Меню

Одигитрия что это за праздник

День Смоленской иконы Божией Матери: символизм праздника, когда будет в 2021 году

День Смоленской иконы Божией Матери отмечается православными верующими в честь почтения одноимённой религиозной святыни. В Киевской Руси чудотворную икону Девы Марии, названную «Одигитрией-Смоленской» люди знали с очень давних времён. Многим образ помогал исцеляться от болезней и исполнять разные желания. Как появилась удивительная икона, истории чудес, связанные с ней, в чём помогает, а также как отпраздновать день Смоленской иконы Богородицы и какого числа он будет в 2021 году – про это вы узнаете из следующего материала.

Какого числа день Смоленской иконы Божией Матери?

Отмечают праздник ежегодно 10 августа (по Новому стилю) либо 28 июля (по Старому стилю).

Исторические сведения

У Смоленской иконы Божьей Матери история возникновения вполне земная. По преданиям, святой образ был написан евангелистом Лукой, который создал при жизни несколько икон Девы Марии, одна из них и стала знаменитой. Якобы, изначальным местом нахождения образа был город Иерусалим, из которого чуть позже она переместилась в Константинополь. Изменения затронули и само название лика – первоначальный вариант был «Одигитрия», второй – «Путеводительница» и только потом появился современный вариант названия.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

По первой версии, считается, что случилось это тогда, когда Святая Мария является двум людям, лишённым зрения в городе Константинополь и наказывает им отправляться в Свой храм. Когда они выполняют приказание Богородицы, то моментально прозревают. Вторая же версия гласит, что название «Одигитрия-Смоленская» появилось из-за того, что лик сопровождал правителей Византии во время их боевых походов.

Но этим всё не ограничивается – известны и иные теории, связанные с происхождением названия лика. Например, такая: в 1046 году с помощью рассматриваемой иконы Богородицы была благословлена на замужество дочка византийского правителя Константина Мономаха Анна. Её выдавали за Всеволода Ярославовича – черниговского князя и с тех пор лик Одигитрия почитался в качестве родового образа русских князей.

В 12 столетии Владимир Мономах – сын Анны и Всеволода, перевозит семейную реликвию в город Смоленск. Там икону поместили в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы, произошло данное событие в мае 1101 года. Тогда-то святыню и начинают именовать Смоленской – от названия её местонахождения.

А в 1239 году проявляется чудотворная сила образа. Происходит это событие во время нападения на Киевскую Русь татаро-монгольского ига, вёл которое хан Батый. Когда орда подходит к Смоленску, намереваясь взять город, жители в ужасе начинают возносить молитвы Святой Деве Марии, обращаясь к иконе Одигитрии-Смоленской. И Богородица услышала их просьбы – спустилась с небес и заставила татаро-монголов бежать с позором, так и не войдя в город.

По сохранившейся до нас информации, с большим уважением и почтением относился к Смоленскому лику Богородицы Преподобный Сергий Радонежский. В своей келье он имел список с данной святыни. Образ впервые меняет место своего географического нахождения в 14 столетии, когда его перевозят в Москву. Нет точных сведений о том, кто отдал такое распоряжение – здесь снова мнение разделяется на пару версий.

Первая утверждает, что в 1404 году последнего правителя Смоленска изгнал из города литовский князь Витовт, тому пришлось бежать в Москву, туда он и забрал с собой чудотворную икону. В столице образ был помещён в Кремлёвском храме Благовещения (Благовещенский собор Московского Кремля).

Правда, в Москве Одигитрия-Смоленская надолго не задерживается – веком позднее, в 15 столетии люди просят князя Василия Тёмного возвратить святыню на её историческую родину – то есть в Смоленск. Для выполнения этой миссии в 1456 году в Москву приезжает епископ из Смоленска, который и получает княжеское позволение на совершение переезда иконы.

