня­же­ства, пре­по­доб­ный Да­ни­ил по­шел с вой­ском к Ря­за­ни, раз­бил непри­я­те­ля, взял в плен Кон­стан­ти­на и ис­тре­бил мно­же­ство та­тар. Это бы­ла пер­вая по­бе­да над та­та­ра­ми, по­бе­да негром­кая, но за­ме­ча­тель­ная — как пер­вый по­рыв к сво­бо­де. Раз­бив Ря­зан­ско­го кня­зя и рас­се­яв его со­юз­ни­ков — та­тар, бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил не вос­поль­зо­вал­ся по­бе­дою, чтобы отобрать чу­жие зем­ли или взять бо­га­тую до­бы­чу, как это бы­ло при­ня­то в те вре­ме­на, а по­ка­зал при­мер ис­тин­но­го нес­тя­жа­ния, люб­ви и бра­то­лю­бия. Ни­ко­гда не брал­ся свя­той князь за ору­жие, чтобы за­хва­тить чу­жие зем­ли, ни­ко­гда не от­ни­мал соб­ствен­но­сти у дру­гих кня­зей ни на­си­ли­ем, ни ко­вар­ством. За это Гос­подь рас­ши­рил гра­ни­цы его вла­де­ний. Иоанн Ди­мит­ри­е­вич, князь Пе­ре­­с­лав­ля-За­лес­ско­го, пле­мян­ник Да­ни­и­ла, крот­кий, бла­го­че­сти­вый и бла­го­тво­ри­тель ни­щих, ува­жал и лю­бил сво­е­го дя­дю. В 1302 го­ду, уми­рая без­дет­ным, он пе­ре­дал свое кня­же­ство свя­то­му Да­ни­и­лу. Пе­ре­с­лав­ская зем­ля вме­сте с Дмит­ро­вым бы­ла по­сле Ро­сто­ва пер­вой как по чис­лу жи­те­лей, так и по кре­по­сти глав­но­го го­ро­да, однако свя­той князь Даниил не стал пе­ре­но­сить сто­ли­цу кня­же­ства в бо­лее силь­ный и зна­чи­тель­ный по то­му вре­ме­ни Пе­ре­­с­лавль. Это при­со­еди­не­ние вы­дви­ну­ло Мос­ков­ское кня­же­ство в чис­ло наи­бо­лее зна­чи­тель­ных. Здесь бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло объ­еди­не­нию Рус­ской зем­ли в еди­ную мощ­ную дер­жа­ву.

Можно отметить три наиболее важных события в расширении Московского княжества при Данииле Московском:

  • 1301 год — присоединение Коломны
  • 1302 год — присоединение Переславля
  • 1303 год — присоединение Можайска

Таким образом, вся Москва-река от истоков до устья вошла в состав Московского княжества.

Благочестивый князь Даниил немало потрудился также и для православной церкви. Исследователь истории Кремля Александр Воронов упоминает предание, что в первый год своего княжения он устроил Спасо-Преображенскую церковь в Московском Кремле.

В 1282 году князь Даниил основал монастырь в честь своего небесного покровителя — прп. Даниила Столпника — в Замоскворечье, на правом берегу реки Москвы, на южной Серпуховской дороге. Монастырь получил его имя — Даниловский, позднее официально назывался Свято-Данилов Спасский. Предание гласит, что в 1300 году в Даниловом монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития.

Благоверный князь с усердием возводил архиерейские дома, церкви и монастыри, достойные принимать митрополитов; перестраивал деревянные церкви в камне. Этот задел, продолженный его наследниками, приведёт к окончательному официальному перенесению церковной верховной власти в Москву в 1325 году.

Кроме строительства зданий, Даниил создавал коммуникации. Построенная при его правлении Большая ордынская дорога объединила различные направления, усилив роль Москвы как перекрёстка торговых путей.

