Меню

Праздник 100 лет назад

Благотворительность, спорт и язвительные пожелания. Как праздновали Новый год в Вятке 100 лет назад

Новый год сейчас воспринимается если не как самый, то как минимум один из главных праздников страны. Однако век назад гораздо большее внимание уделялось решениям Всероссийских съездов Советов. Свойкировский вспомнил, как отмечали новый год на Вятке 100 лет назад.

  • Не праздник, но новая жизнь
  • Клубная жизнь и праздничный субботник
  • С наилучшими пожеланиями
  • Помощь страждущим
  • В Новый год на лыжах

В начале 1920-х годов новая власть ещё не определилась в едином подходе к новогодним праздникам: ни о каких масштабных гуляниях в Вятке на страницах местной прессы не сообщалось. Официально празднование Нового года было не запрещено, поэтому каждый решал самостоятельно, отмечать ли его.

Историки отмечают, что в среде самих большевиков единого мнения по празднованию Нового года не было. Радикально настроенные члены партии считали праздник «буржуазным предрассудком» и «пережитком досоветского прошлого». В то же время проводились «Ленинские ёлки», в которых принимал участие и сам Владимир Ильич.

Открытка 1950-х годов. Фото: Wikiimage

Не праздник, но новая жизнь

В 1921-м Новый год позиционировался в прессе того времени скорее не как праздник, а как новый этап в развитии государства и общества. Советская власть почти полностью одержала победу в Гражданской войне, газеты рапортовали о строительстве нового мира и решительных шагах по укреплению народного хозяйства.

– Туча рассеялась. Новый 1921 год мы встречаем как победители. 133 миллиона рабочих и крестьян собрались под красным знаменем труда для великого строительства. Кто им помешает в этом? Кто снова заставит тянуться по дорогам вереницы беженцев? Кто воскресит Колчака и Деникина? Никто и никогда, – писала в новогоднем номере газета «Вятская правда».

Газета «Вятская правда» от 11 декабря 1921 года. Фото: auction.ru

То есть праздновалась в первую очередь победа над врагами, а не смена даты в календаре. 31 декабря никаких послаблений рабочего графика на вятских фабриках и заводах не было: все трудились по 8 часов и лишь потом шли отдыхать. Однако 1 января 1921 года местные власти всё же объявили выходным днём.

Клубная жизнь и праздничный субботник

Новый год отмечали в основном в спокойной, почти скрытной обстановке и только в кругу семьи. Ни о ёлках, ни о массовых празднованиях, ни о концертах в театрах и кино в газетах того времени даже не упоминается. Лишь Вятский губернский музей искусства и старины приглашал к себе на выставки «для удовлетворения чувства изящного и отвлечения от прозы жизни». Вятчан активно зазывали на субботники. Так, один из них состоялся 2 января 1921 года в 10 утра, когда люди вышли на работы по распилу дров в речном порту.

Довольно скромно праздник отмечался и в рабочих клубах. 31 декабря 1920 года в клубе водников (те, кто связаны с морским или речным флотом — прим. ред.) кружком драматического искусства был организован спектакль. Артисты-любители разыграли пьесы «Медведь», «Юбилей» и «Павел Иванов». Перед наступлением нового года выступил председатель Райкомвода Верещагин, который подвёл итоги деятельности организации за последние 12 месяцев и призывал «к работе в деле улучшения и поднятия водного транспорта». Новый год был встречен пением пролетарского гимна 300 водников.

В последний день года Городской Совет устроил благотворительный вечер, чтобы собрать средства в пользу рабочих Донбасса.

С наилучшими пожеланиями

Ещё до революции в вятской прессе сформировалась традиция печатать в одном из предновогодних номеров ироничные, язвительные и местами злобные пожелания политикам и общественным структурам.

Газета «Вятская правда» 1 января 1921 года Советской России пожелала «окончательно добить своих врагов и побороть экономическую разруху», вождям мирового пролетариата – долголетия, а оппозиционерам – «тёплого гостеприимства органов ВЧК». Особенно жёстко газетчики «прошлись» по лидерам западных стран: Александру Мильерану, Дэвиду Ллойд Джорджу, Вудро Вильсону пожелали «болтаться на фонарных перекладинах главных улиц своих столиц». Заканчивалась статья вполне оптимистично: «Голоду, холоду и народной темноте – осиновый кол в могилу! Разгильдяйству и лени – железную метлу».

Помощь страждущим

В дореволюционной Вятке во время празднования Нового года традиционно проводили благотворительные акции в поддержку страждущих. К концу 1920-го это стало ещё более актуально, учитывая сложный переход от войны к миру и тяжёлое социально-экономическое положение населения.

