Меню

Праздник 40 мучеников севастийских 2021

40 святых (Сороки) в 2021 году

Дата в 2021 году: 22 марта , понедельник
Другие названия: Сорок сороков; Сорок святых; День сорока мучеников; День жаворонка
Церковное название: 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Значение: Почтение памяти 40 мучеников Севастийских
Традиции: Молитвы Севастийским мученикам о благополучном окончании военной службы; выпечка булочек в виде птиц

Народный праздник Сороки отмечается 22 марта 2021 года (по старому стилю – 9 марта). В православном церковном календаре это дата почтения памяти 40 мучеников Севастийских.

История

Зимой 320 года в Севастии (Армения) стояло 40 воинов-христиан из Рима. Семь лет назад был подписан закон о свободном вероисповедании, но солдаты неоднократно подвергались со стороны своего военачальника принуждению отречься от христианской веры.

В тот зимний день воинов раздели, связали и поставили на покрытое льдом озеро. На берегу построили баню, чтобы теплый воздух искушал их. Желающие прекратить свои страдания и согреться должны были лишь сказать сторожу, что отрекаются от Христа. Всю ночь мужчины поддерживали друг друга и не давали пасть духом.

В предрассветный час один несчастный не выдержал и направился к берегу. Как только горячий воздух коснулся его кожи, он замертво упал. В тот же миг над остальными мучениками разлился свет неземной красоты. Это чудо потрясло сторожа. Он решительно разделся, ступил на лед и присоединился к мученикам.

Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались. Им перебили колени, сожгли, а останки бросили в воду. О случившемся стало известно через три дня. Образы страдальцев предстали перед епископом Севастийским и поведали обо всем. Он нашел и похоронил с почестями их кости.

Традиции и обряды

В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу.

В народе 22 марта считается второй встречей весны, когда из теплых стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жаворонок. В честь него хозяйки готовят покрытые медом ржаные или овсяные булочки в виде птиц. Угощение раздается детям, которые просят жаворонка поторопить тепло.

Если 22 марта случился утренний мороз, говорят, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, нужно испечь такое же количество шариков-колобков из овсяной или ржаной муки. Начиная с праздника Сороки, необходимо выбрасывать их на улицу по одному в день.

Приметы

Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.

Какая погода на Сороки, такой она будет еще 39 дней.

Слышится гром – к голодному году.

Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.

Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/soroki

День Святых сорока мучеников Севастийских в 2021 году

История становления христианской церкви изобилует примерами самоотверженного подвига за веру. Православные христиане с радостью принимали мученическую кончину, чтобы засвидетельствовать свою веру в Иисуса Христа.

День Святых сорока мучеников Севастийских отмечают 22 марта 2021 года.

День 40 святых является праздником для всех православных христиан. В статье я расскажу вам об обычаях и традициях в этот день, о приметах и гаданиях. Также расскажу о Сорокасильном обереге, который читают именно в этот день перед иконой сорока мучеников. Это мощный оберег, который в нашей семье читают ежегодно.

Приняли смерть за веру Христову

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Сорок мучеников севастийских погибли в жестоких муках, но не отреклись от веры во Христа. Это событие произошло в 320 году в провинции Армения, которая расположена сейчас на территории современной Турции. Несмотря на то, что император Константин запретил преследование христиан, в некоторых отдаленных от Константинополя областях практика зверской расправы еще сохранялась.

Читайте также:  Пожелание людям с праздником

Ревностный язычник, командовавший военным гарнизоном в городе Севастии, приказал всем служивым принести жертвы идолам. Сорок доблестных воинов-христиан отказались исполнить приказ командира, сославшись на веру в живого Бога. Командир был сильно удивлен такому протесту, но дал шанс одуматься. Воинов стали уговаривать, сулили повышение по службе и денежное довольствие. Но воины стояли на своем. Тогда командир стал грозить им тюремным заключением и позорной казнью. Это тоже не помогло, тогда 40 воинов отправили в тюрьму.

