Как изменялась эстрадная песня?
Всё в нашей жизни постоянно изменяется, совершенствуется, модернизируется, и это факт. Человек — довольно ленивое существо, всё время стремящееся облегчить и упростить свою жизнь, и это также факт. И всё, что нас окружает, будь то живая природа или же различные человеческие изобретения, постоянно находится под действием двух выше обозначенных факторов. Не стала исключением и эстрадная песня, также постоянно изменяющаяся и приобретающая всё новые и новые формы. И ко многим её изменениям, к сожалению, имеет далеко не последнее отношение банальная человеческая лень…
Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить эстрадную песню начала прошлого века с эстрадной песней начала нынешнего. Что из себя представляет эстрадная песня начала прошлого века? Сложные, красивые мелодии, исполняемые вживую на настоящих, а не электронных, музыкальных инструментах; осмысленные и складные тексты, несущие в себе различные настроения, переживания, а не являющиеся простым набором слов со слабой зарифмованностью; сильные голоса исполнителей, чётко выраженные вокальные данные и музыкальный слух. На сочинение текстов и музыки уходит достаточно много времени, к исполнению приходится привлекать целые оркестры, не каждый сможет дома столь же хорошо исполнить эти песни; но зато они душевные, они качественные, они остаются в людской памяти на года, на десятилетия.
К середине века у человечества появляются новые возможности в плане обработки и записи музыки, аранжировки заметно выигрывают в качестве звучания, в насыщенности. Однако в большинстве случаев по-прежнему используются настоящие музыкальные инструменты, сохраняются связь мелодии с текстом, смысловая составляющая текста, наличие голоса и слуха у исполнителя.
Во второй половине века сила голоса, необходимая для исполнения песен, постепенно уходит на второй план. Если раньше пели единицы, то теперь петь может едва ли не каждый второй. Меняется манера пения, петь можно не во весь голос, не обязательно так сильно выводить, — и так далее. Упрощается процесс записи, появляется фонограмма, существенно упрощающая исполнение на концертах. Но пока ещё сохраняется мелодичность, сохраняется смысл в текстах, сохраняется связь мелодии с текстом — они остаются тесно связанными, не отделимыми друг от друга.
Проходит ещё пара десятилетий, и мы видим уже совершенно иную картину: живые исполнения напрочь вытесняются фонограммами, настоящие музыкальные инструменты существенно потесняются электронными, исполнять песни уже может абсолютно любой человек, способный произносить хотя бы какие-то членораздельные звуки. Песни становятся менее душевными, менее чувственными. Во многих случаях в текстах напрочь отсутствует смысловая составляющая, они становятся простым набором слов, лишённых ровного ритма и зачастую — рифмы. Разрушается гармония единства текста и мелодии, под одну и ту же аранжировку можно с одинаковым эффектом исполнять десяток песен. Мелодию, дополнявшую и как бы подчёркивавшую те настроения, которые передавались исполнителями в песнях, заменяет музыкальный фон, голый ритм, под который произносятся строки текста. Один и тот же текст можно с равным успехом воспроизводить под совершенно разные по ритму и звучанию мелодии. Их связь разрушена.
Написать и исполнить песню стало гораздо проще. Заняться этим может теперь любой. На запись альбома не уходит так много времени, как уходило в прежние времена. При желании можно даже организовать студию звукозаписи у себя дома, штампуя диски, не выходя из комнаты. Столь же легко и исполнять песни. Не нужно надрываться в микрофон, не нужно возить с собой оркестры; достаточно выйти на сцену и включить запись…
Человек существенно упростил процесс создания эстрадной песни, сделав это в ущерб её качеству. Главным стало не качество, главным стало количество. Занимаясь упрощением процесса создания эстрадной песни, человек превратил её из искусства в конвейерное производство, приносящее доход, что лишь ускорило эволюцию эстрадной песни, превращение её в то, что она представляет из себя сегодня.
Человеческая лень, к которой впоследствии присоединилась столь же сильная жажда наживы, нанесла огромный ущерб искусству, во многом превратив его в так называемый ширпотреб. Настоящая, чувственная, душевная песня ушла на задворки, уступив центральное место её жалкой пародии. И, глядя на весь этот путь, который прошла эстрадная песня, сравнивая ту эстрадную песню, какой она некогда была, с той, какой она стала сегодня, ты невольно задаёшься вопросом: а что же будет дальше? Какой она станет ещё через десять-двадцать лет? Поймёт ли человек то, что он сотворил, осознает ли, или же продолжит свою разрушительную деятельность, потакая глубокой лени и бесконечной, ненасытной жажде наживы, принося им в жертву народное искусство? Сумеет ли он остановить процесс разрушения, деградации, сумеет ли вернуть всё вспять? Захочет ли он это делать?
На все эти вопросы ответ даст время. А пока эстрадная песня продолжает двигаться по своему эволюционному пути, не зная и не ведая, что ждёт её впереди…