Меню

Праздник 19 января кроме крещения

Сегодня 19 января отмечают Крещение Господне — Святое Богоявление. История, традиции, приметы

Краткое содержание:

История праздника

Народно-христианский праздник Святое Богоявление, Крещение Господне, отмечается 19 января. Православная церковь в этот день отмечает великий двунадесятый праздник — Крещение Господне и Богоявление. В этот день православный народ вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в Иордане.

Свое второе название — Богоявление — праздник получил в связи с тем, что при крещении Спасителя свершилось «явление трех лиц Божества: Отец с небес гласом свидетельствовал о крещеном Сына, а на Иисуса сошел Святой Дух в облике голубя, тем самым подтверждая слова Отца». В народе праздник назвали Водокрещи. Название появилось из-за основных крещенских обрядов — водоосвящения, или водокрещения.

В народном календаре Крещение Господне являлось одним из важнейших праздников с начала года. С этого дня завершались Святки, и прерывался контакт людей с иным миром. В связи с этим основная часть крещенских обрядов имела очистительный характер.

К Крещению готовились еще накануне: мыли избы и тщательно выметали сор, в котором, по мнению наших предков, мог спрятаться чертенок. По поверью, утром перед водоосвящением в воде должны утонуть все чертенята. Вечером по возможности все люди шли в церковь на службу, по окончанию которой совершалось великое водосвятие.

По возвращению со службы люди проводили очистительные обряды, всей семьей пили святую воду, окропляли ей скотину, дом и хозяйственные постройки. На Крещение собирали снег, а получившуюся из него воду сливали в кувшин и берегли на случай болезни.

Считается, что эта вода исцеляет судороги, головокружение, онемение ног. Если снеговою крещенскою водою спрыснуть холстину, то это так ее выбелит, как не сделают ни зола, ни солнце. Крещенский снег добавляли и в корм лошадям, чтобы они не болели, давали курам, чтобы они начали раньше нестись.

По народным представлениям, ночью накануне Рождества открываются небеса. По поверьям, происходит это в момент, когда Спаситель входит в реку. Знамением этого события является волнение воды в стакане или чашке, которое чаще всего происходит в полночь. Дождавшись этого знака, нужно быстрее идти на улицу. Если человеку повезет увидеть «разверстые небеса», то он может просить у Господа все, что его душе угодно.

Традиции и обряды 19 января

Главным торжеством праздничного дня являлось водосвятие и «хождение на Иордань». Для этого на одном из водоемов на ранее установленном месте делали прорубь — Иордань. Весь день Крещения для христиан был полон особенного значения. Они принимали участие в торжественном крестном ходе и получении святой воды. После молебна купались в реке, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. Те, кто на Святки рядились, купались в проруби, чтобы смыть с себя «бесовскую личину».

Прорубь и место возле него считают священными. В прорубь втыкали палку, чтобы плодились голуби и пчелы. К Иордани пригоняли скот, который священники окропляли водой, освященной в реке. После обедни хозяева во дворе раскладывали не обмолоченные снопы различных культур, разломленные на кусочки хлеб и ржаные лепешки, оставленные для Крещения с праздников Нового года и Рождества Христова.

К разложенной пище из хлевов выпускали скотину и, пока она ела, ее окропляли водой, принесенной из проруби. При этом хозяин, окроплявший животных, надевал шубу мехом наружу. Использование в обряде новогоднего и рождественского хлеба, а также вывороченной шубы связано с идеей приплода: мех и обрядовая пища в традиционном сознании наделялись продуцирующие силой. Кормление различными видами необмолоченного хлеба проводили для того, чтобы скот весь год был сыт.

Как и в Крещенский сочельник, так и в день Крещения после водосвятия проводили обряд очищения домов и хоз. построек, чтобы отовсюду выгнать святочную нечисть. Для этого использовали освященную воду. Молодые люди верхом на конях ездили по дворам, били кнутами и метлами по всем закоулкам и темным углам с криком и визгом, читая специальное заклинание.

С 19 января и в течение всей недели запрещалось полоскать на реке белье. По народным представлениям, нечистая сила, уходящая после Святок в воду, может схватиться за белье и выбраться наружу.

