Меню

Праздник 4 ноября смута

Праздник конца смутного времени

Скоро Россия будет отмечать День народного единства, относительно новый официальный праздник. Как известно, 4 ноября 1612 года отряды народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. День народного единства является воскрешённым государственным праздником, который был учрежден в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. В соответствии с указом, церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобрел статус государственного.

Основная особенность событий 1612 года заключается в том, что суверенитет России восстановил сам народ. В последнюю смуту 1990-х это не повторилось. Народ был безучастен к своей судьбе, и казалось – еще немного и в Кремль въедет бандитская Бригада. Только в реальности бандиты очень редко похожи на Космоса, Сашу Белого и прочих героев романтического сериала, и этот сценарий не сулил России ничего хорошего. Своим спасением Россия обязана Путину и группе его соратников. Если бы судьба сложилась по-другому, не факт, что Россия сейчас существовала бы на карте мира. Так или иначе, очень символично, что основным праздником новой России стала дата, которая символизирует конец смутного времени. Времени, о котором очень не хочется вспоминать, однако и забывать не стоит.

С точки зрения элементарного здравого смысла старый новый праздник должен был объединить всех россиян. В роковой момент нашей истории в боях против поляков участвовали представители всех основных национальностей нашей страны. Мы, россияне, отстояли нашу суверенную евразийскую русско-тюркскую цивилизацию. В противном случае мы бы просто стали расходным материалом для глобального польского католического проекта. За границей это сейчас понимают намного лучше, чем в самой буржуазной России. Появление нового праздника в России вызвало негативную реакцию не только в Польше, Украине и Литве, но даже в Беларуси.

Известно, что Россию невозможно победить в войне, зато можно взорвать изнутри. Как известно, дважды за сто лет получилось – в 1917 и 1991 годах. Превратить День народного единства в национальный праздник, отобрав его у националистов всех мастей, есть прямая задача и общества и власти, в стороне не должны остаться и лидеры традиционных конфессий. Большевики когда-то переформатировали белую православную Россию в новый формат Красной Империи. Сейчас задача не менее масштабная – переформатировать русских, татар, башкир и другие народы России в новый единый евразийский суперэтнос.

Конечно, в этом изрядно преуспели и ордынские ханы, и российские императоры, и советские вожди. Однако за последние 30 лет единая общность стала разваливаться. Бату-хан и Александр Невский вряд ли бы обрадовались, если бы узнали, что потомки их поданных разорвали друг друга в угоду денежным мешкам Ближнего Востока и заокеанской сверхдержаве, которая недавно заявила о своей исключительности. Впрочем, не все так плохо. И человеческий, и экономический потенциал для новой Империи есть. А наша новая государственность с приходом Путина только родилась.

Илл. Э. Лисснер. «Изгнание поляков из Кремля»,

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник статьи: http://zavtra.ru/blogs/prazdnik_kontca_smutnogo_vremeni

4 ноября 1612 года — поворотный момент в борьбе с поляками

Краткое описание

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

М.И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Действительность

24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?

Читайте также:  Французский праздник 21 июня

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики Опричнины Ивана Грозного. Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.

Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601–1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения ( Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября. По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября.

Читайте также:  Сценарии спортивных праздников для школ

Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы. Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.

Источники и литература

Назаров В. 4 ноября. Злоключения одной даты // Вокруг Света. 2005. №11 (2782).

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI–XVII вв. М., 2007.

Источник статьи: http://histrf.ru/lyuboznatelnim/history-delusions/b/4-noiabria-1612-ghoda-povorotnyi-momient-v-bor-bie-s-poliakami

История Дня народного единства

ТАСС-ДОСЬЕ. 4 ноября в России ежегодно с 2005 года отмечается День народного единства. Праздник установлен в память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 году. Официальный статус дня воинской славы получил после принятия 29 декабря 2004 года поправок в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Является нерабочим днем.

Освобождение Москвы от польских интервентов

Освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году — ключевое событие в истории Смутного времени в России (1598-1613). В 1598 году, не оставив наследника, скончался царь Федор Иоаннович, последний самодержец из династии Рюриковичей. Ранее, в 1591 году, при невыясненных обстоятельствах погиб младший сын Ивана IV Грозного Дмитрий. В итоге трон занял боярин Борис Годунов, фактически руководивший русским правительством с середины 1580-х годов. Он стал первым царем в России, которого избрал Земский собор. Однако права Годунова на высшую власть в стране для знати не являлись легитимными и оспаривались представителями боярских родов.

