Меню

История массовых праздников зарождение досуговых форм

Аналитика культурологии

Электронное научное издание

Зарождение досуговых форм в древнем мире

досуговые формы, мифологическое мышление, досуговая деятельность, магическая практика, устное народное творчество, общественное сознание, обряды.

Аннотация:

В статье рассматривается зарождение и развитие досуга. Анализируются этапы развития досуговых форм, их влияние на различные сферы жизни человека. Данная трансформация происходит в зависимости от эпохи, социального строя, развития торговли и ремесла. На смену мифологическому сознанию об устройстве мира, приходит более научное понимание о досуговой деятельности античных ученых, таких как: Аристотель, Сократ — восхвалявших досуг как драгоценное достояние.

Текст статьи:

Рассмотрением понятия «досуг» и анализом его значения занимаются многие науки, такие как: педагогика, социология, психология, философия, в том числе тесно связанные с социальной деятельностью человека, внося своё понимание в рассмотрение понятия досуг, анализируя и дополняя его функции. Но как отмечает, Котельникова, досуг, — категория скорее социологическая, чем какая- либо другая [Котельникова http://superinf.ru/].

Обращаясь к истокам досуга, следует отметить, что досуговая деятельность человека формировалась исторически, развиваясь вместе с обществом. Так, например, анализируя людей каменного века, мы отмечаем, что понятия свободного времени не было, по крайней мере, того, как мы его представляем сейчас. Во времена первобытного общества труд людей носил примитивный характер, он был нацелен на добывание ресурсов для выживания [Аванесова 2006; 9]. Малые сообщества людей, охотников и собирателей, мало взаимодействовали между собой и вели кочевой образ жизни. В таких жёстких условиях, когда едва зародившееся человечество вынуждено было бороться за выживание своего вида, не могло существовать зрелых социальных отношений, которые необходимы для возникновения досуговой деятельности.

К эпохе неолита, как видно из научных источников, уклад жизни начал меняться, что в первую очередь было связанно с возникновением простейших форм производящего хозяйства. Начали строится первые города, наши предки научились разводить домашних животных. Оседлая жизнь способствовала появлению керамики, развитию ремёсел. Сама структура общества усложнялась — если ранее существовало разделение только по половозрастным признакам, то к неолиту возникли новые социальные роли: вожди, шаманы, воины. Происходит социальное расслоение общества. Дети выполняли доступную им работу под руководством взрослых, тем самым приобретая необходимые для жизни навыки, знакомились с обычаями и обрядами которые сопровождали жизнь древнего человека. Подобные обряды начали формироваться ещё в каменном веке когда охотники приносили добычу — охота была трудной задачей и добытая пища воспринималась древними людьми как повод для радости, праздника. Хотя и понятия «праздник» в те времена тоже не было, потому как религия, культура, наука и искусство находились в зачаточном состоянии и ещё не выделились в отдельные области. Соответственно и не было возможности и понимания праздника и его социально-психологического значения в жизни человека. В эпоху неолита, эпоху становления сельского хозяйства и формирования первых технологий труда, зародились и первые праздники. Они были связаны со сменой времени года, сбором урожая — т.е. тем, что было жизненно важно для людей в тот период [Жигульский 1985; 48].

Общество продолжало развиваться, все более организованным становился быт, менялось мышление человека [Баллер 1969; 27]. Мифологическое сознание — попытка человека объяснить устройство мира включало в себя представление о мире, о человеке, фантастические и адекватное. В мифологии присутствовало и практическое начало — она создавала культурную среду, позволявшую создавать мир сообразно представлениям человека. Первоначальные мифы возникли из обрядов. Свои истоки миф берёт из повествования в котором, социальные или природные явления толкуются как результат деятельности этого рассказа. Подобным образом получила объяснение деятельность людей, но не обыденная — а сакральная, обряды и ритуалы, сложившиеся традиции передававшиеся из поколения в поколение. Здесь же возникают такие элементы устного народного творчества как пословицы, поговорки, рассказы и сказки, вбиравшие в себя опыт и мудрость для передачи потомкам. Обряды, мифы и устное народное творчество — первые досуговые формы. Значительную роль в общественном сознании играла магическая практика. Она поддерживала веру в связь людей с мистическим, потусторонним миром. Магическая практика была способом воздействия на окружающий мир. Вера в её действенность выразилась в обрядовые технологии, массовые заклинания и ритуалы, а так же стереотипные формы поведения, часть которых была связана с бытом. Она также выступала важным аспектом жизни, сплачивая членов сообщества и мотивируя их на преодоление трудностей. Ритуальные игры были массовыми, активными, что позитивно влияло на физическое состояние и являлось хорошим средством психологической разрядки. Исполняя обряд или ритуал люди боролись с неуверенностью и страхом [Апажихова 2011]

