Какие придворные чины существовали в Российской империи?
В допетровские времена в России существовало значительное количество общегосударственных и придворных чинов, но их присвоение зависело не столько от заслуг конкретного человека, сколь от его места в общей иерархии российской знати, так называемого местничества. Только в 1682 году царем Федором Алексеевичем были предприняты конкретные шаги к отмене местничества и впервые в русской истории разработан проект Устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и других думных людей. К сожалению, смерть монарха помешала воплотить эти благие начинания в жизнь.
С первых лет царствования Петр I стремился создать в стране четкую систему распределения всех служилых людей по конкретным чинам, чтобы их служебный рост зависел не от знатности рода, а исключительно от личных заслуг. Первоначально монарх просто перестал присваивать чины по принципу знатности, а названия старинных русских чинов стал заменять на иностранные. В первую очередь реорганизации подверглись военные чины, так как именно на армию Петр делал основную ставку при реформировании государства.
Постепенно дошла очередь и до придворного ведомства. Для начала царь просто стал переименовывать существующие придворные чины (должности) на иностранный манер. Постельничий превратился в обер-камергера, дворецкий стал обер-гофмаршалом, конюший — обер-шталмейстером, кравчий — обер-шенком, комнатный стольник (спальник) — камергером, ловчий — егермейстером, ясельничий — шталмейстером и т. д. Новые придворные чины Петр закрепил в «Табели о рангах», расставив их по соответствующим классам.
Ряд изменений в придворные чины вносились и другими императорами, по большей части они касались повышения или понижения класса отдельных придворных чинов. Большинство старших чинов придворного ведомства (с приставкой обер — старший) были отнесены ко второму классу «Табели о рангах». В XVII веке это были высшие чины государства, теперь же они оказались на втором месте, после генерал-фельдмаршалов и канцлеров. Это было закономерно, так как с петровского времени чиновники придворного ведомства стали заниматься только придворными делами, не участвуя в государственном управлении. Естественно, что значительно сузились их служебные обязанности.
Теперь обер-гофмаршал отвечал только за организацию жизнедеятельности при дворе, как в столице, так и при выездах императорской семьи в пригородные дворцы или в поездки по стране. В его обязанности входила организация питания, приемов, руководство придворными служителями. Обер-шенк заведовал винными погребами и отвечал за производство и закупку вин к императорскому столу. Обер-форшнайдер отвечал за сервировку и подачу блюд на стол монарху, а при проведении парадных обедов разрезал кушанья для императорской четы.
Обер-камергер отвечал за быт императорской семьи и проведение аудиенций. Ему подчинялись придворные кавалеры — камергеры и камер-юнкеры. Его отличительным знаком был специальный золотой ключ, носившийся на шнуре из золотого гаруса. Организация придворных церемоний была возложена на обер-церемониймейстера, который при проведении официальных мероприятий пользовался специальным жезлом, увенчанным государственным гербом. Обер-гофмейстер возглавлял Придворную канцелярию, был своеобразным начальником отдела кадров и главным финансистом придворного ведомства. Обер-шталмейстер возглавлял придворные конюшни и все связанное с ними хозяйство, отвечал за императорские выезды. Императорской охотой и охотничьими хозяйствами ведал обер-егермейстер.
Все первые чины двора имели нескольких помощников или заместителей, чьи должности относились к 3−4 классам «Табели о рангах». Обычно в названии их должностей просто была убрана приставка «обер». Исключение составлял только камер-фурьер, являвшийся помощником обер-церемониймейстера. Кроме руководства придворными служителями, он лично отвечал за ведение «Камер-фурьерского журнала», в котором скрупулезно фиксировались все события при высочайшем дворе.
В XVIII веке собственно придворными считались лица, имевшие первые и вторые чины Двора. При этом к первым относились все чины, имеющие в названии приставку обер, кроме обер-церемониймейстера. Последний, а также гофмейстеры, егермейстеры, шталмейстеры, гофмаршалы, церемониймейстеры, камергеры и камер-юнкеры относились ко вторым чинам двора. Остальные лица (камердинеры, гофкурьеры, мундшенки, тафельдекеры и т. д. ), имевшие придворные чины низших классов, считались только служителями.
Самыми массовыми чинами придворных были камергеры и камер-юнкеры. В соответствии со штатом, утвержденным Павлом I, их было по 12 человек. Но уже Александр I сделал эти чины только почетными. С 1809 года камергерам и камер-юнкерам перестали платить жалование. Все лица, уже имевшие эти чины, с этого года были обязаны состоять на службе по гражданскому или военному ведомствам, где и получали жалование. Новые пожалования соответствующими чинами стали «представлять придворные отличия, знак особенного внимания Царского к роду или заслугам предков» и проводились по решению императора только в отношении потомственных дворян, уже состоящих на службе и имеющих: для камергеров чин не ниже 4-го класса, а для камер-юнкеров — не ниже 9-го класса.
В литературе иногда встречаются утверждения, что, присвоив Пушкину чин камер-юнкера, император Николай II его сознательно унизил. Это не соответствует действительности. Император хотел приблизить поэта ко двору, но сделать это можно было, только дав Пушкину действующую придворную должность или присвоив почетный придворный чин. Александр Сергеевич имел в то время чин 9 класса на гражданской службе (титулярный советник). Ближайший действующий придворный чин камер-фурьера (7 класс) и на самом деле был бы унижением, низводившим поэта до уровня писаря. Единственным возможным решением было присвоение почетного чина камер-юнкера, что император и сделал.
Кроме придворных чинов в России существовали придворные и свитские звания, как связанные с конкретной службой при дворе, так и почетные. Высшим гражданским чиновникам могло присваиваться званием «статс-секретарь», дававшее право личного доклада императору и объявления его устных распоряжений. Для военных было установлено три звания: генерал-адъютант, генерал-майор (контр-адмирал) свиты и флигель-адъютант для старших офицеров. Присвоение этих званий могло быть почетным, не связанным с исполнением конкретных обязанностей, и действующим, с вхождением в императорскую свиту и периодическими дежурствами при монархе.
Женщинам чины не присваивались, единичные исключения не в счет. Но свои придворные звания, как правило, только действующие, были и у дам. Высшим являлось звание «обер-гофмейстерина». Она возглавляла придворный дамский штат и канцелярию императриц. Затем следовали звания гофмейстерин, статс-дам, камер-фрейлин и фрейлин. Для девиц стать фрейлиной было не только почетно, но и выгодно, так как штатные фрейлины, выходя замуж, получали приданое от двора, а зачастую и организацию свадьбы брало на себя придворное ведомство. После замужества фрейлины выходили в отставку, но за ними сохранялась привилегия представляться императрице и посещать придворные балы вместе с мужьями, «независимо от чина последних».
В России придворные чины и звания просуществовали до февральской революции 1917 года. Формально же отдельные лица, которым они были ранее присвоены, продолжали пользоваться их названиями при представлениях или переписке во время нахождения на территориях белых армий или в эмиграции.