Меню

Праздник антипасха что это такое

Антипасха

Ещё Пасха:

  • Поминовение усопших. Богослужение в Свято-Троицком храме г. Балаково 28.04.2020 28.04.2020
  • Антипасха. Богослужение в Свято-Троицком храме г. Балаково 26.04.2020 26.04.2020
  • Богослужение в Свято-Троицком храме г. Балаково в Субботу Светлой седмицы 25.04.2020 25.04.2020

Седьмой день Светлой седмицы, второе воскресение после Пасхи по календарю Русской Православной Церкви имеет и другое название Антипасха (с греч. вместо Пасхи) или вторая Пасха, и означает конец Пасхальной недели.

В эту неделю Святая Церковь воспоминает явление Воскресшего Господа Апостолу Фоме, который отличался в вере особой требовательностью, и отказывался верить в Воскресение Христа по уверениям очевидцев — Апостолов.

В первый день Светлой седмицы Господь пришел к своим ученикам, Фомы в доме не было. На восьмой день по Воскресении, когда двери были заперты, Господь явился Апостолам второй раз и разговаривал с Фомой.

«Пасха продолжается семь дней, с воскресения до субботы празднуется Светлая Седмица — Пасхальная неделя, и Богослужения в эти дни одинаковые, как ночью на Пасху.

Один день Пасхи — длится семь дней , и двери Царских Врат в храмах не закрываются всю Светлую Седмицу.

Двери отверсты, и раз в год на Пасху, в течение каждого дня Светлой Седмицы можно увидеть Святая Святых — алтарь, символ Царства Божия, увидеть Небо на земле. Они открыты еще и в духовном смысле — после Воскресения Христова Врата Рая открыты, для всех открыто Царство Божие.

Наступила Пасха, люди ее встретили и семь дней пребывают в этом Торжестве, утром и вечером православные на Богослужениях, христосуются, участвуют в Крестных ходах после Литургии, несут пасхальную радость в мир. Все ликует и торжествует. На небесах Торжество Воскресения продолжается уже две тысячи лет, на земле Светлое Христово Воскресение длится семь дней .

По своей греховности человек устает, пересыщается, не может понести пасхальную радость полностью, пасхальное Торжество превыше земных, человеческих сил. И поэтому эту Пасху, которая должна была бы идти вечно, Церковь мощь Пасхального Праздника укорачивает тем, что дает взамен настоящей Пасхи — воспоминание о Пасхе, и это называется Воскресный день.

В сущности, в течении всего года каждый воскресный день — это Пасха , воспоминание о Пасхе, о Воскресении Христовом. Мы в течение всего года каждое воскресение вспоминаем Воскресение нашего Господа Иисуса Христа из Гроба. И поэтому название седьмого дня недели — Воскресение. Антипасхой можно назвать каждое воскресение, но так называется только первое воскресение после Пасхи.

Антипасха — это первый воскресный день после Пасхи, если дословно, замена Пасхи.

В само событие Антипасхи произошла встреча Господа с учеником Его Фомой. Когда Господь Воскрес и явился Апостолам, рядом Фомы не было. Потом Апостолы сказали Фоме, что Иисус Христос Господь наш Воскрес, и Фома ответил: не поверю, пока не увижу собственными глазами, пока не дотронусь до его язв, пока не увижу его ран, прободенные ребра. И Господь в Воскресный день, в Антипасху является Апостолам и говорит: Фома, иди ко мне, дотронься до моих язв, посмотри на мои раны, и не будь неверен, но верен. И когда Фома дотронулся, он припал к ногам Спасителя и вскричал: „Господь мой и Бог мой!“ Фома первый исповедовал Христа Богом: „Бог мой“ — до него этого никто не произносил.

И когда говорят „Фома неверующий“ — это не совсем верно. Фома был глубоко верующий, но он был так потрясен уничижением Христа, что эту веру в себе никому не давал на растерзание. Он боялся доверится Апостолам, рассказывающим о Воскресении Христа: вдруг это им пригрезилось, и Господь не воскрес, и тогда моя вера будет разбита. Фома не хотел даже колебания своей веры в Господа, хотел услышать о Воскресении Господа от Него Самого, увидеть Его. Свою веру Фома считал очень личной: увидев Христа, он сразу стал Его исповедовать как Бога.

Есть предание в Церкви, что Фома единственный, кто дотрагивался до Воскресшего Христа. Господь Воскрес в новой плоти, обновленной, в той плоти, в которой были созданы Адам и Ева до грехопадения — это природа, созданная Богом.

