Меню

Конспект русского народного праздника

Конспект в старшей группе «Народные праздники на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)

Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание. Развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.

Скачать:

Вложение Размер
narodnye_prazdniki_na_rusi.pptx 2.23 МБ
narodnye_prazdniki_na_rusi.docx 19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Составила: Скулкина Е.В. Народные праздники на Руси

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему:

«Народные праздники на Руси»

Образовательные задачи: Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

Развивающие задачи: Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание. Развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитательные задачи: Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.

Словарная работа: предки, обычай, колядки, благая весть.

Используемый материал: Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов. Открытки, календарь народных праздников. Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Беседа о русских народных праздниках.

Воспитатель: Ребята, вы любите праздники? Почему? Какие вы знаете праздники?

Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?

Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать как?

Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое.

Вы спросите, как? Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза, мы отправляемся в путешествие во времени.

(Дети рассаживаются на коврике, закрывают глаза, звучит музыка).

Воспитатель: Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды ( показывает иллюстрации) , по особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов).

Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Сейчас вы узнаете какие народные праздники были самыми великими и любимыми на Руси?

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Рождество.

Воспитатель: Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей).

Правильно — это Рождество. Один из самых известных и любимых праздников.

А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

В этот день празднуют День рождения Иисуса Христа. Кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси? Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник? (Ответы детей)

Первый обычай – ходили люди со звездой по домам, славили рождение Иисуса Христа. А еще был обычай в эти Святые вечера переодеваться. Приходили ряженые в костюмах животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: чертом, Бабой Ягой, кикиморой. (Рассматривание иллюстраций)

На Рождество люди колядовали. А что такое колядки? (Ответы детей)

Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. А вы знаете колядки? Давайте вспомним их.

Коляда, коляда
На кануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Накануне Рождества
Дайте коровку,
Маслену головку!
Дай Бог тому,
Кто в этом дому.

Воспитатель: Хозяева одаривали колядников печеньем, конфетами, деньгами.

(Рассматривание сюжетных картинок).

Ребята, а вы на Рождество колядовали? Расскажите нам. (Рассказы детей).

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников — И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица».

Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. Как вы думаете, что за праздник изображен на них? (Ответы детей).

Правильно, Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.

Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Ответы детей)

Масленицу называли широкой, веселой; душа ль ты моя Масленица; сахарные твои уста, сладкая твоя речь; приезжай ко мне в гости на широк двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Едет Масленица дорогая
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных
На конях вороных).

Что было принято на Масленицу? (Ответы детей).

Было принято делать чучело, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам, а потом ставить там, где начиналось веселье).

Как веселились русские люди на Масленицу? (Ответы детей)

Гуляли целую неделю; в игры играли, плясали и обязательно пекли блины.

А почему блины были обязательным лакомством на Масленицу? (Ответы детей) Верно, круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца; его ждали с нетерпением после долгой зимы.

В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения; чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

А в какие игры играли на Масленицу? (Ответы детей)

Русские народные игры интересные, веселые – «Заря-заряница», «Лапта», «Гори, гори ясно!»

Давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Выставка пасхальных яиц.

Воспитатель: Отшумела Масленица. И начинался на Руси Великий пост. Люди начинали готовиться к самому великому и любимому празднику.

Может, вы подскажете, как он называется? (Ответы детей)

Правильно, Пасха – ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.

Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес!»

Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики.

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи.

Подойдите, посмотрите на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины, их шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные яйца и сахарные.

Яиц надо было много изготовить – для подарков родным и близким.

Вот и мы с вами на Пасху будем расписывать яйца.

А сейчас пора возвращаться назад – в будущее. Садитесь на наш ковер-самолет, закрывайте глаза и послушайте волшебную музыку. (Звучит музыка)

Вот мы и вернулись в настоящее и нас ждут предпраздничные хлопоты. Хлопоты радостные. Мы с вами готовимся к любимому празднику всех детей, к Новому году, а потом будем праздновать Рождество.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/03/09/konspekt-v-starshey-gruppe-narodnye-prazdniki-na-rusi

Конспект занятия в старшей группе на тему : «Народные праздники на Руси».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_v_starshey_gruppe.docx 20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Народные праздники на Руси».

Воспитатель –Берсенёва Н.Н. МБДОУ №3 г. Лебедянь

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.

Познакомить детей с традициями празднования Дня Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Масленицы, Ивана Купала, с народными приметами, обрядами.

Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси, интерес к народной культуре, потребность в получении информации.

Формирование навыков общения с культурным наследием.

Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству, к народным играм.

изучение наизусть колядок, стихов о народных праздниках, пословиц, частушек, народных примет.

Возраст: дети подготовительной группы 5-6 лет

Материалы и оборудование:

свеча, звезда, соломенное чучело, зеленое покрывало, календарь, подарки колядующим.

Здравствуйте, гости дорогие. Рады видеть Вас у себя в гостях.

«Для дорогого гостя и ворота настеж».

Дети входят (по 3 чел) под рус. нар. мелодию. Выстраиваются полукругом.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришло много гостей, а давайте с ними поздороваемся, как в древности с поклоном.

2. Вступительное слово.

Воспитатель: Наши предки любили и умели веселиться. Русские люди любили и любят праздники.Любили угостить гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами»,

Пели песни, плясали. А вы, ребята, любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники?