День Святых сорока мучеников Севастийских в 2021 году отмечают 22 марта.

Ночью солдаты усердно молились Господу и ясно услышали слова из евангелия: «Претерпевший же до конца спасен будет». Это вдохновило воинов и укрепило их веру. Примерно через неделю после заключения в Севастию прибыл военачальник под именем Лисий. Узнав о неповиновении, он распорядился побить воинов камнями до смерти. Когда приказ стали исполнять, камни пролетали мимо воинов и не повредили им. А камень, который Лисий лично метнул в христиан, неожиданно угодил в лицо их командира. После этого воинов увели в темницу, а сами стали размышлять о другом виде смертной казни непокорных.

Ночью во время молитвы воины вновь услышали голос Спасителя, который уверял их в наследовании вечной жизни и обретении нетленных венцов мучеников. Это укрепило дух христиан и наполнило благодатью небесной их души. На следующее утро воинов повели к озеру и заставили раздеться. Так как на улице стояла морозная погода, мучители были уверены, что сломят дух христиан. На берегу специально истопили баню, чтобы соблазнить их теплом. Условием спасения от ледяной воды было отречение от Христа. Но воины не сдавались.

Всю ночь мужественные христиане стойко переносили муки, пели псалмы и горячо молились. Один из них не выдержал и ринулся из воды в баню. Но как только он переступил порог, его кожа стала лопаться и отделяться от тела. Это случилось из-за резкой разницы температур. Воин умер в тяжелых мучениях.

Вторую ночь стояли мученики в ледяной воде, их тела сковала ледяная корка. Они непрерывно молились и пели псалмы. Стражники, охранявшие их, уснули. Но один из них, пораженный мужеством и стойкостью христиан, не мог сомкнуть глаз. И тут он увидел, как на озеро спускается яркий теплый свет. Этот свет растопил лед, а сверху над головами воинов появились светящиеся венцы: их было ровно 39. Увидев это чудо, стражник бросился в озеро с криком, что он тоже христианин и желает получить нетленный венец и жизнь вечную.

Утром командир увидел живыми своих бывших воинов и сильно разозлился. В ярость его привел охранник, который присоединился к непокорным. Командир приказал перебить солдатам голени, чтобы увеличить мучения. Храбрые солдаты пели псалмы и молились до самой своей смерти, стойко перенося нечеловеческие мучения. Командир распорядился сжечь тела непокорных, а кости бросить на дно реки. Такой приказ был дан по причине массового поклонения святым мощам великомучеников и страстотерпцев.

На третий день мученики явились в сонном видении епископу Петру, который служил в Севастии, и велели ему вынуть из воды кости. Петр вместе с помощником пришли ночью к реке, надеясь как-нибудь отыскать в темноте кости. Но Господь явил чудо: каждая косточка ярко сияла и была видна. Христиане собрали все кости и захоронили.

Традиции и обычаи

Так как память сорока мучеников выпадает на весенний день, в народе было принято печь булочки в виде жаворонков. Этот праздник не относится к переходящим датам, поэтому постоянно выпадает на 22 марта. Однако если день почитания мучеников совпадает с Крестопоклонной средой, праздник переносят.

Традиции печь булочки в виде жаворонков пришли к нам из глубины веков, когда Русь была языческой. Народ встречал весну и радовался теплому солнышку, а птицы символизировали наступление теплых дней. День сорока мучеников совпадает с днем весеннего равноденствия, которые пышно отмечали наши языческие предки. Но теперь у праздника появился новый смысл — христианский: жаворонок олицетворяет христианскую душу, которая устремляется ввысь к Богу. Подвиг сорока Севастийских мучеников вдохновляет христиан, поддерживает в минуты испытаний и укрепляет веру.

В народе этот день называют — сороки, сорокины именины.

