Клара Лучко: можно ли ради любимого прыгнуть с парашютом?
25 марта 2005 года резко ухудшилось состояние здоровья Клары Степановны Лучко. Через три с половиной месяца народная артистка СССР должна была отмечать свое 80-летие, но тот день, 25 марта, был последним, отпущенным ей судьбой. С вечера ей стало очень плохо, а в ночь на 26 марта ее сердце окончательно остановилось.
О чем думала в последние часы своей жизни Клара Степановна? Что вспоминала? Свои звездные роли? Такую горькую вдовью долю? Дочь, которая в неполных 8 лет осталась без отца? Второго мужа, ставшего ей надежной опорой до конца ее жизни? Или может быть, тот прыжок с парашютом, когда она, оторвавшись от опоры, ощутила всю полноту жизни во всей стихийности? «Парня полюбила на свою беду…»
Ее очень любили миллионы кинозрителей. Ей приходили письма пачками, особенно после показа фильма «Цыган». Ей очень нужны были эти теплые, порой незатейливые слова, чьи-то жизненные истории. У нее просили совета, делились самым сокровенным, а она, раскрывая очередное письмо, непременно улыбалась. В ней видели женскую совесть всей страны, а она ощущала себя простой, если не сказать обыкновенной, чуть-чуть ошибающейся, слегка неприспособленной к бешенному темпу современной жизни, чуточку меланхоличной и тоскующей все о том же: о тех днях, когда она, как и ее героиня Даша Шелест, вдруг осознала, что строки: «Ой, цветет калина в поле у ручья. Парня молодого полюбила я…» как будто про нее написаны. Она тоже полюбила, и тоже, как потом оказалось, на свою беду…
Клара Лучко родилась 1 июля 1925 года в селе Чутове, под Полтавой. Ее отец, Степан Григорьевич, был очень интеллигентным человеком, надежным, ответственным, но в то же время очень мягким по отношению к супруге и дочери. А мама, Анна Ивановна, была в чем-то уникальна, обладая так называемым серебряным голосом. Она в молодости кочевала по Украине с передвижным театром, одно время пела в церкви с самим Иваном Семеновичем Козловским. И не раз слышала от парней: «Ганка, выходь за меня замуж. На руках все життя носить буду!». Почему выбрала Степана — какая уж тут загадка: он ради нее готов был не то, что звездочку с неба достать — мир перевернуть!
Многим казалось, что Степан слишком мягок, супруге слова худого не скажет, а смотрит на нее влюбленными глазами не только в медовый месяц, но и всю жизнь. Что верховодит в семье она, Ганка, впрочем, на людях никогда этого не показывает. На самом деле единственная дочь Степана и Анны росла в обстановке настоящей любви, чистоту которой никогда на нарушали ни повышенные тона, ни какая-то неприязнь, от которой у мужика крышу сносит и он уходит в запой, ни мелкие ссоры. И дочь росла на удивление тихой, спокойной, послушной. Так, по меньшей мере, казалось родителям.
Да, у нее были свои комплексы. Не каждой девочке приятно, что она в классе самая рослая, на голову выше всех подружек. Или то, что самый красивый мальчишка в школе, по имени Славик, не обращает на нее никакого внимания. Да, ей не раз приходилось плакать в подушку, правда, беззвучно, не привлекая к себе родительского внимания. Но, в конце концов, все свои проблемы она не привыкла перекладывать на чужие плечи, все решит сама. А он глянул и продолжил разговор с другими…
Ради Славика она записалась в парашютную секцию и сделала свой шаг с парашютной вышки. В первую секунду она обмерла, ей показалось, что она непременно должна разбиться. Вдруг парашют не раскроется, а обратного пути уже нет. Ей очень хотелось судорожно рвануть на себя кольцо, но потом она взяла себя в руки: самое страшное, что может случиться, это ее гибель. А раз Славик до сих пор не ценит ее, так ему и надо! Так что можно расслабиться и наблюдать за… Славиком. Ага, вот он увидел, что я прыгнула, что лечу. Но тут же отвернулся к товарищам, чтобы продолжить разговор.
А на следующий день Славик подарил Кларе свой рисунок: жираф прыгает с парашютом. И подписал: «Вышка прыгает с вышки». И пошел себе дальше, дружить с той девочкой, которая впоследствии станет его женой. Но тогда Клара этого еще не знала. Ею двигала, как выражается сейчас молодежь, «мстя». Она пошла в артистки, чтобы доказать всему миру, что Славик — Гомер, раз не смог разглядеть ту, которая любит его больше жизни!