Читайте также:  14 февраля нежный праздник

«Вятская правда» сообщала, что члены хозяйственного совета 1-й роты Вятского отдельного рабочего батальона совместно со служащими гублескома на Загарской пристани устроили субботник для помощи красноармейцам-инвалидам Загарской волости Вятского уезда, пострадавшим от пожаров. Активисты валили лес и строили новые дома для военных. А для жителей Малмыжского уезда, пострадавших от стихийных бедствий, разными лесничествами были выделены бесплатные «лесные материалы».

В конце декабря союз медицинских работников устроил воскресник помощи нуждающимся детям, а красноармейцы Сарапула решили отчислить в пользу детей свой двухдневный заработок и устроить субботники по строительству детских домов.

В Новый год на лыжах

Уже 1 и 2 января в 1921 году в Вятке прошли соревнования по фигурному катанию и лыжным гонкам. Они стали предварительным этапом первенства Вятской губернии, и лыжникам нужно было пробежать 25 км. А 8 и 9 января в Котельниче состоялся уже основной этап чемпионата губернии по лыжам и конькам.

К слову, в современном Кирове тоже проходят подобные мероприятия: вот уже несколько лет 1 января кировчане присоединяются к «Забегам обещаний».

Источник статьи: http://kirov-portal.ru/news/podrobnosti/blagotvoritelnost-sport-i-yazvitelnye-pozhelaniya-kak-prazdnovali-novyj-god-v-vyatke-100-let-nazad-30912/

Как отмечали Новый год 100 лет назад: 5 любопытных фактов

Порой кажется, что оливье, мандарины и красные колпаки сопровождали российский Новый год всегда. Конечно, это не так. Каких-то сто лет назад начало нового года не было столь домашним и уютным, а многие наши традиции — и не наши вовсе. Давайте перенесемся на век назад и посмотрим, как это было.

1. Новогодняя елка – не российская традиция

Традиция ставить в домах наряженные елки пришла в Россию из Германии.

Императрица Александра Федоровна, немка по происхождению, в 1817 году устроила семейный праздник с привычным для нее атрибутом — елкой. Одновременно в эти года в России стали увлекаться немецкой литературой и философией. Среди читаемых авторов был Гофман, который в своих произведениях описывал сказочную атмосферу. Это наводило на людей мысли, что нужно устроить такое же волшебство у себя дома.

2. Вместо гирлянд — картон

В Российской Империи не было массового производства елочных украшений.

Хотя в Российской Империи и располагалось несколько артелей, все же игрушки в основном заказывали из Европы. Среди любимых игрушек был дрезденский картонаж — тисненые фигурки из картона, покрытые росписью и декором. Такие картонные игрушки было практически невозможно отличить от металлических.

3. Рейды по гостям

Поздравительные визиты были неотъемлемой частью традиции.

В первый день Рождества ходить по гостям должны были мужчины, во второй и третий — женщины. Мужчины, приходя в гости друг к другу, должны были выпить хотя бы одну рюмочку. Соответственно, если визитов за день было много, то к середине дня многие поздравляющие чувствовали некоторые сложности с передвижением и не только.

4. Не хочешь идти поздравлять — пиши письмо

Существовала специальная книга для составления поздравительных речей.

Для того, чтобы грамотно составить поздравительную речь, можно было обратиться к специальной книге — «Письмовник, содержащий в себе науку российского языка со многим присовокуплением разного учебного и полезно забавного вещесловия». Он переиздавался множество раз. В книге можно было найти образцы писем на все случаи жизни, а также пословицы или поговорки для поздравлений.

5. Для элиты и не только

Новогодние развлечения делились на элитарные и не очень.

Люди могли выбрать развлекательную программу на любой вкус. К примеру, Благородное собрание устраивало спектакли, танцевальные вечера, маскарады и балы. Но далеко не все люди могли посещать их мероприятия из-за того, что это общество считалось слишком элитарным. Поэтому публика попроще развлекалась по-другому — каталась на ледяных горках, катках и ходила во временные театры.

Подробнее о том, как в Екатеринбурге отмечали Новый год 100 лет назад, где покупали праздничную атрибутику и шампанское, кому дарили открытки и о чем писала пресса в эти дни можно узнать в лонгриде Музея истории Екатеринбурга.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5acf0809c3321beacf852cd8/kak-otmechali-novyi-god-100-let-nazad-5-liubopytnyh-faktov-5e05c7affe289100b0f15fd1

Александр Васильев: как отмечали Новый год в России 100 лет назад

Как было модно праздновать Новый год и Рождество в России 50 или даже 100 лет назад? Что вешали на елку во времена Пушкина? И кто был одной из первых Снегурочек СССР? Об этом рассказывает историк моды Александр Васильев .