В 1303 го­ду, в 42-хлетнем возрасте, свя­той Да­ни­ил тя­же­ло за­бо­лел. Он при­нял ве­ли­кую схи­му и за­по­ве­дал по­хо­ро­нить себя в основанном им Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. По глу­бо­ко­му сми­ре­нию он хо­тел быть погребенным не в церк­ви, а на об­щем мо­на­стыр­ском клад­би­ще. Скон­чал­ся бла­го­вер­ный князь 4 мар­та. О месте его захоронения существуют две версии. Одна восходит к сгоревшей в 1812 году в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В своё время эту летопись видел Н. М. Карамзин, который сделал из неё выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле. Этой же версии придерживается Лицевой летописный свод.

Преставление святого благоверного князя Владимира. Миниатюра из Лицевого летописного свода

Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Прославление и почитание святого князя Даниила Московского

В 1652 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил был про­слав­лен об­ре­те­ни­ем свя­тых нетлен­ных мо­щей, ко­то­рые 30 ав­гу­ста бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь в честь Свя­тых Отец Се­ми Все­лен­ских Со­бо­ров. С 1917 по 1930 год они находились в Троицком соборе; в 1930 г. перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря. Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной. В настоящее время в Даниловом монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.

Соборный храм Семи Вселенских Соборов с церковью Даниила Столпника (РПЦ)

Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Платон († 1812) в со­став­лен­ном им Жи­тии свя­то­го кня­зя пи­шет: «Сей-то пер­во­на­чаль­ный ос­но­ва­тель по­ло­жил на­ча­ло ны­неш­не­му ве­ли­чию Моск­вы, про­ло­жив для это­го ти­хи­ми сто­па­ми толь­ко ма­лую сте­зю. Ибо как и вся­кое зда­ние, со­ору­жа­е­мое не с чрез­вы­чай­ной по­спеш­но­стью, а толь­ко с боль­шим ис­кус­ством и ста­ра­ни­ем, по­лу­ча­ет осо­бую твер­дость и неру­ши­мо пре­бы­ва­ет дол­гое вре­мя; и как де­ре­во, мно­го ве­ков рас­ту­щее, на­чав преж­де с ма­ло­го пру­ти­ка, по­не­мно­гу утол­ща­ет­ся, и вет­ви его рас­про­стра­ня­ют­ся да­ле­ко окрест, так и гра­ду это­му над­ле­жа­ло воз­рас­ти от ма­лых, но твер­дых на­чал, чтобы пер­вый его блеск не омра­чил очи за­вист­ву­ю­щих и чтобы в пер­вое вре­мя не по­тря­стись и не пасть ему ско­рее, чем оно воз­рос­ло в свою вы­со­ту. Так преду­го­то­вил сей ве­ли­кий град ос­но­ва­тель, дав ему, хо­тя ма­лое, но не пре­ры­ва­ю­ще­е­ся ни­ка­ким ду­но­ве­ни­ем вет­ра си­я­ние, и предо­ста­вил боль­шую сла­ву его воз­вы­ше­ния сво­е­му сы­ну ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну Да­ни­ло­ви­чу, про­зван­но­му Ка­ли­той».

Свято-Данилов Спасский монастырь

Основанный святым князем Данилов монастырь является одним из древнейших в Москве и имеет непростую историю. После смерти благоверного князя, около 200-х лет он находился практически в забвении, так как по приказу Ивана Калиты был перенесен в Кремль в храм Спаса-на Бору, а на месте обители стоял только храм Даниила Столпника. За эти годы стерлась даже память о том, что здесь когда-то был монастырь, да и сама могила князя была утеряна.

Свято-Данилов монастырь (РПЦ). Москва. Современный вид

В правление Иоанна III произошло первое напоминание о святости Даниила Московского. Тогда одному юноше из свиты Великого князя Иоанна явился какой-то незнакомый человек, который сообщил о том, что он христианин и господин этому месту, имя его Великий князь Даниил Московский. И просил передать князю Иоанну:

«Себя ты утешаешь, а меня забыл, но не забыл меня Бог».