В эпоху Античности в древних цивилизациях Индии, Египта, Китая, Греции и Рима, появляется множество предпосылок и условий для возникновения досуговой деятельности [Фролов 2004; 20]. Рассматривая этот исторический период можно отметить, следующий аспект. Во времена античности люди жили в крупных городах, с достаточно сложной социальной, экономической и политической системами. Развитие такого понятия как «частная собственность» привело к ещё большему социальному расслоению общества, впервые со времён всеобщего равенства первобытных общин, появилась родовая аристократия, чиновничество, военное сословие, сформировался институт рабства и беднейших слоёв свободного населения. У свободных граждан появился личный досуг, который можно сравнить с современными формами отдыха. Происходит деление досуговых форм на домашние, и общественные (на городской улице).

Досуговое времяпровождение в Древнем мире отличается разнообразием форм и подходов. Особой популярностью во времена Платона и Аристотеля, выступает такая организация досуга как зрелища: театральные постановки, гладиаторские бои, морские сражения и ряд других форм, пользовались огромной популярностью у горожан. Если же у простого народа не хватало денег на подобный вид развлечений они получали их от властей. Следует отметить, что происходит дифференциация традиционных досуговых форм. Для женщин формой организации досуга выступали домашние виды рукоделия, для состоятельных граждан досуг выступает в качестве настольных игр, возможности прогуляться в парке, или просто пофилософствовать.

Государственные праздники являлись неотъемлемой частью, свободного времени. Захватывая в некоторых случаях и ночное время, праздники длились по несколько дней. Великие Дионисия, это разнообразные соревновательные, увеселительные мероприятия, включающие как демонстрацию различных видов искусств (конкурсы чтецов, театральных постановок и т.д.), цирковые и спортивные состязания, так и дань богам -в виде жертвоприношений. Подобные мероприятия были направлены не только на удовлетворение потребностей в весели, но и способствовали формированию физически здорового человека. Красота тела очень ценилась и рассматривалась как важный компонент в состязаниях.

Свое восприятие досуга, оставили античные философы. Так, например Аристотель, трактовал досуг как свободное от материально необходимых занятий, неотъемлемое свойство гражданского состояния. Сократ восхвалял досуг как драгоценное достояние. Досуг занимал значимое место в социальной жизни общества, государственной политике, был основанием для интеллектуальной жизни. Являлся фундаментальным понятием для возникновения новейшей системы образования и воспитания — школы. Одной из целевых установок как гражданина, так и государства было исполнением трудов ради достижения досуга.

Читайте также:  Как продлить новогодние праздники

Таким образом, в эпоху античности досуг понимали как время для саморазвития, отдыха и интеллектуального роста. Досуговая деятельность была тесно связана со всеми значимыми сферами человеческого жизни. Она возникала, развивалась и изменялась вместе с обществом, подстраиваясь под его нужды. Возникнув из мифов, традиций и культовых ритуалов, досуг получил развитие как вид особой деятельности, необходимой человеку для развития и труда. Досуг дополнял обычную жизнь граждан своим разнообразием, способствовал развитию творческих навыков, давал возможность приобщиться к миру прекрасного, получить наслаждение от занятия любимыми видами деятельности.

Апажихова Н.В. Социально-педагогические подходы к организации досугового пространства подрастающего поколения. Социально-экономические явления и процессы. №1-2, 2011.

Аванесова Г.А. Культурно-досуговой деятельность: Теория и практика организации. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспекты Пресс, 2006. 236 с.

Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры — М.: Наука, 1969. 281с.

Жигульский К. Праздник и культура — М., 1985. 251с.

Котельникова Н.В. Понятие содержание и функции досуга: историко-социологический аспект. – М.: 1988. 198с.

Фролов Э.Д. Парадоксы истории — парадоксы античности. — СПБ.: Издал. дом СПБГУ, 2004. 420 с.

This article examines the emergence and development of leisure activities. Analyzes the stages of development of leisure forms, their impact on the various spheres of human life. This transformation takes place, depending on the age, the social system, the development of trade and crafts. In place of the mythological consciousness about the world, comes more scientific understanding of the leisure activities ancients, such as Aristotle, Socrates — extolling leisure as a precious treasure.

