А нужно ли ребенку быть отличником?
Большинство родителей школьников мечтают, чтобы их дети стали отличниками. Украшенный пятерками дневник тешит родительское самолюбие и внушает взрослым оптимизм относительно блестящего профессионального и социального будущего их ребенка. Но может, родителям нужно вспомнить свои школьные годы? Кем стали школьные отличники? Оправдалась ли родительская мечта, что медаль за окончание школы сделает ребенка социально успешным взрослым?
Мой первый класс стал для мамы сущим адом. Впрочем, для меня тоже. Я была жутко неусидчивой: пыткой были и школьные уроки, и домашние задания. Глядя на свою бестолковую дочь, моя мама все время вздыхала: «А вот Миша — отличник!» Миша был моим одноклассником и сыном маминой коллеги, которая совершенно справедливо гордилась своим умным и прилежным сыном: «Вот Миша сказал, что будет отличником, и стал им!» «Мише никто не помогает с уроками, он все делает сам». Для мамы моя успеваемость была оскорблением, а Миша был как живой укор.
Он действительно был очень способным: обладал живым умом и потрясающей памятью, а также прилежанием, усидчивостью и честолюбием, что позволило ему окончить школу с серебряной медалью и без проблем поступить на бюджетное отделение Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Миша и там стал отличником, окончив вуз с красным дипломом. Само собой разумеется, он поступил в аспирантуру. И его родители, так же как и мои, не сомневались, что Миша получит ученую степень и станет светилом отечественной науки, ведь блестящее будущее перед ним маячило прямо с первого класса. Но он степень не получил и светилом не стал.
«Отсидев» положенные годы в аспирантуре, дождавшись исполнения 27 лет, Миша просто решил вопросы с армией, в коей служить не собирался. Диссертацию писать он тоже не собирался, так как наука ему была не нужна. В конце концов, Миша стал просто специалистом с высшим образованием, работником по найму, который трудится за зарплату. Кстати, ученую степень кандидата наук, как ни странно, получила я. Это так, к слову о школьной успеваемости.
Удивительно, но судьба всех известных мне отличников похожа на судьбу Миши. В лучшем случае они стали к 30−35 годам начальниками каких-нибудь отделов-подразделений, но в основном, с учетом их возраста и опыта работы, — просто ведущими специалистами. Это судьба мальчиков. Девочек же, вне зависимости от их успеваемости в школе, к общему социальному знаменателю привели замужество и материнство. Среди них обеспеченными в основном являются те, у кого мужья хорошо зарабатывают. И эти девочки не были отличницами в школе, и их предприимчивые мужья не могут похвастаться тем же.
Ведь что делает ребенка отличником? Иллюзия думать, что отличник — это интеллектуал. Совсем не обязательно. Достаточно усидчивости, прилежания и чувства ответственности. Именно поэтому из отличников получаются замечательные, трудолюбивые исполнители — рабочие лошади, на которых более предприимчивые и менее совестливые граждане зарабатывают деньги.
А что делает человека успешным, не обязательно богатым, но состоявшимся, даже знаменитым в какой-то сфере жизни?
Во-первых, нестандартное мышление — то, чем мало кто из отличников может похвастаться. Во-вторых, неиссякаемый, фанатичный интерес к чему-то одному, какая-то своя собственная идея «фикс», которая и заставляет человека трудиться, искать, размышлять, решать и создавать!
Например, весьма посредственными учениками по всем предметам были: Наполеон, Исаак Ньютон, Владимир Маяковский, Уинстон Черчилль, Билл Гейтс. Людвиг ван Бетховен всю жизнь писал с ошибками. Альберта Эйнштейна в наши дни, скорее всего, определили бы в коррекционную школу. А. С. Пушкин ненавидел математику. А. П. Чехов был «второгодником»: ему не давалась арифметика и греческий язык. Даже по русской словесности будущий писатель не получал выше четверки…
Однако пренебрежение этими именами системой школьного образования не стало препятствием для мирового признания их таланта. А ведь рядом с ними учились те, кем гордилась школа, кого будущим гениям ставили в пример. Как их звали, кто-нибудь знает?