Здесь нельзя не упомянуть ещё один интересный момент: когда икона была увезена из Московии, крёстный ход сопровождал её ещё на протяжении двух верст. В 1524 году в память о возвращении Смоленской-Одигитрии на месте, где москвичи окончательно попрощались со смолянами, была основана женская монастырская обитель. Назвали её «Новодевичьим монастырём» и там поместили копию, сделанную с чудотворного лика Одигитрии-Смоленской, а ещё установили праздновать праздник в честь иконы и совершать крёстный ход. По некоторым сведениям, довелось Смоленскому образу посетить столицу России ещё раз – в 1666 году икона была привезена в Москву архиепископом Смоленским Варсонофием. Но на этот раз цель визита заключалась в обновлении потускневшего от времени образа.

Дальнейшая история перемещений иконы касается уже 19 столетия. Так в 1812 году, когда идёт Отечественная война, лик вывозит из Смоленска епископ Ириней Фальковский и отправляет в Москву. Святыня помещается в храм святого Василия Неокесарийского (Тверская-Ямская улица), а впоследствии переносится в Успенский Кремлёвский собор.

До наших дней дошли сведения, рассказывающие, что в дату Бородинской битвы (26 августа или 7 сентября по разным стилям) владыкой Августином совместно с епископами из Грузии Пафнутием и Ионой Смоленским образ Богородицы с крёстным ходом был пронесён вокруг Китай-города, Белого города и Кремля.

Читайте также:  Как встречают майские праздники

После поражения и изгнания Наполеоновой армии с территории России, образ возвращают в город Смоленск. Там он и находится до самого начала Великой Отечественной войны. С 1941 года история теряет следы старинной реликвии. Смоленская икона Божьей Матери исчезла и её сегодняшнее местонахождение неизвестно (если, конечно, образ вообще сохранился до наших дней). Скорее всего, что его, аналогично многим христианским святыням, немцы забрали в Германию.

Многие святыни, вывезенные из России, бесследно канули в лету, а некоторые – оказались в частных коллекциях. В любом случае воспоминания про Смоленский лик Богородицы, его удивительные чудеса навсегда останутся в памяти. Кроме того, есть много списков данного образа, о которых подробнее поговорим дальше.

Списки образа «Смоленская-Одигитрия»

Ещё в довоенные годы по всей России начали изготавливать списки с чудотворной святыни. По рассказам очевидцем, некоторые копии тоже способны совершать чудеса, оказывать влияние на жизнь конкретного человека и даже целого города. Каждый из новых образов прославился своим собственным уникальным названием, именуются они так:

  • иконой Богородицы Смоленской-Новгородской (другое её название «Холерная»;
  • иконой Богородицы Смоленской-Устюженской;
  • иконой Богородицы Смоленской-Седмиезерной;
  • иконой Богородицы Смоленской-Сергиевской;
  • иконой Богородицы Смоленской-Костромской;
  • иконой Богородицы Смоленской-Суерской (Ялуторовской);
  • иконой Богородицы Смоленской-Шуйской.

Традиции и запреты праздника

В последний месяц лета на Руси нередко шли дожди с грозами, люди боялись пострадать от молнии, поэтому 10 августа, если была плохая погода, то не работали. Чтобы почтить память Смоленского образа Богородицы, совершали крёстный ход. Когда же общественный молебен завершался, крестьянам разрешалось взять образы к себе домой и освятить ими свой дом и двор. В конце всегда начинался праздничный обед.

Также 10 августа по традиции чествовались кузнецы, ведь их труд очень ценился в народе. Эти люди управляли огнём и железом, изготавливали инструменты для обработки земли и, соответственно, отвечали за хороший урожай. По поверьям, считалось, что кузнецы способны властвовать над злыми сущностями.

И сегодня самое важное действие, которое должны совершить православные верующие – сходить в церковь на службу, искренне помолиться Богу, попросить прощения своих грехов, поставить свечу о здравии родных и близких. Молятся у образа Божьей Матери.