Источник статьи: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/2119-%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC-%D0%B2-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5.html

Зарождение досуговых форм в России

Зарождение досуговых форм и увеселительные программы как часть художественного воспитания. Зарождение театра и истоки маскарада, карнавальные празднества в России. От синематографа братьев Люмьер до зарождения кинематографа и кино как аттракциона.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.12.2010
Размер файла 23,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования РФ

Курский колледж Культуры

Контрольная работа по предмету —

Тема: «Зарождение досуговых форм в России».

Выполнила: специализация ПТП

Михайлова Елена Анатольевна

1. Из истории зарождения театров

2. Истоки маскарада

3. Зарождение кинематографа в России

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры; посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности; самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т. д. Важное место в сфере досуга занимает общение с другими людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т. д.). Часть досуга расходуется на пассивный отдых.

Зарождение досуговых форм — это история театральных представлений, история игр и кинематографа, созидание и эволюция культуры нашего общества.

1. Из истории зарождения театра.

Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра.

Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату.

Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам мерой — временем существования самого рода человеческого.

День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком.

Приобщение к труду принесло ему поэтическое прозрение человек стал обретать в себе поэта, эстетическую способность поэтического восприятия мира.

В те далекие века у только что нарождавшейся поэзии не было могучих крыльев, ее еще не коснулось мощное дыхание вольного полета до какого-то срока, до какой-то поры назначение ее сводилось только к подчиненному сопровождению обрядов и ритуалов, утверждавшихся в быту первобытной общины. А когда подошло уже время ее зрелости, самостоятельности поэтического существования, поэзия вырвалась на свободу, оборвав путы прежней нераздельности с бытом. И тогда-то наступило время сближения судьбы поэзии с судьбой театра.

В золотую пору детства человечества первые поэты земли — великие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, как добрые гении поэзии склонились над колыбелью театра. Они вызвали его к жизни. И они обращали его к служению людям, к прославлению духовного могущества человека, его неукротимой силы, нравственной энергии героизма.

За прошедшие с той поры тысячелетия все еще не померкло имя одного из первых героев театра. Им был Прометей Эсхила — мятежный богоборец, осужденный Зевсом на вечные муки за служение людям, за то, что добыл для них огонь, научил их ремеслам и наукам. Навечно прикованный к скале, он гордо славил свободу и достоинство человека:

Знай хорошо, что я б не променял

Своих скорбей на рабское служение:

Мне лучше быть прикованным к скале,

Чем верным быть прислужником Зевеса.

Вместе с Эсхилом столь же страстно славил человека младший его современник, Софокл:

Много в природе дивных сил,

Но сильней человека нет.

За ними, могучими своими предшественниками поднимался Еврипид — самый трагедийный поэт античного мира. И, быть может, самый бесстрашный. Отрешаясь от заданности мифологических сюжетов, он выковывал реальные характеры людей, живущих накаленными страстями, накаленными чувствами, мыслями, переживаниями.

Эсхил, Софокл и Еврипид положили — по свидетельству истории — великое начало великому делу. Делу вечному! Столетие за столетием — во все времена, во все эпохи, прожитые неисчислимыми человеческими поколениями, театр неизменно, неотрывно сопутствовал движению истории человечества.

Какие только перемены не происходили на земле — эпоха следовала за эпохой, одна общественно- экономическая формация сменяла другую, возникали и исчезали государства, страны, империи, монархии, в глубинах океана исчезла Атлантида, разгневанный Везувий горячей лавой залил несчастную Помпею, на долгие века пески занесли на Гиссарлыкском холме воспетую Гомером Трою, — но ничто и никогда не прерывало вечного бытия театра.

Читайте также:  Краски для праздника красок холи

Театр нужен был человеку всегда!

Десятки тысяч зрителей — чуть ли не все население городов-республик — собирались на театральные представления в Древней Греций. И поныне напоминанием о том служат полуразрушенные временем величественные амфитеатры, сооруженные в бесконечно далекие от нас времена.

Как только не складывалась в прошлом судьба театра! Он испытал, пережил все, пока не обрел своего постоянного крова — театрального здания. Его представления давались всюду — на площадях и ярмарках, на церковных папертях, в замке знатного феодала, в монастырской обители, в раззолоченном дворцовом зале, на постоялом дворе, в поместье вельможного крепостника, в церковной школе, на сельском празднике.

