Меню

Праздник бакалдын у эвенков

Праздник бакалдын у эвенков

В Якутии проживает более 15 тысяч эвенков — это большая цифра, тогда как по всей России насчитывается 28 тысяч эвенков. В городе живут около 2000 эвенков. Но половина из них обякутилась, не знает языка, обычаев, традиций, а некоторые считали себя якутами и даже стеснялись говорить, что они эвенки.

И в 1992 году по инициативе исконно эвенкийских женщин А.Н. Мыреевой и Г.И. Варламовой создалась городская Ассоциация эвенков с целью возрождения национальных традиций.

«Бакалдын» — это не только праздник встречи, но и возрождение обычаев и ритуалов эвенков. Пропагандистами эвенкийской культуры являются Валентин Исаков, Анна Мыреева, Галина Варламова-Кэптукэ. Каждый год бывает, что «Бакалдын» посвящен какому-то событию и в связи с ним проводятся специальные обряды. Здесь отмечали эвенкийскую свадьбу, придерживаясь всех ее народных обрядов. «Бакалдын» проходит на красивом месте на 45 км Вилюйского тракта. 1992 году Иван Михайлович Атласов закрепил эту местность за Ассоциацией. Затем ее передали Галине Ивановне Варламовой-Кэптукэ, и на этой базе семья Варламовых создала этнографический комплекс «Бакалдын».

Тут растет, благоухая зеленым ароматом самое главное для эвенка дерево — лиственница. Внизу тихо протекает речка Кэнкэмэ, именно ее на берегу эвенки ставят стойбища. Это место очень близко эвенкийской душе, напоминает то место, кочуя на котором эвенк обязательно остановится. Это благословенная земля, 10 лет назад на первой такой встрече шаманка Матрена Петровна Кульбертинова благословила своих сородичей.

Матрена Петровна эвенкийская долгожительница, прожила больше одного века. Когда начинался «Бакалдын» ей было 104 лет. Августа Дмитриевна Марфусалова поведала нам:

— За месяц до Бакалдына Людмила Антоновна Алексеева съездила на родину шаманки в Нерюнгри и навестила ее. Она по приезду из Иенгры говорит, что Матрена Петровна передает привет всем эвенкам, и сказала, что в день праздника будет хорошая погода. И действительно перестал дождь, два дня стояла хорошая теплая погода, а когда мы уехали, в воскресенье снова пошел дождь. С тех пор эвенкам помогает дух Матрены Петровны.

Да, действительно кажется, сопутствует дух Матрены Петровны. Всю ночь в день нашего прибытия лил дождь, черные облака так обложили небо, будто солнца и не было. А под утро дождь перестал лить, из-за рассеивающихся облачков выглянуло солнышко. Праздник «Бакалдын» начался. Все вышли на полянку и прошли обряд очищения «Чичипкан». Все с чистой душой, с добрыми помыслами поклонились родовому огню. Президент республиканской Ассоциации эвенков Б. Н. Ануфриев и активный член ассоциации А.Н. Мыреева просили у Духа огня разрешения провести праздник. Просили у огня защиты, чтоб он согревал, кормил, послал много зверя и в следующий год и, чтоб олени росли, М. А. Анисимова, Евгений Татаев. Получив разрешение у духа огня, все кормили речку «Кэнкэмэ», которая на своем берегу каждый год гостеприимно встречает эвенков.

Удивительно, обряды имеют какую-то невидимую силу, они действительно дают воодушевление души, ощущение расслабленности, свежесть мыслей, прибавление новых сил и любовь к жизни.

После всех торжественных обрядов гостей и детей ждал один из основных обрядов эвенков — обряд причащения к родовому огню. Желающих причаститься было много, перед стойбищем — Урикит образовалась очередь. Люди выходили из стойбища с метками из сажени. Мы тоже не остались в стороне, прошли обряд крещения, и причастились к родовой общине эвенков.