Читайте также:  Почему они появляются только по праздникам

«Новый год 1 января у нас в стране стали праздновать только при царе Петре I. Именно он внедрил новый календарь, чтобы жить в ногу с Европой. До этого отсчет нового года в России начинался 1 сентября. Петр был и инициатором установки елки, он даже издал по этому поводу специальные указы. Император с удовольствием внедрял у нас иностранные традиции. Со времен Петра и до 1917 года вся страна жила по такому графику: сначала праздновали Рождество — 25 декабря, а потом Новый год, как во всем мире. А вот после Октябрьской революции вышла путаница в результате смены календаря: и теперь только у нас, в отличие от всей планеты, Новый год наступает раньше Рождества. Такие уж мы особенные!

Мода на елочные игрушки зародилась в Германии еще в ХVI столетии. Изначально в качестве украшений использовали что-нибудь съестное: сначала это были красные яблоки, потом к ним добавились всевозможные сладости и конфетки.

А вот стеклянные шары появились гораздо позже — промышленное производство началось в Германии и во Франции лишь в середине ХIX века. Я, кстати, бывал на знаменитом рождественском базаре традиционных игрушек в старом стиле, который находится в городе Страсбурге. Там до сих пор можно найти всевозможные кареты, собачек, лошадок, зайчиков из посеребренного и позолоченного картона, типа тех, которые появились еще в пушкинскую эпоху. Через несколько десятков лет елки стали украшать игрушками из ваты, которую обмазывали специальным клейстером и раскрашивали.

А еще в те времена на елку очень любили крепить свечи, ведь электричества не было, а в праздник всем хотелось яркого освещения. Свечи становились причиной массовых пожаров.

Елки вспыхивали мгновенно, и в новогодние дни пожарные только и делали, что выезжали на очередной вызов. Это прекратилось лишь с появлением электричества, когда научились делать гирлянды. Правда, сначала они были такими дорогими, что многие их не покупали, а брали напрокат.

Зато нарядить елку позолоченными грецкими орехами и стеклянными бусами мог себе позволить каждый, это и были самые популярные украшения в XIX веке — я сужу по старинным фотографиям того времени, которых у меня очень много.

Еще одной обязательной традицией новогодних празднований был маскарад. Рождественские маскарады вошли в моду в середине ХIX века. Хотя на самом деле их устраивали при дворе намного раньше, но тогда эти мероприятия носили другой характер: они подавались скорее как финальный аккорд какого-то общественно значимого события. Например, первый бал-маскарад в России продолжался аж семь дней подряд! Его устроил Петр I в честь мира со шведами. Особенной любительницей такого рода развлечений была императрица Елизавета Петровна. Она так увлеклась маскарадами, что проводила их просто по любому поводу, заставляя наряжаться придворных в самые разные костюмы, иногда довольно нелепые.

Но, конечно, больше всего маскарады понравились детям. И если сейчас на новогодних утренниках в детских садах большинство девочек наряжаются в Снежинок или в Принцесс, а мальчики выбирают костюмы своих любимых героев — Бэтмена или Человека-паука, то в прошлом веке особой популярностью пользовались национальные костюмы, например испанца, китайца или японки. Объясняется это просто: люди тогда мало путешествовали и проявляли большой интерес ко всему новому, необычному, в первую очередь к иноземным гостям, их традициям и привычкам одеваться. И, конечно, во все времена мальчики и девочки любили маскарадные костюмы животных — лисички, мишки, зайчика, кошки.

Вообще, Новый год и Рождество прежде всего всегда считались праздниками для детей. Именно в Рождество малыши надеялись получить от родителей самые долгожданные подарки: волшебные замки, солдатиков, кукол. Типичная елка и рождественские подарки того времени описаны в знаменитой сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», напечатанной в 1816 году. Помните? Под елку, украшенную золотыми и серебряными яблоками, засахаренными орехами, конфетами и прочими сладостями, родители положили книжки с картинками, игрушечную посуду и шелковое платьице — для Мари и деревянного коня и эскадрон гусар — для ее брата Фрица.

Но дети не только получали подарки. Тогда было принято, что они тоже обязательно что-то вручали родителям, но сделанное только своими руками — из бумаги, из картона, из папье-маше. Такие вещицы бережно хранились в семье и передавались из поколения в поколение как самая ценная реликвия, и ими обязательно наряжали елки.