Всякое бывало в его судьбе. Его проклинали, ненавидели, запрещали, подвергали гонениям и издевательствам, наказаниям и преследованиям,. отлучали от церкви, грозили кнутами и виселицами, всеми небесными и земными карами. Но в борьбе с ним снискали его враги и гонители — короли, монархи, государи, цари, императоры, невежественные властолюбцы.

Никакие испытания, никакие беды и невзгоды не сломили вечной жизнестойкости театра.

2. Истоки маскарада

В архаических культурах на покойников одевали маски, чтобы когда он встретиться во время пути в загробный мир с духами они не смогли бы причинить ему вреда. Этот ритуал культивировался и в более поздний период.

В средневековой Европе карнавал как театрализованное шествие с играми, инсценировками, забавами и фейерверками, маскированием участников праздника прочно вошел в праздничную культуру романских народов и наиболее точно и наиболее точно проявил свою сущность во время проводов зимы — весеннего народного праздника.

Особое внимание уделялось искусству декоративного костюмирования. В целом маскирование в определенных границах затушевывало составные различия. Маскирование участников шествия, бутафорские элементы убранства, декоративные установки — все вместе в карнавально-зрелищной театрализации помогало «переворачивать» жизнь.

Поведение человека в этом случае было крайне противоречиво. С одной стороны, человек, прикрываясь маской прятался, защищаясь от нечистой силы, с другой же, он входил с ней в диалог и даже в определенные игровые отношения, т.к. зачастую его маска имела образ самой нечистой силы и человек как бы пародировал эту нечистую силу.

Это же относится и к одежде. Переодеваясь в чужой костюм, в одежду странную, нарушающую норму, человек нарушал определенную табуированную норму и выходил за границу обыденного, бытового мира в сферу нарушения запретов, пародии а то и вовсе вступал во взаимоотношения с потусторонними силами.

Маскарадные празднества в России


Карнавальные празднества в России — явление дуалистического (двойственного) порядка: с одной стороны, они оказались заимствованными из опыта европейской карнавальной культуры и на первых порах насильственно насаждались верховной властью, с другой — имели свои крепкие национальные корни в народной праздничной культуре, хранящей опыт организации и декорирования театрально-зрелищных языческих и религиозных (христианских) праздничных шествий, непременными атрибутами которых являлись маски, переодевания, преображения их участников.


Карнавальные маска и костюм — не просто сокрытие лица личиной, «харей», «рожей». Их цель заключалась не столько в том, чтобы обмануть зрителя, сделать исполнителя неузнаваемым, а в том, чтобы нести определенную информацию, порой через миф, легенду и утопию прошлого иносказательно раскрывать смысл бытия, жизни и смерти, свободы и бессмертия духа. Короче: за карнавальным смехом стоит утверждение силы человека, его уверенность в возможности свободы, за фантасмагорией маски и одежды — миф и символ, через подсознательное мышление и настроение — выражение идеалов, устремлений, представлений и добре и зле, о свете и тьме, о любви и ненависти, о радости, а может быть, и безотчетном страхе.


Как и любой праздник, карнавал прежде всего проблема человека, человеческого бытия, поведения, общения. Но не только живое общение — признак карнавала: он одновременно игра, действо, зрелище, представление, демонстрация.


В процессе общения осуществляется своеобразный синтез жизни и искусства. Карнавальный костюм и маска помогали приобрести свободу действия, стать непосредственным и неузнаваемым, являться инкогнито в межличностном и где-то и безличностном общении. В маске можно было вести себя вольно и даже вызывающе, забыв светские условности. Маска характеризовала святейшее право участника маскарада быть неузнаваемым. Некоторые пользовались этим и на маскарадах сводили счеты со своими недругами.


Подтверждение этому можно найти в поэме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»:


«Под маской все чины равны,


У маски ни души, ни званья нет,- есть тело.


И если маскою черты утаены,


То маску с чувств снимают смело.»


Карнавально-маскарадные зрелища в России XVIII века имели ощутимую связь с европейским карнавалом. Однако русский карнавал, оплодотворенный западноевропейскими новациями, вызревал на благодатной почве, питаемой вековыми традициями языческой культуры, фольклора, народного искусства, самобытного скоморошества.


В XVII в. с ростом городов, с постепенным приходом в город на житье и заработки крестьянской народной массы в городскую среду мощно вливалось деревенское народное творчество. Вхождению фольклорных мотивов, форм, приемов, элементов в живую ткань городского карнавала, в его драматургию и преображенную художественную среду праздника способствовало то, что между сельским и городским фольклором на первых порах не существовало резких границ, ибо в деревне и в городском посаде бытовали традиции общей народной культуры.