Эвенки своих детей с малых лет обучают навыкам охоты, без охоты эвенк не эвенк. Перед выходом на охоту они выполняли обряд добычи удачи, чтобы дух леса послал много дичи. Причастившиеся увидели, как в старину эвенки проводили обряд добычи удачи.

После всех традиционных обрядов началось веселье праздника. Высоко на небе развеялся эвенкийский флаг. Подняли его Борис Ануфриевич, старейшина Христофор Афанасьевич, почетный гость Е.Е. Сыромятников и члены правления республиканской, городской ассоциаций эвенков. К тем временем солнышко взошло на небесную высь, и все расположились вокруг полянки на обед.

Испокон веков по хозяйке дома определяли, каким будет семейный очаг. На хозяйке и держится стойбище эвенка. Для эвенкийских женщин проводился конкурс «hунат-2002». Жюри оценивало участниц, насколько они владеют родным языком, навыками хозяйки традиционной эвенкийской семьи (т.е. прием гостей, умение приготовить национальное блюдо, знание национальных обычаев и традиций), исполнительским мастерством (знание народных сказок, од, притч, песен и хороводов). Конкурсантки также представили национальный костюм, поделки-сувениры, рассказали технологию шитья и изготовления. Все участники были неординарны, было чему научиться, перенять у них, но все же жюри выявило победителей. Самый высокий титул «¤унат-2002» завоевала Керэгеева Галина Степановна, уроженка Алданского улуса. Она получила признание жюри и зрителей за совершенное владение языка и знание национальной культуры. Второе место заняла Анисимова Мария Афанасьевна из Оленекского улуса. Она показала знание обрядов. И, наконец, почетное последнее место присудили самой юной участнице, студентке ЯГСХА, Винокуровой Веронике. Несмотря на свою молодость, она поразила строгое жюри тем, что смело справлялась с нелегкими заданиями, и подарила надежду, что она может стать хорошей хозяйкой.

Не было отбоя желающим участвовать в «Играх предков». Девушки и женщины вместе с мужчинами стреляли из пневматической винтовки, бросали маут. Мужчины прыгали в длину, «ыстана», «куобах», боролись «хапсагай». Судьи спортивных состязаний — Спиридонов Валериан, студент ЯГСХА, мастер спорта по прыжкам через нарты, Иванов Григорий, студент ИФКиС ЯГУ. За популяризацию национальных видов спорта и народных игр Якутии Гришу наградили дипломом Ассоциации национальных видов спорта и игр народов. Я впервые наблюдала и с интересом за спортивной игрой «Ловля хариуса».

Читайте также:  С праздником татьянин день поздравления для татьяны

Большой гордостью эвенкийского народа являются Александр, Филипп, Андрей Апросимовы. К празднику своего народа братья в память своего отца — эвенкийского поэта и художника — Д.Н. Апросимова провели конкурс детского рисунка. И на Бакалдыне подводили итоги конкурса. На конкурс были представлены 25 рисунков на темы «По произведениям поэта Д.Н. Апросимова», «Просторы Севера» и «Якутск — мой дом». Юные художники получили красивые призы, эксклюзивные работы братьев, книгу Дмитирия Апросимова «Утум».

Мы так хорошо отдохнули на Бакалдыне, открыли для себя много нового и интересного о прошлом и настоящем коренного народа Севера — об эвенках. Городская Ассоциация сделала многое за 10 лет своей плодотворной работы. Она стала колыбелью возрождения эвенкийских традиций. Расширяется география исконно старинной традиции «Бакалдын». Его празднуют в Усть-Майском улусе в Эжанцах. Проводят в Олекминском улусе, в Индигирке. Он стал национальным праздником иенгринцев, они специально приезжали на городской Бакалдын поснимать на фото, на своей родине проводят тоже интересно, все владеют языком, даже охотники приезжают из леса. Бакалдын восстановился в Амурской области. С этого года эту прекрасную традицию возродят и в Оленекском улусе.