Свечу, которую приносили вместе со святой водой со службы в Крещенский сочельник, бережно хранили. Ее зажигали во время грозы, чтобы предотвратить пожар. Ей приписывали предохранительную силу от нечистой силы. В день первого выгона скота кусочек этой свечи крепили коням под гриву или под челку, а коровам — между рогов. Считали, что это поможет защитить скотину от лешего и водяного.

Читайте также:  Праздник карусели парке горького

В народе верили, что ребенок, окрещенный в Крещение, станет очень счастливым человеком. А тот, кто мечтал стать богатым и успешным, или приобрести шапку-невидимку проводил в Крещение специальный ритуал.

Надо было одеться во все новое и во время крещенского водоосвященя зарыться в копну сена, которую накосили абсолютно новой косой в ночь на Ивана Купала. Собирать такое сено нужно новыми граблями и переносить на новых носилках. Пока человек будет находиться в копне, нечистый начнет его выманивать оттуда разными обещаниями. Выходить следует после того, как черт даст шапку-невидимку, в противном случае он может заколоть человека вилами.

Сразу после Крещения начинался мясоед — пора свадеб. Поэтому популярным в день Крещения был обряд «Выбор невест». Молодежь в этот день рядилась в лучшие наряды. Девушки надевали по несколько рубах с вышитыми подолами, белились и румянились.

Поверх рубах надевали сарафан, а на него 3-4 передника с обильной вышивкой. Поверх одежды накидывали овчинную шубу, опушенную мерлушечьим мехом. В более крупные местные центры по случаю обряда «Выбор невест» на водосвятие и праздничную службу съезжались из соседних деревень парни и девушки, планирующие создать семью в новом году.

Присматривать невест начинали еще в церкви во время службы, на водосвятии, когда девушки стояли на возвышенности над рекой, а парни — снизу. Непосредственно смотрины проводили после обеда. Девушки становились в один или несколько рядов недалеко от проруби или возле церковной ограды, а парни прогуливались между ними.

Кроме парней «невест» разглядывали и их родители. Оценивали не только внешние качества девушки, но и ее умение ткать, прясть, шить, плести кружева и вышивать, что обнаруживалось при просмотре надетых нарядов. Уделялось внимание и здоровью будущих невест. Кроме внешних данных, критерием крепкого здоровья являлись теплые руки: матери парней брали девушек за руки, которые оставались без рукавиц во время смотрин. Если руки у девушки были холодными, то ее считали больною и неподходящей для брака.

Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771175992/

Рассказываем, как правильно праздновать Крещение

19 января православные празднуют Крещение Господне, или Богоявление. В Крещенский сочельник верующие окунаются в освященные воды иордани – проруби в виде креста, чтобы очиститься духовно. Как праздновать Крещение, где купаться, чем удивительна крещенская святая вода и какие народные традиции и приметы на Крещение существуют, читайте в материале «Катунь 24».

История праздника Крещения

Обряд крещения Христа по его просьбе совершил Иоанн Креститель. Во время крещения на реке Иордан на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». По христианским учениям именно в этот день Бог явился в трех лицах: Бог Отец — в голосе, Сын Божий — во плоти, Дух Святой — в виде голубя. Потому праздник Крещения зачастую именуют Богоявлением. Считается, что именно крещение явило миру Спасителя, который взял на себя все грехи человечества. Духовенство на праздник Крещения по традиции облачается в белые ризы.

Как праздновать Крещение Господне (19 января)

Празднование начинается в ночь 18 января. Этот день называется Крещенский сочельник, а также Голодная кутья. В день перед праздником Крещения Господня, как и перед Рождеством, необходимо соблюдать строгий пост. Накануне праздника православные готовили постную кутью – ритуальное поминальное блюдо, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (ячменя, риса – сарацинского пшена или других круп), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока или варенья. Праздничный ужин в Крещенский сочельник назывался Голодной кутьёй. Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Важным событием Крещения Господня (Богоявления) является водосвятие. На реке или на озере во льду заранее вырубается крестообразная полынья, называемая иорданью. С наступлением полночи священники освящают воду в полынье, и верующие окунаются в освященной воде. Купание на Крещение – это символическое очищение от грехов, духовное перерождение. Также считается, что вода на Крещение приносит здоровье, как телесное, так и духовное. В этот день православные обязательно посещают церковь, чтобы вспомнить о чудесном событии, изменившем мир.