Скоморошество одно из звеньев отечественного карнавально-праздничной культуры с ее богатыми традициями, историческим опытом использования в сельских местностях и в городах в дни празднеств смешанного языческо-церковного календаря: святочных и масленичных гуляний, майского праздника весны, праздника Ярилы на Троицу, июньского — Ивана Купалы. Все эти праздники с песенно-плясовыми и игровыми шествиями усвоили от скоморошьих забав слово и звук, танец и краску, диковинный костюм и маску-ряжение, элементы бутафории и реквизита, двор из свежерубленных деревьев и ветвей, цветочных гирлянд, цветного тряпья и рогожи, смешных и «страшных» чучел, кукол, фигур.


К концу XVII столетия скоморошество как мощное явление народно-праздничной и фольклорной культуры исчерпало себя.


Однако, проникновение в городскую среду европейского карнавала позволило в значительной мере возродить и отдельные формы языческой культуры.


Маскарад для простых людей был приобщением к искусству и литературе. До Петра Великого в высшем слое русского общества не существовало почти никаких веселий. Это общество воспитывалось под неусыпным влиянием византийского аскетизма, запрещавшего все лучшие стороны человеческого развития. Аскетизм объявлял свободную науку — ересью, творчество — соблазном, музыку, пение, пляску и т.д. — « хульной потехой» и «богомерзким делом».


3. Зарождение кинематографа в России


Огромный успех «синематографа братьев Люмьер» обусловил необыкновенно быстрое его распространение во всем мире. Через пять с половиной месяцев после первых коммерческих киносеансов в Париже синематограф появился в России. 4 мая 1896 года на открытии летнего сезона в увеселительном заведении «Аквариум» в Санкт-Петербурге, в том самом помещении, в котором в 1918 году снимались первые советские художественные фильмы, начались гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер». Несколько дней спустя кинематограф увидели москвичи в летнем саду «Эрмитаж», находившемся в аренде у известного антрепренера Лентовского. Затем, примерно через месяц, кинематограф стал одним из главных аттракционов в кафешантане Шарля Омона, выехавшем по случаю Всероссийской выставки из Москвы в Нижний Новгород. Здесь его впервые увидел молодой Максим Горький. И не только увидел, но и описал в корреспонденции, опубликованной в газете «Одесские новости» от 6 июля 1896 года.


Из всех ранних откликов русской печати на новое изобретение корреспонденция М. Горького представляет наибольший интерес. Для нас особенная ее ценность заключается в том, что в ней удивительно живо переданы те непосредственные впечатления, которые возникали у зрителей после первого просмотра фильмов. Что же поражало первых зрителей в кинематографе? Первое—иллюзия реальности:


«Экипажи идут с экрана прямо на вас, пешеходы идут, дети играют с собачкой, дрожат листья на деревьях, едут велосипедисты—и все это, являясь откуда-то из перспективы картины, быстро двигается, приближается к краям картины, исчезает за ними, появляется из-за них, идет вглубь, уменьшается, исчезает за углами зданий, за линией экипажей, друг за другом. Перед вами кипит странная жизнь—настоящая, живая, лихорадочная жизнь. »


Иллюзия была настолько велика, что первые кинозрители воспринимали картины, проходившие на экране, как действительность, а экран был для них окном, распахнутым в жизнь.


«На вас идет издали курьерский поезд — берегитесь! Он мчится, точно им вы стреляли из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить; начальник станции торопливо бежит рядом с ним. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины. Публика нервно двигает стульями — эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и все раздавит. »


Но для первых кинозрителей пугающая реальность картины соединялась с прямо противоположным качеством — ее условностью, вследствие которой киноизображение казалось одновременно ирреальным. Эта условность кинозрелища удивляла зрителей, пожалуй, еще больше, чем его иллюзорность. Странным казалось многое: «серый тон гравюры», изменение реальных размеров людей и вещей («все фигуры и предметы вам кажутся в одну десятую натуральной величины») и, главное, безмолвие:


«Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения. Страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных».