Сыромятников Егор Егорович, глава Оленекского улуса:

— В нашем улусе 62 % населения — это эвенки. С этого года мы будем проводить «Бакалдын» и в нашем улусе. Специально приехали на эту встречу, увидеть, как проводят, учиться, перенять опыт. Нынче у нас тоже юбилей, отмечаем 10 лет образования первой родовой общины. И как раз к этой дате планируем проведение Бакалдына в Харыйалахском наслеге. Сейчас мы имеем 35 общин, и с переходом на самоуправление я думаю, что возрождение национальных традиций окажет положительное влияние на самосознание эвенков. За общинами закрепили земли, которые принадлежали их предкам. Будут проведены разные конкурсы, например, на знание своего родового дерева, родословной, мест, по которым кочевали предки, на сохранение семейных реликвий. Традиции не должны забываться, они должны передаваться следующему поколению.

Хочется завершить материал словами Галины Варламовой-Кэптукэ, эвенкийской писательницы, вложившей много своих сил в развитие и возрождение своего народа, его светлых традиций, глубоко понимающей все его проблемы: «Эвенки — это не вымирающий народ, а возрождающийся».

Источник статьи: http://npeople.ucoz.ru/publ/6-1-0-81

Эвенкийский национальный праздник “Бакалдын”

В эти теплые июньские дни в г. Якутске эвенки традиционно отмечали национальный праздник «Бакалдын» — праздник встречи родов, встречи Солнца и Нового года.

Бакалдын проводится на основе традиционного празднования эвенками Икэнипкэ, на котором совершали обряды поклонения духам природы и местности, водили хороводы Дэвэйдэ и Манчор, также решали хозяйственные вопросы, с которыми связано наступление нового сезона, нового года.

Обрядовый праздник в г. Якутске ежегодно проводится Ассоциацией эвенков Якутии на Вилюйском тракте с 1991 года. Гости участвуют в эвенкийских традиционных обрядах встречи Солнца, прошениях благословения духов местности и реки, очищения Чичипкавун, охотничьей удачи Синкэлавун, танцуют обрядовый хоровод Дэвэйдэ.

У речки Кэнкэмэ ставится большое стойбище из чумов и палаток представителей эвенкийских родов, проживающих в г. Якутске, и делегаций, приезжающих из дальних наслегов. Эстафета проведения праздника из года в год переходит от района к району. Такую традицию заложили в Ассоциации эвенков Якутии в 2009 году, и первыми эстафету начали эвенки Алданского района. Далее Бакалдын проводили эвенки Оленька, Жиганска, Усть-Маи, Тяни, Иенгры, Сюльдюкара, Якутска.

На празднике традиционно проводятся конкурсы, национальные игры и состязания: конкурсы стойбищ-урикитов, национальной еды «Алапчу дэвгэ», национальной одежды «Аяврив эведы тэткэв», запевал эвенкийских национальных хороводов им. П.Е. Николаева “Аямат, эвенкил” , конкурсы красавиц «Гудэй хунат» и богатырей «Бэркэ бэе», состязания по пулевой стрельбе им. И.Н. Кульбертинова, метания маута, борьбы ңорчан, детские игры.

Эвенки каждый год ждут с нетерпением Бакалдын, чтобы зарядиться энергией через обряды, чтобы почувствовать единение народа, радость от встречи и общения с сородичами. Но пандемия коронавируса внесла свои коррективы в праздновании национальных праздников. Риск заражения еще высок, поэтому в этом году «Бакалдын» решено отметить онлайн. Ассоциация эвенков РС(Я) и Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского представляют видеоролик, чтобы напомнить об этом замечательном национальном празднике.

Благодарим сородичей, предоставившим фото- и видеоматериалы.