Правила купания на Крещение

Чин Великого освящения воды (Великая агиасма) совершается в Крещенский сочельник (18 января) после Божественной литургии и 19 января – в сам день Крещения Господня. В течение обоих дней в любом храме можно набрать крещенской воды. Оба раза вода освящается одним чином, поэтому нет никакой разницы в том, когда набирать воду – в сочельник или в сам праздник Крещения. Крещенскую воду лучше набирать после участия в церковной службе (в церкви) или молитвы (дома); наливать воду на Крещение нужно в посуду без какой-либо маркировки, лучше в специальный кувшин или флягу, купленные в церковной лавке (ни в коем случае не в пивную бутылку). Набрать крещенскую воду можно и из-под крана. Это лучше сделать с 0:10 до 1:30 в ночь с 18 на 19 января. Однако набирать крещенскую воду можно и позже – до 0:00 19 января.

Читайте также:  Праздник это форма проведения

Ранее существовали особенные народные традиции празднования Крещения Господня, или Богоявления. Например, на Крещение было принято выпускать голубей в знак Божественной благодати, снизошедшей на Иисуса Христа. Другие народные традиции на Крещение известны по преданиям. На Руси в день Крещения Господня как только первый церковный звон позовет к заутрене, благочестивые верующие разжигали на берегу огонь, чтобы Иисус Христос, который крестился в Иордане, мог также погреться у костра. Иордань начинали готовить за неделю до Крещения: прорубали полынью на реке, выпиливали большой крест и ставили его над прорубью. Изо льда выпиливали и престол. Елочными ветками украшали «царские врата». Утром в день праздника после богослужения все шли к реке. После освящения воды в реке все собравшиеся набирали ее в свою посуду. Находились смельчаки, которые купались в иордани, помня, что в освященной воде простудиться нельзя. Потом все шли домой. И пока женщины накрывали на стол, старший в семье мужчина окроплял Богоявленской водой все хозяйство. Перед едой все пили освященную воду. Поев, девушки спешили к реке: умыться в «иорданской воде», «чтобы лица были розовыми». После Крещения запрещалось стирать белье в реке. По поверью, когда священник погружает крест в воду, вся нечистая сила от страха выпрыгивает оттуда, а потом сидит на берегу и ждет, когда появится кто-нибудь с грязным бельем. Как только белье опускают в реку, по ней как по лестнице вся нечистая сила уходит в воду. Поэтому считалось, что чем позже женщины начнут стирать, тем больше вымерзнет нечисти от крещенских морозов.

Издревле с Крещением было связано множество народных примет. Многие из них были связаны с хозяйственной деятельностью крестьян или предсказывали погоду. Так, например, народные приметы гласят:

  • Если на Крещение погода ясная и холодная – лето будет засушливое; пасмурная и свежая – к обильному урожаю.
  • Полный месяц на Крещение – к большому весеннему разливу.
  • Звездчатая ночь на Крещение – лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. На Крещение будет оттепель – к урожаю, а ясный день на Крещение – к неурожаю.
  • Ветер подует с юга на Крещение – будет грозовое лето.
  • Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев.
  • Когда на Крещение много лаяли собаки, ждали удачливого охотничьего сезона.