Мы ходим в природе, которой Господь не создавал, мы ходим в кожаных ризах, в которые он одел Адама и Еву после грехопадения. А та плоть, дарованная нам Господом Богом в раю — она таинственная. Тайное прикрывается, когда Господь является Апостолам „дверем затворенным“: при закрытых дверях, как бы мы сейчас сказали, материализуется. Новая плоть имеет способность переноситься на расстояние, но Господь после Воскресения ел с Апостолами, то есть он был не Дух, а в плоти, новой плоти. И все это было явлено при встрече Иисуса Христа с Фомой».

Читайте также:  Праздники великобритании тема сообщения

Явление Христа Апостолам утверждает веру в истинность Воскресения и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие».

Антипасха или «Фомино воскресение» — праздник Пасхи для тех, кто по какой-то причине опоздал встретить Воскресшего Христа.

Источник статьи: http://troickiy.cerkov.ru/2017/04/22/antipasxa/

Антипасха

Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое вос­кре­се­нье после Пасхи, слу­жа­щее обнов­ле­нием Празд­ника Пасхи в вось­мой день (в вос­пом­ни­а­ние того, как Гос­подь Иисус Хри­стос, явив­шись один­на­дцати уче­ни­кам в вось­мой день по Вос­кре­се­нии, обно­вил Своё явле­ние, слу­чив­ше­еся в первый день ( Ин.20:26 ); а также в вос­по­ми­на­ние того, что это вос­кре­се­нье стало Новым после пер­вого Вос­крес­ного дня); назы­ва­ется также «Неделя о Фоме», или «Фомино вос­кре­се­нье».

Бого­слу­же­ние этого дня посвя­щено вос­по­ми­на­нию явле­ния вос­крес­шего Иисуса Христа уче­ни­кам в «первый день недели вече­ром» и уве­ре­ние апо­стола Фомы на вось­мой день после Пасхи и осно­вано на еван­гель­ском чтении празд­ника ( Ин. 20:19–31 ). Число «восемь» имеет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, вось­мой день обо­зна­чает жизнь мира гря­ду­щего (см. Евр.4 ).

Анти­пасха свя­зана с одной сто­роны, с Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым, т. к. с IV в. она слу­жила завер­ше­нием 8‑дневных пас­халь­ных тор­жеств, с др. сто­роны – с Таин­ством Кре­ще­ния, т. к. в этот день или нака­нуне кре­щен­ные на Пасху или в Вели­кую суб­боту, сни­мали белые кре­щаль­ные ризы. Всё бого­слу­же­ние Анти­пасхи совер­ша­ется по Триоди цвет­ной по чину дву­на­де­ся­тых Гос­под­ских празд­ни­ков, хотя сам день к таким празд­ни­кам фор­мально не отно­сится. На каждой из вос­крес­ных служб, начи­ная с Анти­пасхи, поётся пас­халь­ный канон, повто­ряя празд­но­ва­ние Пасхи.

Этот празд­ник откры­вает собой период после Вели­кого поста, Страст­ной и Свет­лой седмиц, когда вновь начи­нает совер­шаться Таин­ство Брака.

Источник статьи: http://azbyka.ru/antipasxa

Что такое Антипасха, или Зачем нужна вторая Пасха

В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому

Иерей Андрей Чиженко

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий

Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!

Читайте также:  Праздник осени классный час 2 класс

После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.

Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».

Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/93122.html

Антипасха 2020: что за праздник, какого числа, приметы и традиции

Антипасха, или Красная горка — праздник, в котором тесно переплелись языческие и православные традиции

Постоянной даты празднования у Антипасхи нет – праздник привязан к Светлому Воскресению Христову – его отмечают в первое воскресенье после Пасхи.

Антипасха или Красная горка в 2020-м выпадает на 26 апреля.

Sputnik Грузия расскажет Вам, что это за праздник, а также о его приметах и традициях.

Что за праздник

Праздник имеет несколько названий – с давних пор в этот день люди отмечают веселый народный праздник — Красную горку, а православная церковь – Антипасху, или Фомино воскресенье.

Первое воскресение после Пасхи получило так много названий из-за обилия религиозных и народных традиций.

Красная горка

На славянских наречиях слово «красный» означает «красивый, цветущий, веселый». Красными называют весну и лето, потому что погода стоит ясная, а природа во всей своей красе.

Красными горками во многих местностях называли возвышенности, на которых народ собирался весной. Красная горка по местоположению и увеселительная по играм означает красивая.

Символизирует праздник возрождение, победу весны над долгой зимой, жизни над смертью. Праздник заключается во встрече и приветствии весны, во всей ее силе и красоте.

В старину считали, что природа в эту пору уже полностью находится во власти яркой цветущей весны, а впереди ждет летняя страда и сбор урожая.

Молодежь ожидала праздник с большим нетерпением, встречая праздничную зарю на красивой возвышенности. Запевала приветствовал восход солнца традиционной песней, а затем пели все хором. В конце, по традиции, оставляли Весне подношение – круглый каравай и крашеное яйцо.