В 1604 году с территории Польши в Россию вторглась армия интервентов под руководством Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. В 1605 году, после смерти Бориса Годунова, Лжедмитрий I захватил власть в стране. Спустя год он был убит в результате заговора под руководством князя Василия Шуйского, который впоследствии занял царский трон. В 1607 году в Россию из Польши вторглось войско нового самозванца, Лжедмитрия II. А в 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России прямую военную интервенцию. Значительная часть русского государства оказалась под контролем польско-литовских отрядов. В 1610 году власть в стране перешла к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским (этот период в русской истории известен как «семибоярщина»), который присягнул на верность польскому королевичу Владиславу. Москва оказалась оккупирована польскими войсками под руководством гетмана Станислава Жолкевского. В том же году север России (в том числе Новгород) был захвачен шведами.

Русское национально-освободительное движение возглавили жители городов Поволжья и севера европейской части страны. С призывом к сопротивлению иностранным захватчикам выступил патриарх Московский и всея Руси Гермоген. В октябре 1611 года в Нижнем Новгороде было создано народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и воеводой князем Дмитрием Пожарским. В августе 1612 года ополченцы разбили польские войска под стенами Москвы, а 4 ноября (22 октября по старому стилю) освободили Китай-город от поляков. Остатки польских войск сдались в Кремле 6 ноября. В 1613 году на Земском соборе в Московском Кремле был избран новый русский царь Михаил Федорович, первый из представителей династии Романовых. К 1618 году из России были изгнаны последние войска польских и шведских интервентов.

Читайте также:  Описание картины праздник победы

История праздника

В 1613 году в память об освобождении Москвы от поляков царь Михаил Федорович установил 22 октября по старому стилю церковно-государственный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (с этим образом ополчение сражалось под стенами Новодевичьего монастыря, а затем освобождало Кремль). В 1649 году царь Алексей Михайлович подтвердил высокий статус праздника, постановив «празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы». В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. В России дату освобождения Москвы от интервентов официально отмечали до прихода к власти большевиков в 1917 году. Позднее, вплоть до 2005 года, день Казанской иконы Божией Матери был исключительно православным церковным праздником.

Учреждение праздника в России

В новейшей истории России День народного единства был учрежден как альтернатива Дню примирения и согласия 7 ноября (до 1996 года отмечался как День Великой Октябрьской социалистической революции).

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Эта инициатива была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике. 23 ноября того же года в Госдуму был внесен законопроект о поправках в Трудовой кодекс РФ (авторы Валерий Богомолов и Олег Еремеев от «Единой России», Владимир Жириновский от ЛДПР). Документ предусматривал, в частности, отмену праздника 7 ноября и введение новой даты — 4 ноября.

24 декабря 2004 года законопроект был принят в третьем чтении. За проголосовали 327 депутатов, в том числе члены фракций «Единая Россия», ЛДПР и «Родина»; против — 104, включая всю фракцию КПРФ; двое воздержались.

Законопроект о внесении изменений в ст. 112 Трудового кодекса РФ и поправки в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 года. Согласно документам, 4 ноября стал Днем народного единства. 7 ноября федеральным законом от 21 июля 2005 года получил статус памятной даты — День Октябрьской революции 1917 года.

Празднование

Традиционно в День народного единства в Кремле президент РФ вручает государственные награды выдающимся деятелям науки и искусства, а также иностранным гражданам за большой вклад в укрепление дружбы и развитие культурных связей с Россией. Также глава государства возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Москве.

В российских городах проходят шествия и митинги, организованные политическими партиями и общественными движениями, концерты, ярмарки, исторические реконструкции и так далее. Первое масштабное шествие в Москве состоялось в 2014 году: колонна в составе 75 тыс. человек прошла от Пушкинской до Театральной площади, где состоялся праздничный концерт. В 2015 году в проходившей в столице акции «Мы вместе!», организованной Общественной палатой России, приняли участие 85 тыс. человек. Демонстранты прошли по Тверской улице до Театрального проезда. Митинг начался с минуты молчания в память о 224 жертвах авиакатастрофы 31 октября, когда над Синайским полуостровом в результате теракта потерпел крушение российский пассажирский самолет Airbus A321, следовавший из Шарм-эш-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург.

4 ноября 2016 года в Москве состоялись шествие и митинг-концерт «Мы едины!». На Боровицкой площади в День народного единства был открыт памятник князю Владимиру Святому, в годы правления которого в 988 году Русь приняла христианство.

В 2018 году в торжествах, посвященных Дню народного единства, приняли участие 3,2 млн человек по всей стране (по данным МВД РФ). Всего в России состоялось около 2 тыс. праздничных митингов и демонстраций, концертов, исторических реконструкций и театрализованных представлений. В Москве праздничные фестивали и ярмарки посетили около 775 тыс. человек.

Источник статьи: http://tass.ru/info/7075442