Как правильно купаться на Крещение, чтобы не заболеть

Источник статьи: http://katun24.ru/news/591587

Как правильно провести Крещенский сочельник

Закончились Святки — Святые дни после праздника Рождества Христова, 19 января на православном календаре праздник Крещения Господня, длящийся вплоть до 27 января, и соединяет эти два периода Крещенский сочельник. Крещенский сочельник — название народное, в Церкви принято говорить «Навечерие Богоявления». Слово «навечерие» обозначает день, предшествующий празднику, а сам праздник Крещения Господня имеет еще одно название — Святое Богоявление. Потому что во время Крещения Иисуса на реке Иордан миру было впервые открыто, было явлено то, что Иисус есть Сын Божий, и именно этому событию посвящен праздник Крещения. Подчеркну еще раз: праздник Крещения Господня длится восемь дней, то есть с 19 января до 27 января в храмах звучат молитвословия, посвященные именно Крещению Иисуса Христа. И только 27 января проходит «отдание праздника Крещения, или Богоявления» — в последний раз в этом году торжественно исполняются молитвословия самого праздника. А это значит, что прийти на праздничные богослужения можно в любой из этих дней. И набрать святую воду соответственно. Кроме того, во многих храмах «для равномерного распределения прихожан» в день Крещенского сочельника и в сам праздник Крещения Господня будет проходить как ранняя Божественная литургия, так и поздняя. И, конечно, можно посмотреть трансляцию богослужений этих дней в интернете.

Крещенский сочельник — день строго поста. Как и в случае с Рождественским сочельником, в Крещенский сочельник не принято «вкушать пищу до «первой звезды»», и после этого едят только сочиво — отваренные с медом зерна пшеницы или риса. Так как во время богослужения «первую звезду» символизирует выносимая после Божественной литургии большая свеча, то в реальной практике пост Крещенского сочельника должен был бы заканчиваться после утренней литургии. Но в силу того, что в день Крещенского сочельника после Божественной литургии совершается великое освящение воды, на котором также присутствуют верующие, пост Крещенского сочельника длится с вечера 17 января (в Церкви день начинается с вечера накануне) до окончания молебна на освящение воды — водосвятия. Понятно, что для болеющих делаются послабления.

Читайте также:  Сценарий народного зимнего праздника

Воде в дни Крещенского сочельника и в сам день праздника Богоявления отводится особое место. Вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении и дня накануне праздника Крещения, и самого праздника Богоявления, именно в эти два дня совершается великое водосвятие — великое освящение воды.

Особые свойства крещенской, или богоявленской, воды отмечал еще в VI в. свт. Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников». «Освященная вода, — писал образованнейший человек XIX века, богослов, профессор, святитель Димитрий Херсонский (в миру Климент Иванович Муретов, 1811-1883 гг.), — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866 — 1949 гг.), на долю которого выпала жизнь в крайне сложный и трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, сам много болевший, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу.

При водосвятии священник читает молитву, в которой просит Господа прийти «и наитием Святаго Духа освятить воду сию, дать ей благодать избавления, дар освящения, грехов разрешения, недугов исцеление, сотворить ее источником нетления, сделать для демонов губительной, для чар врагов рода человеческого неприступной и ангельской крепости исполненной». Всем «почерпающиим и причащающимся» крещенской водой, будет она «ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну. » Потому что сегодня Сам Господь освятил «воду сию Духом Своим Святым». И заканчивается молитва при великом освящении воды прошением: «Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение».

Воду, освященную в Крещенский сочельник и в день Крещения, называют великой агиасмой (агиасма — буквально, с греческого «святыня»), к ней издавна относились крайне трепетно: в доме верующих всегда хранилась крещенская вода — на случай болезней, искушений, нападок нечистой силы. И все-таки, благоговея перед святой водой, надо понимать, что святость крещенской воды не больше святости Таинств Церкви и, естественно, Самого Спасителя. Когда мы готовы часами простаивать в очереди за святой водой, но при этом «забываем» про Божественную литургию, про Таинство Исповеди и Таинство Причащения, мы уподобляемся язычникам, наша живая вера превращается в магизм, шаманство. Надо помнить и о том, что крещенской воды хватит на всех: освящение великой агиасмы совершается и накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после литургии. Во многих храмах можно будет набрать крещенскую святую воду вплоть до 27 января.

Что касается народного обычая окунаться в ледяную прорубь в день Крещения, получившего в наши дни непонятно широкое распространение, то он имеет языческие корни и далек от церковного понимания праздника Богоявления, или Крещения. Вот что по этому поводу сказано в авторитетном дореволюционном справочнике церковной жизни под названием «Настольная книга для священно-церковно-служителей» С. В. Булгакова, 1913 год: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

Источник статьи: http://rg.ru/2021/01/18/kak-pravilno-provesti-kreshchenskij-sochelnik.html