Традиционные булочки в форме жаворонков (числом 40 штук) часто пекли нанизанными на небольшие веточки, булочками угощают детвору. Однако было принято головки испеченного жаворонка отдавать скотине: для хорошего приплода, оберега от болезней и порчи. Также несъеденные головки птиц прикапывали по краям полей — для хорошего урожая.

Читайте также:  С праздником здоровья мирного неба над головой

Верующие посещают службу в церкви, зажигают по 40 свечей в память о каждом мученике и кладут 40 поклонов. Традиционно просят Бога о защите от бед и мучений. Было принято приглашать в гости много друзей, устраивать шумный праздник.

Хозяйки сеяли в огороде мак, надеясь на богатый урожай (в 40 раз больше посеянного). Было принято печь пирожки с маком, варить гороховый кисель и похлебку из гороха. Согласно народных примет блюда из гороха на сорокин день рождения принесут прибыль.

В народе верили: если сорока сплетет гнездо около дома в этот день, оно станет надежным оберегом.

Также в этот день было принято топтать новые всходы (ряст). В поле выходили даже слабые и немощные, чтобы придавить ногами свежие ростки зелени. Крестьяне просили у Бога здоровья и долголетия

Что можно делать в этот день:

  • испечь 40 булочек в форме птиц;
  • посетить богослужение;
  • поставить 40 свечей и 40 раз поклониться иконе;
  • молодежь обязательно качалась на качелях — чтобы привлечь счастье;
  • принято строить планы на будущий год: они принесут успех.

Что нельзя делать в этот день:

  • нельзя выполнять тяжелую и грязную домашнюю работу;
  • нельзя есть скоромную (белковую) пищу, даже рыбу и яйца;
  • запрещается скандалить и выяснять отношения;
  • запрещается одалживать и давать в долг деньги.

Ритуальные гадания

В этот день принято гадать на будущее, так как весеннее равноденствие символизировало переломный астрологический аспект. Хозяйки запекали в булочки какой-либо небольшой предмет: монетку, колечко, щепочку и т. д. Потом смотрели, кому какая булочка досталась:

  • колечко — к помолвке, свадьбе;
  • монетка — к деньгам;
  • щепка- к похоронам.

В других российских регионах толковали гадание по-своему. Например, в Новгородкой губернии хозяюшки пекли жаворонков по числу домочадцев, и только в одной булочке была монетка. Кому она попадалась, того и ожидало счастье. Монетку полагалось носить с собой весь год.

Сорокасильный оберег

В этот святой день можно читать сорокасильный оберег, который будет защищать от внешнего воздействия целый год. Читают его у иконы сорока мучеников при зажженных свечах (40 штук).

Свечи нужно купить в церкви, самые тоненькие. Можно их ставить в импровизированные подсвечники (крепить на пластилин), можно насыпать в деревянный ящичек соль и воткнуть свечи туда. Они должны полностью прогореть, огарки относят в церковь и кладут в ведерко для огарков.

Читать оберег нужно после молитвы Отче наш, а еще лучше — после утреннего молитвенного правила либо посещения литургии в церкви. Руки и лицо должны быть чистыми, женщинам обязательно нужно надевать на голову платок либо покрывало. Можно переписать оберег на лист бумаги и зашить в ладанку, которую носят на груди. Оберег можно начитать и для другого человека, указывая в тексте его крестильное имя.

Источник статьи: http://tayniymir.com/pravoslavnyj-kalendar-2021/soroka-muchenikov-sevastijskih.html

Сорок мучеников Севастийских

Один из са­мых лю­би­мых в на­ро­де празд­ни­ков — день Со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских, 22 мар­та по но­во­му сти­лю. По­че­му же так лю­бят этот празд­ник?