Дети: Да. Праздники волшебные и веселые. Новый год, Рождество, Пасха…

Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. Как вы думаете, кто такие предки?

Дети: Предки – это те люди, которые жили до нас.

Воспитатель: Наши предки – русские люди, они жили на Руси – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?

Воспитатель: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? На волшебных санях. Садитесь, отправляемся назад в прошлое. Поехали! (Музыка)

На ИД зима на Руси.

3. Беседа о Рождестве.

И вот ребята мы с Вами и с нашими гостями оказались в Древней Руси.Русские люди всегда умели хорошо работать и хорошо веселится.Много разных праздников у них было и делились они на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно и в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Среди этих праздников народ выделял самые великие и любимые.А чтобы мы в них не запутались, создадим свой календарь древних праздников.

Воспитатель : Скажите, а с какого времени года у нас сейчас начинается год (Зимы) .Правильно. И наши предки год начинали зимой.И самый любимый и известный праздник зимы это Рождество.

А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

(Выключается верхний свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Горит свеча. .)

Воспитатель: Рождество — это религиозный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто — то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество — праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

А вы знаете другие традиции этого праздника? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник — Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки — это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками — колядками.

4. Восприятие фольклора.

Воспитатель:(Стук в дверь.Дети подготовительной группы поют коляки) .

Воспитатель: Колядующие непременно получают что-то съедобное: сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.

Воспитатель: Итак, ребята, какой праздник на Руси праздновали зимой? Как его праздновали?

Вот как весело праздновали.Рождество.Давайте отметим на нашем календаре зимний праздник Рождество.

Воспитатель: А какое время года наступает после зимы (Весна)

5. Беседа о Масленице.

Кто знает какой праздник праздновали в конце зимы и в начале весны (Масленица)

Масленицу называли широкой, веселой. (Просмотр презентации)

Масленица — праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица названа так потому, что русские люди до Поста ели коровье масло, на котором жарились блины, оладьи, лепешки. А блин похож на солнце. Солнце-символ окончания зимы. С чем их только не ели: с маслом, с медом. Праздновали Масленицу 7 дней. Все дни, всю неделю люди веселились, смеялись, пели песни, гуляли, ходили в гости. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения. А чучело, сделанное из соломы (Показ чучела) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями. Во время сжигания чучела люди пели песни, веселились.

А вы любите веселится?

Тогда давайте сыграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Количество игроков: четное

Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Чтобы не погасло!

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Воспитатель: Итак, ребята, какой праздник на Руси праздновали весой? Как его праздновали?

Воспитатель :А на календаре отметим еще один народный праздник «Масленицу»

Воспитатель: Становится теплее и мы с Вами выходим из саней на зеленую полянку.После весны наступило какое время года (Лето)

7. Рассказ о празднике «Ивана-Купала»

Воспитатель:Летом наши предки почетали праздник Ивана-Купала. (Просмотр презентации) Купала- древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Название праздника «Иван Купала» пошло от слов — погружать в воду.

Поэтому в этот день обливают друг друга водой, купаются в реке, разводят костры, поют песни, гадают, водит хороводы.

8. Хоровод. Вот и мы с Вами станем в хоровод.

Хоровод «Ивана Купала» .

Воспитатель: Итак, ребята, какой праздник на Руси праздновали летом? Как его праздновали?

Воспитатель: Продолжаем составлять наш календарь народных праздников. Лето-Ивана Купала.

Воспитатель.После лета наступает осень .

9. Рассказ об осенних праздниках.

Осенью на Руси отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября. Это очень почитаемый праздник на Руси. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. В народе этот день считали встречей осени с зимой. Назвали этот праздник Покрова от слова «Покрывать», потому что в этот период земля покрывалась с первым снегом, как покрывалом. Примерно с этих дней начинали топить в избах, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы, начинали работать пряхи и ткачихи.

На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»

С 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы

На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

Наши дети тоже с удовольствием их поют. (Частушки)

Воспитатель: Итак, ребята, какой праздник на Руси праздновали осенью? Как его праздновали?

Воспитатель :Вот и завершается наш календарь.Осенью- праздник Покрова.И нам пора прощаться.А календарь праздников мы обязательно будем пополнять новыми праздниками, с которыми дальше будем знакомится на занятиях. Досвидания .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель:Продолжать закрепление представлений у детей о декоративно- прикладном искусстве и народных ремеслах Кубани. Воспитывать любовь к родному краю, народным традициям и быту. Програм.

Конкурсное занятие в старшей группе по образовательной области «Познание». Тема: Уртун-той (праздник благодарения природы и освящения урожая)Цель: развитие познавательных способностей детей .

Познакомить с искусством народных мастеров, помочь детям увидеть красоту окружающего мира.

Конспект занятия в старшей группе «Коми народный женский костюм». Содержание направлено на интерес к традиционным ценностям коми народа, этнокультуре. Отражено .

Познакомить детей с понятием «РОДИНА» «ЕДИНСТВО&quot.

ознакомление детей с российским государственным праздником.

Конспект занятия в старшей группе «День народного единства&raquo.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2016/06/19/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-na-temu-narodnye

Читайте также:  Сценарий праздника про снежную королеву
Adblock
detector