Интересно! По народным поверьям, 10 августа нельзя ничем меняться, иначе обменянный предмет не будет служить долго, быстро испортится.

Сохранились также приметы, связанные с погодой. Чтобы определить погодные условия на несколько дней вперёд, крестьяне в праздник рано утром подходили к водоёму и наблюдали за ним:

  • туман находится близко к воде – ждать хорошей погоды;
  • туман поднимается наверх – начнётся дождь.

А следующие действия находятся под запретом:

  • запрещено ссориться, конфликтовать, обижаться и, тем более, драться;
  • нельзя критиковать других людей, обманывать;
  • нельзя жадничать;
  • недопустимо заниматься богохульствованием;
  • нельзя находиться в состоянии уныния, грустить, иметь дурные мысли в голове;
  • девушки не должны в этот день заниматься рукоделием;
  • но убирать в доме, готовить еду и выполнять работы в саду и огороде можно, подобные действия не считаются греховными.

О чём молятся Смоленской Божьей Матери?

Образ Богородицы, называемый Смоленской-Одигитрией, выполняет следующие функции:

  • покровительствует путешественникам, отводя от них различные неприятности, несчастные случаи;
  • защищает и избавляет от серьёзных недугов;
  • оберегает человека и его жилище от недругов, воров;
  • всю историю христианской веры к Смоленской Богородице люди обращались, когда на земли Русские приходили страшные массовые эпидемии.

Как уже упоминалось ранее, изначальная версия святыни была утрачена во время Великой Отечественной войны. Вместо неё в Успенский собор в городе Смоленск поместили другую древнюю реликвию, созданную в начале 17 столетия, которая раньше находилась в храме над Днепровскими воротами (Смоленский кремль).

Источник статьи: http://tayniymir.com/pravoslavnyj-kalendar-2021/den-smolenskoj-ikony.html

Что нельзя делать 10 августа в день Смоленской иконы Божией Матери, история празднования

10 августа совершается празднование Смоленской иконы Божией Матери, которая принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Это название переводится с греческого как «Путеводительница».

Смоленская икона Божией Матери — одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь.

Греческий император Константин IХ Мономах (Порфирородный), выдавая в 1046 году свою дочь, царевну Анну, за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее в путь чудотворной иконой Одигитрией. После смерти князя Всеволода его сын Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск. Икона с 1111 года хранилась в Смоленском соборном храме, откуда и произошло современное название иконы. С помощью иконы Божией Матери благочестивый князь Владимир Мономах смирил непокорных удельных князей и, став великим князем Киевским, своей крепкой десницей установил на Руси мир и спокойствие.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску.

Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии» через Своего верного раба благочестивого воина Меркурия, который проникнув ночью в стан Батыя и перебив множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина, защитил жителей города.

Что нельзя делать в этот день

Читайте также:  Чем важен праздник день россии для россиян пять предложений

В это время часто идут грозовые дожди, поэтому на Руси из страха перед грозой 10 августа не работали.

Существует поверье, что 10 августа нельзя меняться чем-либо, потому что выменянная вещь долго не прослужит: или потеряется, или сломается. Ещё этот день считался неудачным для торговли.

Девушкам 10 августа не стоит заниматься рукоделием. На Смоленскую, как и в другие церковные праздники, нельзя ругаться, богохульствовать, осуждать других людей. Следует избавиться от дурных мыслей и стараться совершать добрые, богоугодные поступки.

Источник статьи: http://vesiskitim.ru/2020/08/10/146290-chto-nelzya-delat-10-avgusta-v-den-smolenskoj-ikony-bozhiej-materi-istoriya-prazdnovaniya

Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская

(Празднование 28 июля / 10 августа)

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.

Свт. Григорий Палама

Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!…

Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля — на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

Читайте также:  Ивана купала день что означает этот праздник

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву — 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в 1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

…Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться — подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.

Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы – это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/1909.html