Киномузыка: какая она? Владимир Косма
Высокие блондины с уколом зонтиком, папаши с невезучими - все эти знакомые образы навсегда связаны со своими мелодиями. Автор у этих мелодий один - Владимир Косма.
Киномузыка Владимира Косма настолько хорошо знакома уху бывшего советского человека, посмотревшему все лучшие французские комедии, что, казалось бы, писать о ней излишне. Поэтому начну не с самого известного, но, тем не менее, любопытного факта.
В 70-х годах во Франции снимался телесериал «Михаил Строгов» («Michel Strogoff») по одноименному роману Жюля Верна. Ясное дело, события в романе происходят в России. Там и «сибирское восстание» против Александра II «татарского хана Феофара», и прочие фантастические жюльверновске истории. Есть там и героиня — Надя Федорова.
Этот роман многократно экранизировался: ну как же, столько экзотики! Такое впечатление, что «истории про Россию» в западном восприятии были куда экзотичнее, чем истории про полеты на Луну.
Экранизация 1975 года вышла с музыкой Владимира Косма. Конечно же, там есть и своя «Тема Нади». И что я слышу? Как и в «Теме Лары» из «Доктора Живаго» — без балалаек опять не обошлось. «Балалаечные интонации» пронизывают все эту красивую лирическую тему.
В отличие от Алекса Норта Владимир Косма (день рождения 13 апреля 1940) родился не в самой благополучной стране, но в благополучной семье. Семья Косма — одна из самых известных музыкальных семей в Румынии. И отец-пианист, и мать-композитор, и дядя-дирижер, и бабушка, учившаяся в Италии у знаменитого Феруччо Бузони. Поэтому и у Владимира была прямая дорога: сначала консерватория в Бухаресте по классу скрипки и композиции, затем — переезд в Париж и учеба у не менее знаменитой Нади Буланже (дочери русской певицы, пианистки и педагога с мировой известностью, воспитавшей целую плеяду настоящих звезд).
Владимир Косма тоже звезда — в хорошем смысле этого слова и в своем жанре. Около 200 саундтреков к фильмам — это значительный вклад в кино. Практические все известные нам французские комедии («Игрушка», «Укол зонтиком», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Возвращение высокого блондина», «Папаши», «Инспектор-разиня», «Он начинает сердиться», «Бум», «Невезучие», «Не упускай из виду», «Чудовище», «Беглецы», «Ужин с придурком», «Хамелеон») блистательны не только благодаря знаменитому галльскому юмору, не только игре любимых актеров, но и музыке. И неизвестно еще, какой «процент популярности» можно отнести только за счет мгновенно узнаваемых мелодий.
200 саундтреков к фильмам, каждый шедевр в своем жанре — такая работа не могла остаться незамеченной. Были и первые места на Каннском кинофестивале, и национальная французская премия «Сезар» за лучшую музыку к кино. Владимир Косма также стал кавалером Ордена Почётного легиона.
Музыка — настроение, легкая, кажущаяся беспечной, однако чуть с грустинкой. Но описывать эту музыку нет смысла. Киномузыка тем и интересна, что позволяет очень легко интегрировать разные стили и возможности. Кроме необходимого «классического обрамления», естественны и джазовые вкрапления, и поп-элементы, и отголоски народной музыки разных культур.
У Владимира Косма все это настолько органично, что «невозможно оторваться» или впоследствии забыть. Именно это позволяет ему сейчас «собирать» все свои мелодии и делать из них симфонические поэмы для концертного исполнения на радость публике. И не нужно забывать, что у него есть и работы в классических жанрах — три оперы и кантаты. Но главное в его творчестве — это музыка к кино, сразу узнаваемая и незабываемая.
Если Владимир Косма жив, здравствует и, надеюсь, еще порадует нас своими саундтреками, то его однофамилец и коллега уже умер. Речь идет еще об одном Косма — Жозефе, тоже композиторе киномузыки. ___________
В комментариях можно вспомнить все любимые мелодии.