В 313 го­ду свя­той им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий да­ро­вал хри­сти­а­нам сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Но власть во мно­гих про­вин­ци­ях по-преж­не­му при­над­ле­жа­ла языч­ни­кам, го­ни­те­лям хри­сти­ан. Так бы­ло и в про­вин­ции Ар­ме­ния, рас­по­ла­гав­шей­ся на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Тур­ции. Здесь, в го­ро­де Се­ва­стии гар­ни­зо­ном ко­ман­до­вал рев­ност­ный языч­ник Аг­ри­ко­лай. И вот зи­мой 320 го­да он по­ве­лел всем сво­им во­и­нам со­вер­шить жерт­во­при­но­ше­ния идо­лам. Со­рок че­ло­век от­ка­за­лись, за­явив, что они — хри­сти­ане и по­кло­ня­ют­ся толь­ко Бо­гу ис­тин­но­му, а не ис­ту­ка­нам.

Читайте также:  Как начат праздник 23 февраля

Сна­ча­ла Аг­ри­ко­лай уго­ва­ри­вал их, обе­щал по­вы­ше­ние по служ­бе, день­ги. По­том стал угро­жать тюрь­мой и по­зор­ной смер­тью. Но во­и­ны от­верг­ли все по­су­лы и угро­зы, и то­гда пра­ви­тель за­клю­чил их в тюрь­му. Уз­ни­ки усерд­но мо­ли­лись и но­чью услы­ша­ли глас: «Пре­тер­пев­ший до кон­ца спа­сет­ся».

Неде­лю спу­стя в го­род при­е­хал знат­ный са­нов­ник Ли­сий и ве­лел по­бить во­и­нов-хри­сти­ан кам­ня­ми. Но кам­ни ле­те­ли ми­мо це­ли; ка­мень, бро­шен­ный са­мим Ли­си­ем, по­пал в ли­цо Аг­ри­ко­лаю. Сму­щен­ные му­чи­те­ли вер­ну­ли уз­ни­ков в тюрь­му, чтобы по­ду­мать, как по­сту­пить с ни­ми. Но­чью в тем­ни­це во­и­ны сно­ва услы­ша­ли уте­ша­ю­щий го­лос Гос­по­да: «Ве­ру­ю­щий в Ме­ня, ес­ли и умрет, ожи­вет. Дер­зай­те и не стра­ши­тесь, ибо вос­при­и­ме­те вен­цы нетлен­ные».

На сле­ду­ю­щий день во­и­нов свя­зан­ны­ми по­ве­ли к озе­ру близ го­ро­да Се­ва­стии. В тот день был силь­ный мо­роз. Во­и­нам при­ка­за­ли раз­деть­ся и по­ста­ви­ли пря­мо в ле­дя­ную во­ду. А на бе­ре­гу то­пи­лась ба­ня, и му­чи­те­ли ска­за­ли, что лю­бой из них мо­жет сра­зу же со­греть­ся в ней, ес­ли от­ре­чет­ся от Хри­ста. Всю ночь во­и­ны му­же­ствен­но пе­ре­но­си­ли хо­лод, обод­ряя друг дру­га. Они пе­ли псал­мы, несмот­ря на боль, при­чи­ня­е­мую об­мо­ро­же­ни­ем. А му­ка эта по си­ле срав­ни­ма с ожо­га­ми от ог­ня. Один из во­и­нов по­сле несколь­ких ча­сов не вы­дер­жал, по­бе­жал на бе­рег, к бане. Но ед­ва он всту­пил на по­рог жар­ко на­топ­лен­ной ба­ни, из-за рез­ко­го пе­ре­па­да тем­пе­ра­тур ко­жа и плоть его ста­ли от­де­лять­ся, и он умер.