Случилось это уже в Средней Азии, куда семья Лучко эвакуировалась с началом войны. В то время Всесоюзный государственный институт кинематографии был эвакуирован в Алма-Ату. Здесь Клара и стала студенткой актерского факультета, занимаясь в мастерской Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой (помните мадам Стороженко в фильме «Белеет парус одинокий»?). Очень разные и своеобразные преподаватели заложили основы будущей профессии, а шлифовал мастерство у Клары Лучко мэтр советского кино — Сергей Герасимов. Пырьев был тайно влюблен в Лучко
Но при всем при том, первые две роли в кино начинающей актрисе, мягко говоря, не удались. И если бы не знаменитый режиссер Иван Пырьев, пригласивший Клару на роль Даши Шелест в фильм «Кубанские казаки», она бы практически наверняка искала себе другую профессию. Более того, знаменитый режиссер стал оказывать ей знаки внимания, и даже дико ревновать к другим. Но главный ее счастливый билет в фильме был не столько Пырьев, сколько Сергей Лукьянов, сыгравший роль Гордея Ворона, председателя колхоза, в котором работает Герой социалистического труда Даша Шелест. Именно ему, гордому Гордею Марина Ладынина (она же в фильме Галина Пересветова) поет мгновенно ставшую любимой песню «Каким ты был, таким ты и остался»…
Как потом вспоминал сам Сергей Владимирович, он пропал, как только впервые взглянул на Клару. Ее любовь вспыхнула не так мгновенно, все-таки Сергей был женат, воспитывал дочь. Но в конце концов, он так был похож на ее любимого отца, что и сердце Клары не устояло. Они были счастливы долгих 15 лет. 1 марта 1965 года Сергей Владимирович выступал на собрании в Театре им. Вахтангова. Во время выступления с ним случился инфаркт, и Лукьянов умер прямо на сцене. Актеру не исполнилось еще и 55 лет…
Но вернемся в 50-е годы. После «Кубанских казаков» Лучко полюбила вся страна. Ее часто приглашают в свои фильмы самые выдающиеся режиссеры — Сергей Герасимов, Всеволод Пудовкин, Иосиф Хейфиц. На съемочных площадках Кларе Степановне довелось поработать с целой плеядой талантливых актеров, таких как Василий Меркурьев, Михаил Яншин, Павел Кадочников, Лариса Лужина, Алла Ларионова, Валентин Зубков. Надо уметь перевернуть и эту горькую страницу…
Это актерское братство во многом помогло пережить личную драму. Первое время после смерти мужа у Клары было одно желаниие — забыть обо всем. Но подрастала дочь, решили отвлечь от невеселых мыслей коллеги, одним словом, рук не опустила…
А дальше, после многолетнего перерыва, появились роли, в которых актриса сумела раскрыться в своем новом качестве. И покорить сердца миллионов зрителей. Ее творческий дуэт с Михаем Волонтиром в фильме «Цыган» принес ей славу не только в СССР. Ее признали «Женщиной мира», затем «Женщиной тысячелетия», а в далекой Индии за роль Клавдии Петровны Пухляковой в фильме «Цыган» она была признана «Женщиной Индии».
Конечно, в чем-то ей повезло — рядом с нею находился муж Дмитрий Федорович Мамлеев. Вместе они делили и радости, и горе.
Многие звезды советского кино с распадом Советского Союза и со сменой экономической формации оказались вдруг не нужны ни новому кино, с его «братками», «бригадами» и «ментами», ни Союзу кинематографистов, который пытался адаптироваться к новым условиям. Золотые слова Клары Лучко
Но Клара Степановна, в отличие от других, в нищету не впала, закваска была не та. Ведь родилась она на Полтавщине, где ко всему привыкли подходить с юмором, и даже большая миргородская лужа не способна была выбить из колеи. Секрет Клары Степановны заключался в том, что она никогда в жизни не позволила себе выйти из дому в плохом расположении духа. Она всегда считала, что пришла в этот мир доставлять людям радость, и часто просто «пересиживала» дома свое плохое настроение. И только почувствовав, что кошки перестали «скрести» на сердце, выходила на улицу.
А ее золотые слова, которые она однажды произнесла, можно смело писать большими буквами и вывешивать на стене для того, чтобы никогда не забыть. Вот они:
«Я считаю, что к жизни надо относиться проще. Никаких звездных болезней у меня нет. Конечно, приятно, когда люди на улице говорят мне теплые слова, но это не повод задирать нос. Надо понимать, что все знаки внимания — это сопутствующий элемент нашей профессии. Люди склонны придавать излишнее значение славе и деньгам. Все это лишь отягощает жизнь. К примеру, когда в нашей стране случился дефолт, я на себе этого никак не ощутила, даже не поняла сначала, что все это означает и почему это такая трагедия. У меня нет сбережений, при этом я не могу назвать нас с мужем ни бедными, ни богатыми людьми. Мы живем нормально. Вроде на все хватает, а островов нам не надо. Деньги — это не главный для нас вопрос…»
Как только человек начинает понимать, что деньги — не главный вопрос, все в его жизни меняется. Особенно в сегодняшней. Некоторые актеры отказываются от съемок из-за того, что им предлагают гонорар «всего» 84 тысячи рублей в день! Да и Бог с ними, с такими актерами. Думаю, лет через 5−10 о них вряд ли кто вспомнит. В отличие от любимой нашей Клары Степановны Лучко!