Ассоциация эвенков РС (Я),

сектор по традиционной культуре КМНС ДДН им. А.Е. Кулаковского

Источник статьи: http://yakutiakmns.org/archives/14159

Праздник бакалдын у эвенков

DIAMOND GOLD METALS

О КОМПАНИИ

Акционерное Общество «Алмазы Анабара» является одним из крупнейших предприятий горнодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия). Из года в год компания динамично развивается, вносит достойный вклад в социально-экономическое развитие республики.

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

ПРЕСС-ЦЕНТР

КАРЬЕРА

ЗАКУПКИ

Бакалдын — праздник новой жизни, радости встреч

Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, передаваемые из глубины веков, из поколения в поколение, являющиеся свидетельством его уникальной культуры и национальной идентичности. Так и у эвенкийских кочевников, теажных и тундровых, издревле повелось каждое год в начале лета отмечать цветение природы.

Читайте также:  Сценарий семейного домашнего праздника

Как истинные дети природы эвенки всегда жили в гармонии с природой, следовали неписаным законам тайги и тундры, никогда не брали от нее ничего лишнего, ибо чувствовали ту тонкую нить, связывающую их с окружающим миром. И поэтому они с таким нетерпением ждали наступления чудесной поры –Бакалдына, когда могли собраться в одном месте, узнать последние новости, кто как охотился, был ли удачлив, наведаться в гости в соседние или родственные стойбища.

Конечно же, с нетерпением этот праздник ждала молодежь! Парни, чтобы покрасоваться своей удалью и ловкостью! А девушки целый год шили самые красивые узоры и орнаменты к своим платьям, чтобы сразить сердца удачливых охотников и следопытов в ярком свете таежных костров!

Традиции продолжаются и поныне. Современные эвенки уважают и чтут обычаи своих великих предков. Так и в этот год по устоявшейся доброй традиции собираться на Бакалдыне, все эвенки нашей необъятной республики — южные, северные, восточные, западные, собрались в одном месте — в живописной лесной поляне на 46-ом километре Вилюйского тракта.

Эстафета проведения праздника каждый год передается одному определенному улусу. В этом году важная миссия проведения Бакалдына выпала национальному эвенкийско-долганскому Анабарскому улусу, самому северному компактному месту проживания эвенков в Якутии, у самой кромки Ледовитого океана. Значительную финансовую поддержку для приезда делегации улуса в составе около 40 человек и в организации празднования оказала компания ОАО «Алмазы Анабара».

Целый день звучали песни и танцы народов Севера, живыми цветами, северными звездочками украсили праздник детские танцевальные ансамбли «Хайачаан», «Алмазы Анабара» (Анабарский улус), представители национальной школы «Арктика» (Нерюнгринский улус) и многие другие творческие коллективы.

Народный писатель, депутат, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Андрей Кривошапкин встречает гостей праздника

Гости проходят через обряд очищения — Чичипкан

Обряд добычливой охоты

Спиридонова Яна Николаевна, руководитель детского образцового ансамбля «Алмазы Анабара»:

— Мы приехали из далекого Анабарского улуса, села Саскылах. Благодаря компании «Алмазы Анабара», которая оплатила наши расходы по авиаперевозке многочисленной делегации, мы смогли встретиться со своими сородичами со всех уголков республики. Согласитесь, в наше время это многим северянам не по карману.

Нашему ансамблю в следующем году уже исполнится 15 лет! Со дня основания танцевального ансамбля мы поддерживаем самые тесные и дружеские отношения с компанией «Алмазы Анабара». Поменялось уже третье поколение детей в нашем творческом коллективе, все дети, прошедшие через наш ансамбль, повидали мир, участвовали во многих всероссийских и мировых конкурсах, получили всестороннее развитие как личности, расширили кругозор. И я счастлива тем, что мои воспитанники обладатели многих Гран-при. И это все благодаря нашим «Алмазам Анабара», давшим одноименное название моему детскому танцевальному коллективу.

Сколько возможностей для развития, стартовой площадки для творческого полета мы получили от них, не счесть! Не секрет что, находясь в далеком северном улусе, мы были бы лишены широкой аудитории, если бы не поддержка предприятия. Дети очень хотят заявить о себе, хотят развиваться. Ведь живем мы ради детей! Они цветы нашей жизни!