Антипасха

Православная церковь, связав праздник с христианскими событиями, придала ему новый смысл. Приставка «анти» в греческом слове «Антипасха» значит «вместо», а не «против», точнее сказать повторение праздника на восьмой день после Пасхи.

Читайте также:  Поздравление с праздниками сергей

Антипасха — это дополнение к Пасхе, как-никак именно в этот день Церковь начинает совершать таинство бракосочетания после окончания длительного поста.

Антипасха впервые упоминается в антиохийских «Апостольских постановлениях», которые датируются примерно 380 годом, а описание Иерусалимского богослужения на Антипасху примерно в 400 году — в «Паломничестве Эгерии».

По действующему Иерусалимскому уставу, богослужение Антипасхи выполняется по чину главных (двунадесятых) праздников, хотя сам день формально к таким праздникам не причислен.

Фомина неделя

Антипасху называют Фоминой неделей в память о чуде уверения апостола Фомы. Словом «неделя», в церковнославянском языке, называется воскресенье — в это время православные должны отдохнуть от мирских дел и посвятить его Богу.

В церквях на Антипасху проводят праздничное богослужение, в ходе которого вспоминают явления Воскресшего Иисуса Христа апостолам.

Одно произошло вечером на Пасху, когда Христа увидели только десять апостолов, среди которых не было Фомы. В другой раз Спаситель явился всем одиннадцати апостолом, в том числе и Фоме, на восьмой день после Пасхи.

По Евангелию, апостол Фома, отсутствующий во время первого явления, не поверил, что Иисус воскрес, поэтому Спаситель явился на восьмой день после своего чудесного воскрешения.

Желание быть уверенным свойственно человеческой природе, поэтому люди часто требуют логических, осязаемых доказательств, как это произошло и с Фомой.

Увидев Христа, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», что означало не только веру в Христово Воскресение, но и веру в Него как в Бога. На что Иисус ответил Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

Традиции праздника

Праздник имеет языческие корни и традиции — многие из них утеряны со временем, но некоторые — сохранились до наших дней.

На Красную горку знакомились девушки и юноши, так как праздник считали днем любви, зарождения чувств и надежд.

Молодые в этот день, по традиции, в игровой и шутливой форме оглашали суженных, которых выбирали и открыто выказывали им свою симпатию.

На Красную горку, по традиции, наряжались в самые красивые наряды, посему к празднику готовились заранее.

Красная горка считалась девичьим праздником, поэтому девушки старались всячески привлечь к себе внимание – вплетали яркие ленты в косы и надевали красочные платки.

На Красную горку проводились массовые гуляния, хороводы, песнопения, игры и, конечно же, сватовство. Кстати, для молодых людей считалось плохой приметой в праздник сидеть дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, найти себе пару не сможет.

Обряды, призванные защитить село от невзгод и привлечь хороший урожай, проводились также в этот день.

Обряд, по традиции, проводили только женщины – для этого они собирались затемно на краю села, впрягались в плуг и, читая молитвы, делали вокруг всего селения борозду.

Хорошей приметой считалось, если при замыкании круга образовывался крест, а глубокая борозда указывала на защиту поселения от неурожая, засухи, болезней и других напастей.

Гуляния начинались после проведения обряда — активное участие в них принимала молодежь со всего села.

Девушки и юноши старалась показать свои умения и таланты с наилучшей стороны — девицы пели и танцевали, а юноши — демонстрировали в состязаниях свою ловкость и силу.

Обряд на счастье также проводили на Красную горку – крашеные яйца люди скатывали с небольших пригорков. Если яйцо ровно скатывалось и не разбивалось – владельца ожидало счастье.

Приметы на Антипасху

Антипасха связана с различными приметами, как и многие другие праздники.

Наиболее распространенные приметы связаны с привораживанием счастья, богатства и здоровья – многие люди верят в них по сей день.

Для привлечения счастья люди на Антипасху загадывали желание на монетку и бросали ее в водоем или колодец. В старину верили, что данный обряд принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.

Для того чтобы водились деньги в праздник, по приметам, необходимо умыться перед иконой, вдобавок самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе.

На Антипасху, по приметам, чтобы получить крепкое здоровье и долголетие, принято было молиться Господу. Люди верили, что в праздник не только Бог слышит их молитвы, но и усопшие родственники, которые будут также помогать молящимся.

Материальное благополучие и счастливое супружество год сулит тем, кто на Красную горку приметы соблюдает. Но не забывайте, что эти суеверия, как и любые другие, Церковь не одобряет.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник статьи: http://sputnik-georgia.ru/spravka/20200422/240063051/antipasxa-2018-chto-za-prazdnik-kakogo-chisla-primety-i-tradicii.html