Успех кинематографа как аттракциона определялся, по-видимому, этими его качествами: поразительной реальностью воплощаемых им картин жизни, с одной стороны, и, с другой, их «неестественностью», фантастичностью. Этим он удивлял зрителей. И примерно до 1906— 1907 годов, то есть до того времени, когда зрители к нему окончательно привыкли и он перестал их удивлять, кинематограф оставался по преимуществу аттракционом. Но не исключительно аттракционом. Внимание зрителей все же привлекала и специфичность образов, воплощаемые на экране. Фантастичность, «неестественность» кинозрелища уже на первом этапе его развития породила жанр сказки, а впоследствии привела к жизни детективно-приключенческий жанр и т.п. Фотографическая характерность привела к использованию кино как средства документации событий действительности. Это последнее качество было особенно важно. Поэтому ранний кинематограф, особенно в России, прежде всего обратился к созданию хроникальных фильмов.


Одновременно с первыми демонстрациями кинематографа в России происходили и первые киносъемки. Май 1896 года ознаменовался восшествием на престол последнего царя и знаменитой «Ходынкой». На торжества коронации был допущен специально присланный братьями Люмьер из Парижа оператор Камилл Серф. Трагические события на Ходынском поле он, правда, не снимал, но коронационные торжества в Кремле запечатлел довольно подробно. Съемка коронации Николая II была первой киносъемкой в России и вместе с тем одной из первых в мире съемок актуальной политической хроники.


Период дореволюционного кино, является одним из основных этапов в развитии русского кинематографа. И без этого важного, а на мой взгляд — самого важного этапа, не было бы таких режиссеров, как Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко и других замечательных и выдающихся режиссеров.

кинематограф маскарад театр карнавал

Истоки досуговой деятельности лежат в глубокой древности, начиная с архаических времен и древней Греции. Что же касается России, то началом ее были святочно-масленичные гуляния, скоморошество, т.е. истоки находятся в русском фольклоре.

Список использованной литературы.

Вен. Вишневский — Художественные фильмы дореволюционной России Госкиноиздат, Москва, 1945

Гинзбург — Кинематография дореволюционной России Издательство Искусство, Москва — 1963

Ю.А.Дмитриев «История русского драматического театра» т.1. Искусство. М. 1977 г.

Б.И.Краснобаев. Очерки истории русской культуры 18 в. М.Просвещение. 1987.

А.Ф.Некрылова Русские народные городские праздники и зрелища. Ис-во. 1988 г. Лен.

Н.Абалкин. Рассказы о театре. «Молодая гвардия.». М.1981.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Зарождение кинематографа и первых короткометражных фильмов. Формирование художественного (игрового), документального, мультипликационного и научно-популярного видов кинематографии. Эра немого кино и появление звука. Развитие технологий современного кино.

реферат [20,5 K], добавлен 19.09.2014

Процесс эволюции кинематографа из технической новинки и ярмарочного развлечения в часть повседневной жизни людей, в новое искусство, зрелище и явление культуры. Зарождение немого кино и возникновение звуковых фильмов в России, их воспитательное значение.

реферат [51,8 K], добавлен 02.05.2011

Исследования условий определения театра в системе досуговых представлений. Причины, влияющие на выбор студента при проведении свободного времени. Специфика театра как предмета воспитания, средства всестороннего и гармонического развития личности.

курсовая работа [60,3 K], добавлен 09.03.2009

Предпосылки рождения и развития кино. Литература, живопись, театр как составляющие кинообраза. Синематограф братьев Люмьер. Появление первых звуковых фильмов. Вклад различных наций в совершенствование кинематографа. Особенности современного киноискусства.

доклад [16,3 K], добавлен 04.10.2010

Своим появлением в России кинематограф произвел большой фурор. Первые кинопоказы фильмов братьев Люмьер в России состоялись в мае 1896 года. Кинопроизводство приняло постоянный характер, начиная с 1908 года. Кинематограф на Алтае появился в конце 1986 г.

реферат [49,0 K], добавлен 05.02.2009

Изобретение братьями Люмьер кинематографа, его растущая популярность во всем мире. Создание первых художественных фильмов на основе определенного сценария, с использованием трюков и спецэффектов. История развития киноискусства в США, России и Украине.

презентация [982,7 K], добавлен 28.03.2012

История основания кинотехнологии. Кинетоскоп Томаса Эдисона. Изобретение кинематографа братьями Люмьер, их деятельность в создании и развитии французской киноиндустрии. Первый в мире закрытый просмотр кино, первый публичный платный сеанс, мировое турне.

презентация [1,9 M], добавлен 06.04.2012

Источник статьи: http://otherreferats.allbest.ru/culture/00097881_0.html