На Бакалдын мы приехали впервые. Как здесь все удивительно и красиво! Я сама по национальности долганка, но мы испокон веков жили бок о бок с эвенками на Анабарской земле.

У нас общая культура, традиции! Наши дети знакомятся друг с другом, узнают много нового о традиционном укладе жизни эвенков из многих районов Якутии, укрепляют дружественные связи.

Михайлова Светлана Степановна, хранительница эвенкийского языка, культуры, преподаватель эвенкийского языка :

— Я сама родом из Иенгры, родилась и выросла там. По велению своего сердца поехала работать в далекий Оленекский улус, чтобы эвенкийские дети знали и почитали свой родной язык. И вот в течение последних пяти лет в Оленьке я преподаю детям их родной эвенкийский язык.

Откуда такое желание во мне? Оно всегда было во мне, потому что эвенки всегда знали свой родной язык. Всегда пели на нем, танцевали, кочевали с оленями.

Олень для эвенка – это будущее, настоящее, это его прошлое. Сегодня мы радуемся, что встречаемся друг с другом, поем и танцуем в едином круге, обогащаемся духовной культурой родного народа. В последние годы пробуждается национальное самосознание, все стали шить национальные костюмы, узоры, орнаменты к ним. Самые красивые костюмы шьют представители двух северных улусов – это Анабар и Оленек.

Сказания эвенков очень богатые, красочные. У нас шаманка жила Кульбертинова, она знала очень много эвенкийских сказаний, долгожительница, ушла из жизни в возрасте 102 лет…

Ее звали светлой удаганкой. Она пела песни, камлала, лечила людей, своими светлыми мыслями, делами помогала людям.

Несмотря на свой преклонный возраст, она много шила. Шила своим детям шапки, унты, кумаланы, рукавицы. Обшивала всю свою семью. Все, что она знала, оставила в культурное наследие своим детям, сородичам.

Читайте также:  История праздника день матери россии день матерей

Все танцы и песни на моем родном эвенкийском языке я знаю с самого детства, росла на них, впитывая с любовью и вниманием. Все наши эвенки с Нерюнгринского района очень много знают о своей родной культуре, женщины — искусные мастерицы.

Сегодня я от всего сердца исполнила обряд благословления на родном эвенкийском языке над речкой Кэнкэмэ:

«Большая река, имеющая свое имя, нас обереги, накорми, чтобы у детей и сородичей наших всегда была вода, а значит жизнь!» Мы поклоняемся не только воде, но и земле, местности, духам. Вот мы вешаем лоскуточки, это не просто так, в них мысли, просьба, желание человека, чтобы он здоровым был, счастливым, чтобы в его семье и нашей природе все было бы в гармонии. Чтобы мир всегда был, дети рождались, чтобы олени всегда были! Это же счастье!

В нашем Оленекском районе добывают алмазы. Я считаю, что алмазами люди должны не только любоваться, они должны служить человеку. Особенно нам, северянам, мы же так далеко живем от большой земли. Все, что нам привозят — продукты, учебники, это так дорого нам достается. И те люди, которые добывают алмазы, всегда приходят к нам на помощь в трудный час.

Хочу пожелать, чтобы сияние алмазов всегда превращалось только в добрые дела!

Молодые эвенки поклоняются речке Кэнкэмэ, эти воды — исконные места их предков. Вода уносит все невзгоды, в ней течет жизнь, ее продолжение, философия древних поверований эвенков идущей из глубины веков.

Попов Владимир Дмитриевич, 62 года, пенсионер, отличник культуры (Анабарский улус, Сааскылаах):

— На Бакалдын я приехал впервые, я даже на городском Ысыахе не был ни разу. Надеюсь, что на сей раз увижу. Впечатления от сегодняшнего праздника самые хорошие, столько людей собралось из самых разных уголков нашей необъятной республики.