Ночь дли­лась, и страж­ни­ки, охра­няв­шие ме­сто му­че­ния, за­дре­ма­ли. Не мог за­снуть толь­ко один из них, Агла­ий. Он был по­ра­жен: как же эти хри­сти­ане, несмот­ря на неслы­хан­ные му­че­ния, не пре­кра­ща­ют мо­лит­вы? В тре­тьем ча­су но­чи он уви­дел, что над озе­ром раз­ли­ва­ет­ся яр­кий свет, со­всем как ле­том. Ста­ло так теп­ло, что лед рас­та­ял. Агла­ий недо­уме­вал: что же про­ис­хо­дит? Взгля­нув вверх, он уви­дел над го­ло­ва­ми во­и­нов све­тя­щи­е­ся вен­цы. Вен­цов бы­ло трид­цать де­вять — по чис­лу остав­ших­ся стой­ки­ми му­че­ни­ков. То­гда Агла­ий сбро­сил с се­бя одеж­ду, крик­нул, бу­дя дру­гих страж­ни­ков: «И я хри­сти­а­нин!» — и по­бе­жал к му­че­ни­кам. Он мо­лил­ся: «Гос­по­ди Бо­же, ве­рую в Те­бя, в Ко­то­ро­го эти во­и­ны ве­ру­ют. При­со­еди­ни ме­ня к ним, да спо­доб­люсь по­стра­дать с Тво­и­ми ра­ба­ми».
Утром вер­ну­лись на­чаль­ни­ки му­чи­те­лей и уви­де­ли, что во­и­ны еще жи­вы, да впри­да­чу сре­ди них один из тю­рем­щи­ков! В яро­сти Ли­сий и Аг­ри­ко­лай ве­ле­ли пе­ре­бить му­че­ни­кам мо­ло­та­ми го­ле­ни, чтобы сде­лать стра­да­ния невы­но­си­мы­ми. Но и уми­рая от му­че­ний, во­и­ны не пе­ре­ста­ва­ли мо­лить­ся и сла­вить Ис­тин­но­го Бо­га.
Ли­сий при­ка­зал уни­что­жить остан­ки во­и­нов, чтобы хри­сти­ане не по­чи­та­ли мо­щи но­вых му­че­ни­ков. Те­ла свя­тых бы­ли со­жже­ны на ко­ст­ре, а ко­сти бро­ше­ны в ре­ку. Спу­стя три дня му­че­ни­ки яви­лись во сне епи­ско­пу Се­ва­стии Пет­ру и по­ве­ле­ли ему взять ко­сти из ре­ки. Епи­скоп с несколь­ки­ми свя­щен­ни­ка­ми но­чью тай­но при­шли к ре­ке. О чу­до: ко­сти му­че­ни­ков си­я­ли в во­де как звез­ды! Хри­сти­ане со­бра­ли остан­ки свя­тых и с че­стью по­хо­ро­ни­ли их.

В Рос­сии из­дав­на был обы­чай в день па­мя­ти Се­ва­стий­ских му­че­ни­ков ле­пить из те­ста и печь «жа­во­рон­ков» — бу­лоч­ки в ви­де птиц. По­че­му имен­но жа­во­рон­ки? Кре­стьяне, об­ра­щая вни­ма­ние на то, что по­ю­щий жа­во­ро­нок то взмы­ва­ет ввысь, то кам­нем «па­да­ет» к зем­ле, объ­яс­ня­ли это осо­бым дерз­но­ве­ни­ем и сми­ре­ни­ем этих птиц пред Бо­гом. Жа­во­ро­нок быст­ро устрем­ля­ет­ся квер­ху, но, по­ра­жен­ный ве­ли­чи­ем Гос­по­да, в глу­бо­ком бла­го­го­ве­нии скло­ня­ет­ся вниз. Так жа­во­рон­ки, по мыс­ли на­ших бла­го­че­сти­вых пред­ков, изо­бра­жа­ли со­бой песнь сла­вы Гос­по­ду, воз­не­сен­ную му­че­ни­ка­ми, их сми­ре­ние и устрем­лен­ность ввысь, в Цар­ство Небес­ное, к Солн­цу Прав­ды — Хри­сту.

Источник статьи: http://azbyka.ru/days/p-sorok-muchenikov-sevastijskih