Князь Иоанн после этого указал совершать соборные панихиды и божественные службы в честь своих предков — Великого князя Даниила и всех сродников.

Читайте также:  Поздравление с праздником пасхи вас

Второе явление святого князя Даниила случилось при сыне Иоанна III, Великом князе Василии. Тогда, проезжая в свите мимо церкви святого Даниила, князь Шуйский захотел сесть на своего коня с одного из могильных камней. Но вдруг ему явился незнакомец, который сообщил:

«Не дерзай с камня сего садиться на коня своего. Знай, что здесь лежит Великий князь Даниил».

На что Шуйский произнес: «Мало ли лежит здесь князей». После этой дерзости конь вздыбился, упал на землю, придавил Шуйского и издох, а сам князь только чудом остался жить. После этого он раскаялся о своих словах и повелел петь молебен о своем прегрешении. После панихиды по Великому князю Даниилу князь получил здравие и потом всю жизнь почитал князя Даниила, как святого.

Третье напоминание о святом Данииле Московском было при царе Иоанне Грозном, который был его потомком в девятом поколении.

Один купец вместе с больным сыном на лодке плыли в Москву и проплывали как раз мимо Даниловской церкви. Сын уже был при смерти, тогда купец отнес его на могилу святого Даниила и положил на надгробный камень, а «сам же с великою верою и со многими слезами» молился Богу, призывая в помощь святого угодника князя Даниила. Внезапно сын, как от сна проснувшись, открыл глаза и встал совершенно здоровым.

В период царствования Иоанна Грозного монастырь был возрожден на прежнем месте, и его центром стал новый храм Семи Вселенских Соборов. Это была первая каменная постройка в обители.

Храм Семи Вселенских Соборов с его семью приделами — единственный в своем роде не только в России, но и во всем христианском мире. Он должен был стать духовным центром для семи соборных церковных округов Москвы, или, как выражается летопись, «на собрание священником и диаконом о духовных советех». Этот храм явился как бы московским «Собором соборов», как и Москва явилась для русских Третьим Римом, заменившим «семихолмные» столицы древности — Рим и Константинополь.

18 мая 1561 года святитель Макарий Московский освятил храм в присутствии царя Ивана Грозного и царевичей Иоанна и Феодора. С тех пор в этот день ежегодно Иван Грозный посещал монастырь с митрополитом Московским и всем столичным духовенством. Тогда же монастырь обнесли каменными стенами, превратив его в неприступную крепость, преграждавшую путь врагам. У этих стен шли битвы и с войсками крымских татар, и с «ворами» Смутного времени.

При Петре I обитель прп. Даниила, как и многие другие монастыри России, использовалась в качестве места заключения по епитимии. При Екатерине II монастырь несколько расширился: возглавлял его настоятель-архимандрит, в послушании у которого находились пять иеромонахов, два иеродиакона и три монаха.

Известным почитателем памяти святого князя Даниила был знаменитый церковный иерарх екатерининской эпохи митрополит Московский Платон (Левшин). Он отредактировал и издал первую службу святому князю, отныне читаемую в день памяти святого, 4 марта. Митрополит Платон опубликовал и житие святого князя Даниила. При митрополите Платоне обитель начала свое «социальное» служение: в ней была устроена богадельня.

К этому же времени (1792—1800-е годы) относится настоятельство в Даниловом монастыре архиепископа Никифора Феотоки. Уроженец острова Корфу, он был крупным ученым и много потрудился для примирения старообрядцев с Русской Православной Церковью. Его могила сохранялась в обители до 1930-х годов. Ныне здесь установлен памятный крест неподалеку от предполагаемого места захоронения архиепископа.