Мы, анабарцы, особенный народ. Сочетаем две культуры — эвенкийскую и долганскую. По корням я — долган, но меня воспитали эвенки. И поэтому эвенкийский праздник Бакалдын мне особенно дорог и близок сердцу.

В свободное от работы время всегда активно участвовал в художественной самодеятельности улуса, пел, танцевал. И сегодня тоже буду всем гостям воспевать свой родной любимый край.

Незримой нитью я связан с гордым эвенкийским народом. Здесь собрались многие эвенки с Алдана, Нерюнгри, Усть-Маи, Олекмы, Оленька. И здесь мы все чувствуем свое духовное единение.

Большую часть своей жизни, начиная с 70-х годов, я посвятил оленеводству. После развала Союза, совхозы ликвидировались. Решил себя искать в незнакомой доселе нам коренным жителям алмазной промышленности.

С 1996 года начал работать в ОАО «Нижне-Ленское», на участке «Биллях». Был разнорабочим, охранял склады, а затем выучился и освоил профессию грохотовщика.

Анабарцы и наши соседи оленекцы сейчас успешно работаем в компании «Алмазы Анабара». Наши ребята хорошо себя показали в особо экстремальных условиях работы – проходке, где самые тяжелые условия труда, освоили профессии белазистов, бульдозеристов, экскаваторщиков.

Изменилась ли наша жизнь после прихода алмазников? Стали строиться новые дома, в приоритетном порядке нам выдается квота на рабочие места на приисках, люди воспрянули духом, стали уверенно смотреть в будущее.

Мы работаем на своей родной земле, эвенки и долгане успешно совмещают работу вахтовым методом со своим традиционным укладом жизни. В отпусках между сезонами находятся в стойбищах, ведут оленеводство, охотятся, занимаются рыболовством.

Выражаю огромную благодарность компании «Алмазы Анабара» за предоставленную возможность увидеть воочию Бакалдын.

География участников Бакалдына широка, организаторы пригласили также гостей и из других регионов Дальнего Востока. Народные писатели Владимир Санги (Сахалинская область), и Константин Бельды (Хабаровский край). Всех пристутствующих взолновали их проникновенные стихи о сохранении чистоты родного языка малочисленных народов Севера, об их обеспокоенности в сохранении древних традиций, обычаев, уклада жизни

Захаров Николай (Анабарский улус) и Анжелика Хаакова (Томпонский улус), выпускники школы «Арктика» (Нерюнгринский район):

— Мы учились вместе в школе «Арктика», которая находится в Нерюнгри. Она была открыта в 1999 году, 16 февраля. Школа является экспериментальной.

Особенность ее в том, что в ней обучаются дети коренных малочисленных народов Севера: эвенки, эвены, юкагиры, долгане. Обучение ведется с гуманитарным уклоном, с углубленным изучением национальной культуры.

Также, как и наши предки, живем по общинам. Всего 4 общины, у каждой есть главы. Проводим собрания – сугулаан.

Каждый ребенок изучает свой родной язык. Свою культуру мы знаем, каждый раз у нас проводятся такие национальные праздники, как Бакалдын. И это очень хорошо.

Если бы не такие праздники, молодежь постепенно забыла бы свои корни, культуру. Поэтому хочется чаще встречаться, чувствовать свою национальную особенность.

Мы сейчас студенты. Осваиваем различные специальности в центральных вузах. Но после окончания учебы хотим остаться в родной Якутии, работать во благо своего народа.

Сделаем все возможное, чтобы наша культура сохранилась, язык остался таким же красивым, неизменным. Надеемся, что передадим его своим детям, потомкам.

Хотелось бы поблагодарить организаторов мероприятия, а именно администрацию Анабарского улуса и компанию «Алмазы Анабара» за прекрасную организацию праздника.

Источник статьи: http://alanab.ykt.ru/articles/91