Читайте также:  С праздником покрова богоматери

А вот любимейшие нами елочные украшения — блестящий дождик и мишура — появились только в конце ХIХ века. Вряд ли вы знаете, что в России их стали производить на фабрике канители Алексеевых (это настоящая фамилия Константина Сергеевича Станиславского, знаменитого режиссера и основателя МХАТа). Алексеевы были потомственными промышленниками, специалистами по изготовлению канители — тончайшей золотой и серебряной проволоки. Кстати, будущий режиссер несколько лет проработал на фабрике отца и даже дослужился до директора, но тяга к искусству в результате все-таки победила.

В украшении лесной красавицы особое внимание всегда уделялось ее верхушке. В ХIХ — начале ХХ века елки наряжали игрушками в виде ангелочков, а макушку ее венчала Вифлеемская звезда. А вот в советский период на верхушку уже было принято надевать красную звезду. В сталинскую эпоху на елке в большом количестве появились приметы времени: дирижабли, парашюты и танки с надписью «СССР», пионеры с горнами. Позже, в 60-е годы, к ним добавились ракеты и космонавты. Кстати, немногие знают, что при Сталине в конце двадцатых годов новогодние и уж тем более рождественские елки в стране были запрещены, поскольку эти праздники объявили буржуазными предрассудками и пережитками прошлого. И первую новогоднюю елку для детей Сталин разрешил провести только в 1935 году.

Но в течение долгих лет ее устраивали не в Кремле, а в Колонном зале Дома союзов. Я это знаю доподлинно, потому что моя мама, актриса Центрального детского театра Татьяна Ильинична Гулевич-Васильева, в 1947 году стала одной из первых наших отечественных Снегурочек. Мама рассказывала мне много забавных историй про новогодние елки. Например, такую. Как-то раз Дед Мороз, который без конца выходил с ней к детям в Колонном зале, к концу рабочего дня сильно напился — он волновался и постоянно прикладывался в гримерной к коньячку. И вот дети начали в очередной раз звать его: «Дедушка Мороз! Где ты?» А тот все не появляется. Дети уже совсем отчаялись, когда он наконец собрался с силами, вышел, тяжело опустился на пенек и простонал: «Дедушка, дедушка. Заболел ваш дедушка!» Понятное дело, что новогодние дни для мамы, как и для других актеров, игравших Снегурочек и Дедов Морозов, были самой горячей порой.

Мама, например, отыграв утренник на сцене Центрального детского театра, быстро переодевалась и пулей мчалась на елку в Колонный зал, а потом снова возвращалась на вечерний спектакль в театр — так они и бегали на елки между спектаклями. Интересно, что через несколько десятилетий самой популярной Снегурочкой Москвы стала моя приятельница, актриса Центрального детского театра Людмила Гнилова, которая сейчас много занимается дубляжом, в том числе мультфильмов. Например, она озвучила многих персонажей в «Симпсонах», «Футураме», «Гриффинах». Люся идеально подходила на роль Снегурочки — она была очаровательная, невысокая, стройненькая, а главное — с тоненьким, почти детским голосочком. Она, как и мама, бегала с представления на представление, ухитрялась за день провести три-четыре елки.

Хотя я знал, что моя мама играет Снегурочку, в новогодние праздники я всегда ждал чудес и подарков. В моем детстве в 60-е годы мама клала мне под подушку рождественский чулок со всякой всячиной. В нем чаще всего были орехи, шоколадки, карамельки, ириски и мандарины, которые в ту пору считались страшным дефицитом. Поэтому мандарин стал для меня, как и для нескольких поколений советских детей, новогодним символом того времени, этими фруктами мы даже наряжали елки. Сегодня, конечно, мандаринами и конфетами елки уже никто не украшает. Но игрушки в стиле ретро сейчас в моде, и если у вас остались украшения из детства родителей, дедушек и бабушек — вешайте их на елку на центральное место! Еще сегодня очень популярны однотонные варианты: лесную красавицу украшают сплошь белыми игрушками, или синими, или золотыми. Но чем бы вы ни нарядили елку, здорово, когда она стоит в квартире и поднимает настроение. Поэтому в России лесную красавицу часто не разбирают аж до 8 Марта — русские люди ведь обожают праздники!

Источник статьи: http://7days.ru/lifestyle/home/aleksandr-vasilev-kak-otmechali-novyy-god-v-rossii-100-let-nazad.htm