В 1852 году на монастырском кладбище, где обычно погребали купцов и разночинцев, жителей Замоскворечья, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Затем здесь нашли свое последнее пристанище такие известные деятели русской культуры, как А. С. Хомяков с супругой, А. И. Кошелев, Н. М. Языков, Д. А. Валуев, В. А. Черкасский, Д. Ф. Самарин, Н. С. Тихонравов.

В новой истории, во время гонений на Церковь в XX веке, как и другие православные храмы и монастыри, Данилов подвергся разграблению в ходе так называемого «изъятия церковных ценностей». Газета «Правда» сообщала в 1922 году: «С 21 марта по 5 апреля 1922 г. из монастыря было изъято 32 пуда 32 фунта 11 золотников золотых и серебряных изделий». Богоборцы постепенно закрывали монастырские храмы. В 1929 году они передали под мучной склад Троицкий собор. К этому же времени относится таинственное исчезновение мощей святого князя Даниила.

В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт. Территорию обители занял приемник-распределитель для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Храм Святых Отцов переоборудовали в тюрьму. Новые обитатели монастырских помещений за полвека привели его в состояние полной разрухи. Осенью 1982 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен предложил властям вернуть обитель Церкви, мотивируя свою просьбу приближающимся празднованием 1000-летия Крещения Руси. Решением Совета министров СССР Данилов монастырь в 1983 году передали Церкви. В настоящее время в монастыре находится семь действующих храмов: церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, храм преподобного Даниила Столпника, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Троицкий собор, церковь во имя преподобного Серафима Саровского, храм преподобного Симеона Столпника и храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Данилов монастырь имеет статус ставропигиального, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник в сане архимандрита. Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба, разные мастерские. Организован «Телефон доверия».

Святой благоверный князь Даниил Московский. Иконы

Святой князь нередко изображается в монашеском облачении, помимо этого распространен образ с изображением в одной из рук Даниловского монастыря.

Святой князь Даниил Московский. Современная икона

Особым значением икона Даниила Московского пользуется у людей, которые занимаются управлением и руководством, ведь святой является примером мудрого руководства, которое не только не противоречит вере, но и согласуется с идеалами христианского делания. Помимо этого молятся перед иконой Даниила, когда требуется разрешить различные споры или просить о защите родной земли. Поэтому князь считается также защитником Руси и к нему обращаются в дни смуты или чего-то подобного.

Святой князь Даниил Московский. Фрагмент фрески Архангельского собора Московского Кремля, 1652-1666 гг. Святой князь Даниил Московский. 1652–1666 гг. Фреска Архангельского собора Московского Кремля, Москва Святой блг. кн. Даниил Московский со своими родителями — св. блг. кн. Александром Невским и праведной Вассой. Настенная роспись XIX века из храма Покрова Богородицы Московского Свято-Данилова монастыря

Святой благоверный князь Даниил Московский. Храмы

Старообрядческих храмов во имя благоверного князя Даниила в настоящее время не существует.

В Русской Православной Церкви насчитывается 19 храмов в честь благоверного князя Даниила Московского. Самый древний престол — придел в Успенском храме Новодевичьего монастыря в Москве (1685-1687).

Святой благоверный князь Даниил Московский в искусстве

Святому благоверному князю Даниилу посвящён исторический роман «Младший сын» писателя Д. М. Балашова.

В 1997 году в ознаменование 850-летия основания Москвы на площади Серпуховской заставы установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова. Князь в левой руке держит храм, в правой — меч. Оружие Даниил держит не в боевой готовности, желая показать, что распри, войны и кровопролития — деяния, не угодные Богу.

Памятник князю Даниилу Московскому в Москве

На постаменте памятника барельеф с надписью: «Святой Благоверный великий князь Даниил Московский 1261—1303».

Святой благоверный князь Даниил Московский. Художник: Виталий Графов. 2012 г. Холст, масло

Источник статьи: http://ruvera.ru/svjatoj_knjaz_daniil_moskovskij